Бизнес Юрий Вертопрахов, генеральный директор ОАО «Золотой Урал»: «Я всегда был большим поклонником пива…»

Юрий Вертопрахов, генеральный директор ОАО «Золотой Урал»: «Я всегда был большим поклонником пива…»

«Золотой Урал» – бренд сугубо региональный, но эта участь нас ничуть не огорчаетПро убийства руководителей челябинского пивзавода мы помнимБизнесмен может считать себя неудачником, если в 50 лет он будет вынужден еще работать

Еще четыре года назад челябинский пивзавод был куплен международным холдингом Baltik Beverages Holding («ВВН»). Работал все это время, честно сказать, не шатко не валко, разливал дешевое и любимое многими пиво местных сортов и… постепенно сдавал свои позиции на региональном рынке. Все больше и больше жителей южноуральской столицы отдавало предпочтение иногородним сортам хмельного напитка из Санкт-Петербурга, Ярославля, Омска и Москвы.

Все изменилось меньше года назад, когда на пивзавод пришла новая команда управленцев во главе с новым генеральным директором Юрием Вертопраховым. Безликий «пивзавод» был перекрещен в «Золотой Урал», а одноименный сорт стал разливаться в новые бутылки и в жестяные банки. Челябинские пивные бренды «Золотой Урал» и «Уральский мастер» начали действовать агрессивно, с успехом завоевывая соседние регионы, возвращая чуть было не утраченные позиции в родном городе.

Заслуга впечатляющего рывка, конечно, в первую очередь принадлежит иностранным хозяевам, инвестировавшим в «Золотой Урал» около 50 миллионов долларов. Но Россия знает множество примеров, когда даже многомиллионные инвестиции уходили впустую, не давая ожидаемого результата. «Золотой Урал» вперед ведут не деньги, а живые люди, менеджеры завода, эти деньги использующие по назначению. И во главе энергичной команды управленцев – генеральный директор ОАО «Золотой Урал» Юрий Вертопрахов.

- Юрий Геннадьевич, для начала расскажите о себе.

- Мне 35 лет, основную часть своей жизни я прожил в Санкт-Петербурге, я оттуда родом. Учился в школе, потом поступил в престижный вуз – Санкт-Петербургский технологический институт. Служил в армии два года, в подразделении радиоразведки, имею звание сержанта.

В 1993 году получил предложение от компании «Кока-кола Санкт-Петербург Боттлерс». Компания тогда по сути дела только начинала торговать знаменитыми напитками, произведенными еще за рубежом и частично в Прибалтике. Я получил должность торгового представителя. Это не начальник, даже не менеджер. В отечественных компаниях очень часто используют это слово – менеджер, зачастую не предавая ему особого значения, просто слово нравится, так называют всякого сотрудника фирмы.

Я же был в «Кока-коле», если брать за основу российские понятия бизнес-структуры, неким торговым агентом: ходил по магазинам, предлагал продукцию, предлагал заключить договора и организовать поставки. Никаких людей в подчинении у меня не было, руководил только своим «огородом» – обыкновенная стартовая должность. Что-то начало получаться, через девять месяцев предложили стать супервайзером, руководить группой торговых представителей. И уже через полгода уехал в Калининград открывать местный филиал компании «Кока-кола», стал этаким маленьким генеральным директором.

- Как-то все у Вас легко выходит. Почему именно Вас выбрали для повышения по работе?

- Хм-м, немного провокационный вопрос… Не знаю. Может быть потому, что я демонстрировал определенную самостоятельность при выполнении своих функций. Мне давали работать, и я работал. Результаты моего труда удовлетворяли моих руководителей и, видимо, давали мне какой-то карт-бланш. Я его оправдывал.

В том же Калининграде, оторванном от страны анклаве, работать было очень тяжело, много решений приходилось принимать самостоятельно, порой искать выход из безвыходных ситуаций. Однажды два автомобильных полуприцепа с продукцией, доставленные на морском пароме из Петербурга в Калининград, едва не ушли мимо нас в Европу. Три часа у меня было для того, чтобы спасти ситуацию. Чуть не лбом проломился в двери кабинета начальника таможни, сумел найти с ним общий язык, все объяснить. В тот момент я почувствовал себя очень уверенно, понял, что не зря нахожусь на своем месте.

- Как случился Ваш переход от «Кока-колы» к пиву?

- После Калининграда я работал вновь в Санкт-Петербурге менеджером по продажам, затем директором по маркетингу и продажам, а потом – в Самаре, уже в должности генерального директора завода «Кока-Кола Боттлерс Самара». В конце 2001 года «Кока-кола» продала свой бизнес в России. Пришли другие люди с другими условиями, пришлось сделать выбор. На меня вышли представители рекрутингового агентства, занимающиеся подбором топ-менеджмента. Они предложили повстречаться с руководством компании «ВВН», сообщили о свободной позиции генерального директора пивоваренного завода в Челябинске.

Могу сказать честно, первая реакция у меня была не очень позитивная. С людьми из «ВВН» познакомиться очень хотелось, все-таки это огромная компания, контролирующая 34 процента российского рынка пива. Но ехать в Челябинск не было никакого желания. Желая лишь установить плотный контакт с руководителями «ВВН», я съездил на денек в ваш город, попал в список «топовых» кандидатов на должность генерального директора. Появился азарт – смогу ли поднять завод, и решение было принято.

- У Вас карьерный путь классического наемного работника. Не было желания задуматься о собственном бизнесе? О собственных акциях собственного предприятия?

- Такие вопросы встают на протяжении всей жизни. Сегодня человек работает вольнонаемным работником, достигает профессиональных успехов, завтра ему предлагают войти в учредители компании, если, конечно, у него есть свой капитал. Я продаю свою труд, себя, как вольнонаемного работника, и на данном этапе это меня полностью устраивает. У меня нормальные для моего возраста достижения, мне нравится, что расту я и растет предприятие, на котором я работаю.

- А каковы горизонты Вашей личной карьеры: еще более высокая зарплата, пакет акций, повышение в должности? Что-то иное?

- В «Кока-коле» с нами работал очень дорогой и очень квалифицированный иностранный бизнес-консультант. Он говорил, что бизнесмен может считать себя неудачником, если в 50 лет он будет вынужден еще работать. Если не накопил капитал, акции, которые бы в 50 лет позволяли заниматься только любимым делом, хоть траву косить, если это по душе. И я в своей деятельности вижу для себя что-то вроде такого рубежа… Я хочу к 50 годам обладать полной свободой и независимостью, просто продавать свой опыт, накопленные знания, заниматься «а-ля консалтингом». От вольнонаемного сотрудника перейти к роли учителя и консультанта.

А зарплата?… Тут предел определить очень сложно. Говорят, что денег много не бывает, но для кого-то и тысяча долларов - большой заработок, а кому-то и десять тысяч кажутся практически ничем. У меня вопрос здесь уравновешен, то, что я зарабатываю, мне хватает на жизнь, на содержание себя, семьи, на покупку собственности, на возможность каких-то накоплений.

- «Золотой Урал» известен своей молодой командой управленцев, приехавших в Челябинск из различных городов России. Где нашли такие кадры? Как их сюда заманили? Чем мотивировали?

- Мы, действительно, осуществили на «Золотом Урале» полную замену команды управленцев. Сегодня у нас трудится восемь директоров по направлениям, и, за редким исключением, все они приступили к своей работе после моего приезда в Челябинск. В основном я их знал лично и имел возможность оценить их профессиональные качества.

Мотивация была комплексной, и зарплата – это не основной стимул, не главная причина, из-за которой люди сюда приехали и заняли свои должности. Они меня знают достаточно давно, они поверили лично мне и поверили в большие перспективы пивзавода, они увидели в этом потенциал и своего развития, карьерного роста. Важный плюс для управленцев – самостоятельность «Золотого Урала», несмотря на то, что предприятие входит в холдинг «ВВН», большинство решений принимаются непосредственно директорами, на них нет давления из Центра, людям на местах дают возможность проявить себя.

- Какова средняя зарплата менеджмента на «Золотом Урале»?

- У директоров – в коридоре от двух до трех тысяч долларов. Но их восемь, а всего на заводе работает 450 человек. Средняя зарплата по всему предприятию - 11 тысяч рублей.

- Как произошло знакомство челябинского пивзавода с концерном «ВВН»?

- Вопрос не ко мне, я в Челябинске появился в октябре 2002 года, а «ВВН» стал собственником челябинского пивзавода в 1999 году. Я не знаю историю взаимоотношений, я знаю лишь причину появления здесь «ВВН». Челябинский завод один из первых и немногих по Уральскому региону сумел очистить до нужной степени свою финансовую систему. Любой иностранный собственник, когда он заходит на российский рынок и решает вопрос о покупке того или иного предприятия, в первую очередь смотрит на прозрачность финансов, на соблюдение всех налоговых требований. Челябинский пивзавод требованиям государственных органов отвечал, поэтому «ВВН» и стать собственником этого предприятия.

- У Вас есть личная охрана?

- На «Золотом Урале» очень хорошая охранная служба. Московская. Мы заключили контракт со столичным частным охранным предприятием, людей они набирают, естественно, в Челябинске, но сама организация работы и структуры соответствует более высоким московским требованиям. Они работают очень хорошо, обеспечивая как техническую и экономическую безопасность завода, так и физическую безопасность сотрудников «Золотого Урала». Зная опыт и заслуги этого ЧОПа, я им доверяю и никакого страха за собственную жизнь не испытываю.

Личная охрана нужна людям, которые по натуре своей конфликтны, которые создают какие-то проблемы. Мы же по отношению ко всем ведем чистый и открытый бизнес, для конфликтов просто нет почвы. И еще… (улыбается) Я знаю, что у моего предшественника на посту директора была личная охрана. Но работала она, как все советские люди, с понедельника по пятницу, а в субботу-воскресенье директор был предоставлен сам себе. Я такой «личной охраны» не понимаю.

- Помнят ли молодые менеджеры «Золотого Урала» громкое убийство главного инженера пивзавода Валерия Рылова, совершенное в 1998 году?

- Помнят. К великому нашему сожалению, тогда убили не только главного инженера, но и начальника службы безопасности пивзавода. Помнят и скорбят. Это, конечно, было из ряда вон выходящее событие. С 1998 года было сделано много выводов и принято решений. Насколько я знаком с ситуаций, тогда на пивзаводе существовал определенный конфликт интересов, разрешившийся, к сожалению, таким вот недопустимым образом. Ну и… годы были такие, стреляли ведь не только на «Золотом Урале», но и на многих предприятиях России происходили кровавые разборки на самом высшем уровне. Шел передел собственности…

Сегодня для возникновения каких-то криминальных конфликтов на нашем пивзаводе просто нет почвы. Мажоритарным собственником «Золотого Урала» является крупнейшая в России пивная компания, связываться с ней – себе дороже.

- Сбыт пива «Золотой Урал» осуществляет самостоятельно или через фирмы-посредники?

- Структура сбыта у «Золотого Урала» на сегодняшний день достаточно сложная. На заводе есть директор по продажам со своей структурой. В ней работает так называемая группа прямых продаж, это наши торговые представители, которые непосредственно от завода, с нашей доставкой, предлагают продукт рознице.

Плюс в Челябинске у нас есть пять независимых дистрибьюторов, имеющих свой штат торговых представителей, также связанных с городскими магазинами. Они предлагают ассортиментную линейку не только «Золотого Урала», но и других компаний. Где-то мы с ними пересекаемся, даже конкурируем. Но это конкуренция во благо. Мы стараемся предложить лучшие условия по сервису, по качеству доставки, по работе с продуктом непосредственно на полке – мерчендайзингу, выкладке. По ценам мы стараемся не конкурировать. Все ценовые программы для дистрибьюторов выстроены по принципу того, чтобы им хватало денег на уплату накладных расходов, складирование, доставку, зарплату персоналу, плюс – прибыль.

Пиво продает и сам завод, и посредники, всем места на рынке хватает. Мы задаем определенный уровень, стандарт работы. Мы создали систему прямых продаж для того, чтобы поднять уровень сервиса. Как только наши дистрибьюторы смогут обеспечить необходимый уровень обслуживания, мы задумаемся о необходимости сохранения такой системы доставки. В идеале – это не наша роль, мы производим пиво, поддерживаем наши торговые марки, а все остальное должны делать другие фирмы, выступающие нашими бизнес-партнерами.

- Сколько стоит федеральная раскрутка бренда? Замахнется ли «Золотой Урал» на национальную марку?

- Для того, чтобы вывести любой, не только пивной, бренд на национальный уровень, требуется от трех до пяти миллионов долларов. Но мы на этот счет не сильно беспокоимся, «Золотой Урал» – предприятие региональное, национальным мы себя не видим даже в долгосрочной перспективе. И эта «участь», поверьте, ничуть нас не удручает. У нас большой рынок, Урал – это 23 миллиона населения. Наш план – это уже в этом году занять 12-процентов доли пивного рынка Большого Урала, а к 2005 году выйти на рубеж 20 процентов. Это вполне амбициозные планы, придающие предприятию определенный статус. Так что, если мы и будем участвовать в программах федерального продвижения брендов, то лишь в рамках всего «ВВН».

- «Золотой Урал» сейчас не дешевле коллег по концерну «ВВН» – «Балтики» или «Ярпива». Зачем нужна конкуренция марок внутри одной компании?

- У «ВВН» на сегодня такое количество торговых знаков, что трудно создать единый портфель без пересечений. Да, конкуренция внутри компании существует, но руководство концерна ее приветствует. Бренды «ВВН» закрывают все ценовые категории. Их всего четыре. Первая - наиболее дешевое по цене пиво - «экономический сегмент», мы относим сюда наше пиво «Челябинское». Вторая – так называемый нижний сектор средней ценовой категории. Сюда попадает наше пиво «Уральский мастер», его цена на полке – 11 рублей. Следующая группа наиболее массовая – так называемый мэйнстрим, средняя ценовая категория. В ее верхней границе находится пиво «Золотой Урал» с ценой в 14 рублей. Наконец, четвертый сегмент – премиальное пиво: сюда относятся, например, «Сибирская корона», «Бочкарев», «Старый мельник». Наша задача – быть первым представителем «ВВН» на Урале, представлять самые сильные региональные марки, а конкурировать с национальными брендами «Балтикой» или «Ярпивом» по всей России мы не собираемся.

- Цена на «Золотой Урал» выросла. Шаг по удорожанию оказался оправданным? Есть уже результат?

- Когда мы запускали проект по перепозиционированию пива «Золотой Урал», то прекрасно понимали, что сделать это будет крайне сложно. На мой взгляд, прежняя политика продажи «Золотого Урала» по цене «Челябинского» была ошибочной. Да, таким образом хотели продвинуть бренд. И в сознании людей «Золотой Урал» теперь ассоциируется с дешевым пивом. Мы обновили бренд «Золотой Урал» с учетом всех современных требований пивного рынка и за два месяца переломили ниспадающую тенденцию продаж «Золотого Урала». Сейчас доля продаж этой марки составляет не два, как было раньше, а пять процентов от всего нашего портфеля брендов. Мы, конечно, не ожидаем таких объемов, которые показывает «Уральский мастер», но надеемся и верим, что и новый «Золотой Урал» оценят по достоинству.

- В России есть почти все мировые марки: «Старопрамен», «Гессер», «Хольстен». Вы как специалист в пивной отрасли как считаете, отличается ли качеством, скажем, калужский «Хольстен» от немецкого?

- Спасибо за комплимент, но в этой области я пока специалист молодой. Все-таки восемь лет я занимался безалкогольными напитками. Хотя всегда был большим поклонником пива, и свои познания в этом вопросе накопил. Вы, кстати, назвали далеко не топовые европейские марки. Сейчас в Европе лидером является пиво «Хайникен», в России его разливают в Санкт-Петербурге. Вторым в Европе, кстати, по объему продаж, является «Балтика», конечно, за счет восточно-европейских любителей пива из России.

Так вот, действительно, питерский «Хайникен» отличается от немецкого «Хайникена». Но не за счет качества! Поймите, пиво – продукт индивидуальный, живой и добиться совпадения вкуса на 100 процентов просто невозможно. Даже на одном и том же заводе один и тот же сорт пива имеет определенный вкусовой коридор. Допустимы отклонения по горечи, по содержанию углекислоты… И пиво «Хайникен», произведенное в Голландии, может немного отличаться от «Хайникена», разлитого в России, в Юго-Восточной Азии, и в любой другой стране. Это неизбежно, и в этом нет ничего плохого.

- Оцените нужность и качество таких пивных новинок как «Сибирская Корона Белое» или «Клинское полутемное»?

- Все крупные пивоваренные компании сталкиваются с тем, что сейчас на рынке представлено огромное количество торговых марок. Чтобы поддерживать свой бренд, им приходиться заниматься всякими фокусами, созданием чего-то нового. Постоянно рекламировать лишь один сорт нет возможности и смысла. Например, было пиво «Клинское». Появилось какое-нибудь «Клинское Самурай» или «Клинское РЭДкое» – это дополнительное привлечение внимания потребителей к торговому знаку. У нас тоже есть в запасе новинки. К дню города выпустим специальную партию Челябинского – «С днем рождения, Челябинск». Ближе к осени запустим на рынок «Золотой Урал Крепкий».

- Быть ли отечественному пивоварению, или все купят иностранцы?

- На российском рынке до сих пор не появился самый крупный в мире пивоваренный концерн «Анхойзер Буш», владелец торговой марки «Будвайзер». Доля продаж этой компании занимает более 10 процентов от мирового рынка! С приходом этого гиганта произойдет еще один передел пивного рынка. Но остались еще и исключительно отечественные производители пива – «Красный Восток», «Очаково». Думаю, что они смогут остаться на рынке, но сконцентрируются на своих регионах.

- Что «Золотой Урал» намерен предпринять в области развития фирменных летних кафе?

- Мы считаем этот год относительно неудачным в плане реализации программы летних кафе. У нас было слишком мало времени на ее создание и на подбор качественных и добросовестных клиентов. Летние шатры и павильоны «Золотого Урала» расставлены достаточно хаотично. Но мы провели переговоры с городской администрацией, призывая чиновников провести стандартизацию летних кафе. Они должны украшать лицо Челябинска, а не портить его. И мэрия решила усилить контроль. А мы готовы вкладывать в цивилизованный вид кафе немалые деньги, до полумиллиона долларов. Купим новые шатры, мебель, санузлы, рукомойники, барные стойки эталонных вариантов. Надеюсь, что остальные игроки на пивном рынке будут следовать высокому стандарту.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления