Бизнес Артем Власенко, директор сети салонов «Оптик Центр»: «Лоточников с китайского рынка я не считаю за конкурентов»

Артем Власенко, директор сети салонов «Оптик Центр»: «Лоточников с китайского рынка я не считаю за конкурентов»

Государственных «Оптик» осталось единицы, и скоро они исчезнут Мы упустили момент, когда в кабинеты за контактными линзами выстраивались очередиС лотка купишь очки и не знаешь потом: то ли оправа сломается, то ли с глазами что-то будет

Очки и контактные линзы сегодня можно заказать даже в Интернете. Но большинство все же предпочитает приобретать товар «на ощупь». Раньше продажей линз и оправ занимались сугубо государственные учреждения торговли – «Оптики». В середине же 90-х годов на российский рынок, и челябинский, в частности, просто-таки хлынул поток дешевых подделок из стран Юго-Восточной Азии. Очки китайского производства, особенно солнцезащитные, мгновенно нашли своего покупателя: дешево и красиво. Но при этом совсем мало внимания уделялось медицинскому аспекту. О нем вспомнили только тогда, когда на рынке оптики начинали выстраиваться более или менее цивилизованные отношения. Хотя, стоит отметить, очковый бизнес с лотка не исчез и популярности почти не потерял. Что представляет собой рынок очков и контактных линз сегодня, и какого его будущее – об этом рассуждает директор сети салонов «Оптик Центр» Артем Власенко.

- Артем Валерьевич, откуда взялась идея - на основе профессии врача-офтальмолога заняться бизнесом?

- Не просто так, мне это не приснилось. Была такая мечта еще со студенческой скамьи. Первым этапом было становление меня как офтальмолога. Четыре года я отработал в глазном отделении дорожной клинической больницы, занимался лечением людей, у которых были проблемы со зрением. И тогда же я начал заниматься контактной коррекцией. У меня был маленький кабинетик - 15 квадратных метров: до обеда я работал в больнице, после обеда – в этом кабинетике. Год-полтора мы работали в таких стесненных условиях. Мечта зрела и, наконец-то, четыре года назад она осуществилась: появился большой оптический магазин, который не уступает, я думаю, в ассортименте и медицинском оборудовании ни московским, ни даже европейским аналогам.

- Вы открыли кабинетик - начитались какой-то специализированной литературы?

- Нет, я просто понимал, что есть ниша, и что контактную коррекцию надо поставить на хороший уровень. Правда, никто меня не собирался учить, как это делать. Поэтому я сел на поезд, приехал в Москву, проучился, получил сертификат на право заниматься контактной коррекцией, приобрел первоначальный банк линз, сопутствующих средств и начал потихоньку заниматься.

- Но вы были не первый?

- Да, такие предприятия в Челябинске были. Причем приоритет был отдан именно контактной коррекции. Наверное, это считалось более выгодным бизнесом. Линз не так много нужно, как очков, чтобы заработать деньги. Очкам внимания уделялось в меньшей степени. Ими занимались, но чтобы производство запускать, покупать дорогостоящее оборудование, расширять ассортимент в сторону каких-то фирм – такого не было. А вот контактная коррекция развивалась, росли кабинеты, ассортимент, профессионализм врачей. Мы не были первыми и даже упустили момент прорыва на этом рынке, когда в кабинеты за контактными линзами выстраивались очереди. Представьте, раньше были только очки, а тут появились и чешские, и американские линзы. Естественно, отказаться от очков без операции – классно! И все ринулись в эти кабинеты. «Оптифарм», «Омега» – это те, кто первыми начал этим заниматься и сейчас продолжают заниматься.

- А вы, значит, решили сделать прорыв в очках. Не считаете, что такой метод коррекции зрения - вчерашний день?

- Нет, я считаю, что это будущее даже. Контактные линзы - это лишь одно из направлений. Сколько это процентов от всех нуждающихся в коррекции, сложно сказать. Наверное, в разных странах по-разному - от 1 до 10. А 90 процентов – это те, кто носит очки - и им тоже надо помогать.

- Но можно сделать операцию лазером…

- Знаете, есть право на существование у всех методов коррекции зрения. Лазер занял свою нишу - это где-то один, может быть, два процента. Операция означает, во-первых, немалые деньги. Во-вторых - риск осложнений, пускай самых минимальных. В-третьих - необратимость. Очки перестали нравиться – выкинул, у линз закончился срок годности – поменял, операцию сделал - навсегда. Я не противник лазерной коррекции, и никто с этим бороться не собирается. Другое дело, что меня лично в какой-то степени пугает оперативное вмешательство, но как бизнесмен я думаю: почему бы и нет? В Мюнхене на миллион городского населения - 8 клиник, где занимаются лазерной коррекцией. В Челябинске - только одно предприятие на все население области, 4 миллиона человек. Ниша – свободная: вкладывай деньги, занимайся!

- А почему процент контактной коррекции на рынке не такой уж и высокий? Сами сказали: были очереди…

- Может быть, это в силу российской неграмотности. Многие, кто попробовал линзы десять лет назад, до сих пор считают, что это некомфортно. Но ведь тогда были только первые шаги, сейчас материалы для линз революционно другие. Но многие люди отказываются: один раз попробовали, им не понравилось, и они не хотят пробовать еще раз. Хотя по сравнению с очками линзы это, конечно, благо. Есть к ним абсолютные показания, когда человек просто не может носить очки, например, из-за астигматизма. Или когда большие диоптрии: представляете, какие линзы нужны, если минус 10 или плюс 10?! Толстенные и тяжеленные. Или разные диоптрии: одна минус четыре, другая минус семь. Это разный вес и толщина линз, что полбеды. А главное, что человек не может перенести такую диоптрийную разницу, он будет ощущать дискомфорт, головокружение.

- А правда, что на самом деле нельзя долгое время пользоваться контактными линзами?

- Это не так. Контактные линзы ничем не отличаются от очков, они просто ближе находятся к глазу, вот и все. Это такой же оптический прибор, имеющий диоптрийную силу, как стекло, как пластиковая линза.

- Но требующий большего ухода?..

- Да, наверное, кому-то это не нравится. Очки снял, положил в футляр, а тут - лезть в глаз руками… Это уже зависит от человека. Но опять же - о революционности. Сейчас, если не хочешь отказываться от очков, не надо, но спортом хочешь позаниматься - надел линзы на один день, и великолепно! По стоимости, конечно, будет подороже, чем обычные линзы, но на один день - в футбол поиграть или на лыжах покататься – это выход из положения.

- Многие игроки различных сегментов рынка жалуются: рынок – дикий, конкуренция – нездоровая. На ваш взгляд, оптический рынок в Челябинске цивилизован? Что думаете про многочисленные лоточки с очками?

- Лоточников я не считаю за конкурентов. Думаю, конкуренция существует между организованными структурами, кабинетами и она не здоровая, как и во всех других отраслях. Я не могу сказать, что вот, они такие плохие, демпингуют – это, наверное, нормально на каком-то этапе. Понятно, что тяжело вступать в конкуренцию с какой-то мощной структурой, например, с нами: поставить такие же цены, сделать такой же ассортимент - все-таки мы фактически в каждом районе присутствуем. Мы активно занимаемся рекламой, на слуху, люди к нам идут больше, чем к другим. Но в то же время люди находят иногда плюсы в других кабинетах и минусы в наших. Кому-то не нравится, что у нас очереди бывают.

- Вы себя считаете лидерами?

- Ну, во всяком случае, не последними. По количеству магазинов – определенно, да. По ассортименту – тоже, думаю, да. По ценам задаем какой-то тон.

- Игроков много на этом рынке в Челябинске?

- Достаточно. Порядка десяти. Для наших московских поставщиков, например, Челябинск это такой чудо-регион, где мощно развита контактная коррекция. Думаю, и наша роль немаловажна в развитии этого рынка. Мы сравниваем себя с другими регионами в плане новых видов контактных линз: однодневных, продленного ношения (которые можно месяц, не снимая, носить) – мы на самом деле далеко ушли. Многие вообще не знают, что это такое, и работают по старинке. В этом направлении, думаю, мы даже обгоняем Екатеринбург, Уфу и другие регионы.

- Почему так привлекательно это дело для Челябинска, удается извлечь большие прибыли?

- Просто, наверное, это не влечет затрат по складским помещениям. Что такое линзы? Контейнер и бутылочка со средством для ухода. Когда мы в кабинете работали, у нас все в сейфе вмещалось. А взять очки - это все-таки склад линз, оправ. Прибыли нормальные. Кому-то хватает одного кабинетика, в котором один доктор и он же - директор, а бухгалтер где-то на стороне. Идет прирост небольшой каждый месяц, и ему этого хватает. Через год-два может возникнуть желание еще где-нибудь открыть кабинетик. Мне вот, например, одного салона не хватает, поэтому растем, развиваемся в этом направлении.

- И не обращаете внимания на лоточки?

- А с ними тяжело конкурировать. Начать с того, что эта торговля вообще запрещена. Такой товар подлежит сертификации, а деятельность - лицензированию. Нет просто таких органов, которые бы этим занялись. Ну, кто, милиция будет разгонять? Не то, что я не обращаю на это внимание: мы в газетах пишем, что это плохо - покупать очки на улице, в лотках. Там ведь нельзя подобрать по межцентровому расстоянию; диоптрии – тоже приблизительно, какие линзы по качеству – непонятно. Или - солнцезащитные очки. Они должны быть со стопроцентной защитой от ультрафиолета! А что на китайском рынке, что в «Никитинских рядах» - ничего неизвестно. Если мы, например, работаем с китайским товаром, а мы вынуждены это делать, то только с теми фабриками, продукция которых в Москве сертифицируется.

- Почему вынуждены?

- Потому что если мы будем работать только с французским, немецким и итальянским товаром, то это будет очень дорого. У людей итак сложилось обманчивое впечатление, что «Оптик Центр» - это очень дорого. Да, у нас есть оправы стоимостью 1000 долларов. Но есть и за 100 рублей, приходят и дедушки, и бабушки, и малоимущие - остаются довольны. Так вот, не секрет, многие европейские и американские производители размещают свой заказ на китайских фабриках, где дешевая рабочая сила, там осуществляется контроль, и продукция качественная. А есть предприятия, где на это просто закрываются глаза. И потом этот некачественный товар из Китая, образно говоря, в мешках привозят к нам. Купишь и не знаешь потом: то ли оправа сломается, то ли с глазами что-то будет.

- А Россия не производит хорошую оптику?

- К сожалению, Россия не производит хороших оправ. Очковые линзы есть хорошие, и то те, которые делаются уже из импортной заготовки. В Белоруссии в Лиде есть завод, где делают хорошее по качеству обычное стекло. Ну, и все.

- Дешевая оптика может быть хорошей?

- Вполне. Вообще «дешево» - понятие относительное. На рынке, конечно, дешевые очки не могут быть хорошими. А в салоне могут: относительные дешевые, за 150-200 рублей, но качественные и с определенной гарантией.

- Как вы начали продавать дорогие очки известных торговых марок? Была заявка, потребность?

- Нет, такого не было. Но сейчас мы добились того, что люди приходят и спрашивают определенные марки. Есть же такая приверженность в одежде, вот люди и хотят, чтобы очки были такой же марки: «Труссарди», «Прада», «Живанши»…

- Самые что ни на есть подлинные?

- Да, это очки, которые производятся под контролем определенного модного дома, Если производителя что-то не устраивает, он размещает заказ на другой фабрике. Это как в одежде. Нет же завода «Армани», есть заказ и выпуск коллекции.

- Большим ли спросом пользуются ультрамодные контактные линзы, например, светящиеся в темноте?

- Светящимися в темноте мы не занимаемся. Это дискотечные штучки. На них есть какой-то спрос, но, как мне кажется, надуманный. А когда касается дела, люди узнают: «О, 100 долларов, нет, не надо». Цветные линзы, это да. Весной и летом они особенно актуальны, девушки такие очень любят.

- У вас сеть магазинов, не планируете выйти за пределы области?

- За пределы - нет, наверное. Вот в границах области – да, есть ниши. Горнозаводская зона, например.

- Вы проводили какие-нибудь исследования, чтобы узнать, какое количество людей нуждается в центрах, подобных вашему?

- А специальные исследования не надо проводить, есть мировая статистика, по которой от 30 до 40 процентов всего человечества страдает близорукостью. Что касается людей старше 40 лет, то там уж вынуждены заказывать очки для чтения почти все. Это нормальный процесс, которого пугаться не надо. Просто хрусталик после 40 лет становится менее эластичным.

- Раньше очками занимались государственные «Оптики», теперь им, похоже, не остается места на рынке?

- Да, думаю, к тому все и идет, что «Оптики» исчезнут. Их и сейчас уже немного осталось, единицы. Они не могут поддерживать хороший ассортимент, потому что нет средств. Придет пять человек в день, и им хватает.

- Зато «Оптики» всегда были социально направлены…

- Мы тоже от этого не отходим. Для пенсионеров у нас есть скидки. Не могу сказать, что мы самые социально направленные, но, по крайней мере, помогаем обездоленным людям, детским домам. Я не хвастаюсь, но к нам недавно обратился директор детского дома из Кунашака, и мы взялись помочь 8-10 детям бесплатно.

- Для тех, кто занимается очками и линзами, медицинское образование обязательно?

- Для организации этого дела, может быть, и нет. Необязательно для тех, кто работает в торговом зале. Но вот в кабинетах должны быть однозначно врачи.

- Челябинский оптический рынок отвечает этим требованиям?

- В большинстве своем – да, этим занимаются профессионалы. Причем наши врачи - больше оптометристы, нежели медики. Оптометрист – это тот человек, который знает орган зрения не как анатомическую структуру, а как механизм, обладающий преломляющими способностями. На Западе бьются эти два направления: медицинское и оптометрическое, у нас - спокойно. Оптометрическое направление развивается, но слабо. В поликлинику пришел, там все поставлено на поток: «Видно?» – « Не видно» – очки выписали, и все. А что, для чего, – не интересуются. А может это дирижер или художник пришел? Должен быть индивидуальный подход

- Вам чиновники помогали в становлении бизнеса?

- Просто палок никаких не было. А помощь какая? Своими силами все делали. Есть лицензионный комитет, который выдал нам лицензию сначала на три года, потом продлил. В этом плане все нормально было.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления