Бизнес Владимир Лушников, директор челябинского отделения ЗАО «Уральский Джи Эс Эм» («Мегафон»): «Мы ни у кого не собираемся отбивать абонентов…»

Владимир Лушников, директор челябинского отделения ЗАО «Уральский Джи Эс Эм» («Мегафон»): «Мы ни у кого не собираемся отбивать абонентов…»

До прихода в «Мегафон» я даже не был пользователем сотовой связи Консультанты дилерских точек не должны навязывать абоненту того или иного оператораМы намерены завоевать 30 процентов челябинского рынка связи стандарта GSM

Челябинский сотовый рынок не обделен вниманием операторов, это факт. Сегодня их уже четыре: недосягаемый пока лидер «Южно-Уральский сотовый телефон», сменившая не так давно торговую марку «БиЛайн» на шведскую «Теле2» «Челябинская сотовая связь», два федеральных оператора – МТС и «Мегафон». Для полноты картины не хватает «Вымпелкома», но и тот уже строит сети и готовится к вхождению и продвижению на челябинском рынке своей марки «БиЛайн GSM». Не много ли операторов для Челябинской области? Какие дивиденды получат от конкуренции на рынке сотовой связи южноуральские абоненты? На вопросы 74.RU отвечает директор челябинского отделения ЗАО «Уральский Джи Эс Эм» Владимир Лушников.

- Владимир Иванович, чем Вы занимались до того, как пришли в «Мегафон»? Это была деятельность, связанная с сотовой связью?

- С сотовой связью я не был связан, даже не был пользователем. Окончил ЧПИ по специальности «Радиотехнические системы». 18 лет проработал в НИИ измерительной техники. Там же, кстати, работали некоторые сегодняшние руководители и специалисты челябинских предприятий сотовой связи. В начале 90-х я ушел из НИИ в ЗАО «Сота», работал главным инженером. Мы занимались разработкой, производством и поставкой телевизионных передатчиков дециметрового диапазона. Тогда был страшный дефицит такой техники в стране.

А затем меня порекомендовали в главное управление инженерного обеспечения и инфраструктуры администрации Челябинской области, там я был начальником отдела связи, курировал работу предприятий электросвязи, почты, радио- и телевизионных передающих центров. В областной администрации я проработал четыре года, после чего перешел в «Мегафон».

- Как это случилось, Вы ведь не по объявлению пришли?

- Нет, просто менеджер «Уральского Джи Эс Эм» подбирал кадры, обзванивал своих коллег, знакомых, вот и порекомендовали мою кандидатуру. 29 декабря 2001 года я съездил на собеседование в Екатеринбург и уже 9 января 2002 стал директором челябинского отделения ЗАО «Уральский Джи Эс Эм». Начался набор команды, размещение базовых станций. 16 июля мы запустились «без шума и пыли», как написали в одной из местных газет. Мы не стали тогда громко заявлять о себе: базовых станций было недостаточно, в покрытии были зоны со слабым сигналом. Сейчас мы их устраняем, в ближайшее время, я уверен, качество связи в Челябинске значительно улучшится, а покрытие будет одним из лучших в городе. Дополнительные базовые станции в Ленинском районе, на Северо-Востоке, в районе Теплотехнического института и железнодорожного вокзала мы поставим уже в августе.

- К вопросу о покрытии мы еще вернемся. А вот что касается прихода «Мегафона» в Челябинск – он пришел почти одновременно с МТС. Что это было, агрессивная атака федеральных операторов на региональный рынок?

- Операторов «большой тройки», то есть МТС, «Билайн GSM» и «Мегафон», нельзя в полном смысле назвать федеральными операторами: среди их акционеров нет государственных структур. Скорее, это общероссийские операторы, причем, сегодня только у «Мегафона» есть лицензия на предоставление услуг на территории всей России. В Челябинск мы пришли не одновременно, МТС были здесь раньше нас. Мы практически одновременно запустились, это да. Они, правда, в отличие от нас устроили праздник для города.

О нас же в большей степени потенциальные абоненты узнали только после октябрьской специализированной выставки «Информатика и связь». На то время сеть «Мегафона» в Уральском регионе была запущена в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Челябинске, Сургуте, чуть позже – в Тюмени и Перми. Сейчас сеть работает почти во всех городах УрФО, а до конца года будет запущена еще в Ижевске и Сыктывкаре. И все это будет «домашний» регион, то есть территория, где отсутствует роуминг. В этом мы отличаемся и от МТС, и от ЮУСТ.

- Ваше прошлогоднее заявление о претензиях на 30 процентов челябинского рынка сотовой связи остается в силе?

- Есть такие планы: завоевать 30 процентов абонентов сотовой связи стандарта GSM. Если брать Россию в целом, то лидером на рынке сотовой связи по количеству абонентов являются «Мобильные ТелеСистемы». Потом идет «Вымпелком», то есть торговая марка «Билайн GSM», а третьим – «Мегафон», который в то же время лидирует по динамике набора абонентов. За год «Мегафон» увеличил абонентскую базу в три раза: с 1,2 миллиона, которые были у «Северо-Западного GSM», до 4,5 миллионов человек.

- Как же Вы планируете отбивать клиента у того же ЮУСТ?

- А мы не собираемся отбивать. С руководителями и ЮУСТ, и местного отделения МТС у нас нормальные отношения, у каждого своя политика. Даже в дилерских точках Челябинска обычно подключают ко всем операторам сотовой связи. И мы сами настаиваем на том, чтобы консультанты этих точек предоставляли абоненту возможность выбора, а не навязывали того или иного оператора. Потому что преимущества у всех разные. У «Мегафона» сейчас самое большое количество договоров - на роуминговое обслуживание в зарубежных странах. Кроме того, наше преимущество в том, я считаю, что для абонента звонок в города, где действует лицензионная зона покрытия ЗАО «Уральский Джи Эс Эм», а это 6 из 12 субъектов Федерации, обойдется по цене местного звонка.

- Вы бы не стали говорить, что на этом рынке существует жесткая конкуренция?

- Конкуренция есть. Приход на челябинский рынок федеральных операторов привел к тому, что местные сети активизировали свою работу, стали модернизироваться, пересматривать тарифную политику. Но стоит заметить, что количество абонентов компании «Южно-Уральский сотовый телефон» не уменьшилось. ЮУСТ на рынке уже седьмой год, и у них на сегодняшний день преимущественное положение по покрытию в области, чего нет ни у нас, ни у МТС.

- Ожидаются ли большие перемены на местном рынке сотовой связи после прихода в Челябинск «Вымпелкома»?

- А он уже пришел, он уже начал строить сети. А что изменится? Когда пришли МТС и «Мегафон», приток абонентов ЮУСТ не уменьшился, а, может быть, даже увеличился. У людей изменились условия жизни, стало больше возможностей подключиться к сотовой связи. Идут абоненты и в МТС, идут и к нам. Наиболее продвинутые, насколько я знаю, имеют по две-три SIM-карты. Допустим, в Челябинске он пользуется нашим тарифным планом, в области – ЮУСТ, выезжает за пределы области – использует для местных звонков SIM-карты местного оператора.

Рост количества абонентов идет опережающими темпами, которые значительно превышают прогноз. Министерство связи вынуждено было даже пересмотреть генеральную схему создания и развития федеральной сети подвижной радиотелефонной связи общего пользования России стандарта GSM. До насыщения нашего рынка еще далеко.

- Не получится ли так, что так называемая «большая тройка» объединит силы против «Уралсвязьинформа»?

- Нет. Думаю, все понимают, что нужна честная, конкурентная борьба на рынке, объединяться против кого-то не имеет смысла. Скорее всего, «Уралсвязьинформ» объединит все свои дочерние компании, представляющие услуги сотовой связи стандарта GSM: тот же ЮУСТ, тюменский «Ермак RMS», пермский УСИ. И на региональном рынке появится еще один мощный сотовой оператор.

- Вы упомянули про то, что МТС устроил праздник в честь своего выхода в челябинский регион, а вы - нет. А может быть, это потому, что у МТС с городскими властями более теплые отношения, нежели у «Мегафона»?

- Нет, просто у МТС такой подход, это не зависит от взаимоотношения с властями. Праздники в городе и Coca-Cola проводит, и пивные компании. Да, естественно, когда такое мероприятие организуется, туда приглашаются руководители города. Но это просто хорошая традиция МТС: придти и громко заявить о себе. Но и у нас тоже был праздник, только в Екатеринбурге, там мы открывались с фейерверком, даже «Чайф» приглашали. Со стороны властей Челябинска никаких препон я лично не встречал. Мы нормально работаем, все понимают, что чем больше операторов будут предоставлять услуги сотовой связи, тем более доступными будут наши услуги.

- Кстати, «Мегафон» для кого, кто ваш основной клиент?

- В каждой компании, наверное, такое есть: разработана соответствующая линейка тарифных планов, которая охватывает людей с разным достатком. У нас, например, есть «Абсолют –50», «Абсолют–100, 240, 400, 600, 800, 1000». Чем больше говоришь, тем дешевле стоимость минуты, но больше авансовый платеж. Малоговорящие пользователи выбирают «Абсолют-50», это стоит 7 долларов в месяц. А вообще, изначально, наша политика такая: тарифы должны быть максимально прозрачными, чтобы всегда можно было подсчитать свои затраты. Чем меньше примечаний, звездочек под тарифными планами, тем лучше. Иногда у конкурента смотришь, и, кажется, такое конкурентное преимущество, а потом приглядишься к тарифному плану, а под ним еще 12 примечаний.

- А сколько у вас звездочек?

- Первоначально, когда мы только входили на рынок, у нас вообще звездочек не было. Сейчас пошла градация звонков, ночное-дневное время и так далее, немного звездочек есть.

- Сейчас «Мегафон» осваивает Челябинск. А область?

- Пока у нас покрытие идет только на Челябинск и пригород: Копейск, Долгодеревенское. Мы же развивающаяся компания, нам всего год. В ближайшее время будем расширять зону покрытия – Челябинск, Магнитогорск, Коркино, осенью – Златоуст, Миасс, Чебаркуль, Снежинск, Озерск, Кыштым, Касли, потом - Южноуральск, Троицк, Еманжелинск. До конца 2004 года планируем закрыть все города области, крупные районные центры и наиболее популярные места отдыха.

- В начале беседы Вы сказали, что покрытие будет одним из лучших. Что значит одним из лучших? Операторов сотовой связи не так много в Челябинске.

- Я имел в виду по городу. Один из критериев качества покрытия - количество базовых станций. Если покрытие хорошее, это совсем не значит, что не может быть «белых пятен». Обязательно найдется такой дом, подвал, где ни у одного оператора нет связи.

- Иногда трудно и просто дозвониться. Это потому что абонентов слишком много?

- Не бывает слишком много абонентов. Просто иногда при одновременно говорящих абонентах арендуемых каналов связи становится недостаточно. Все это прогнозируется, но оплачивать заранее дополнительные каналы не имеет смысла. А потом нужны согласования, тестирования. Есть и проблемы внутри сети. Когда число абонентов начинает расти, надо увеличивать емкость коммутатора, но, опять же, нужны деньги на импортное оборудование, которое еще нужно привезти, растаможить. Бывают проблемы по радиоканалу: когда вдруг происходит какое-то событие, и одновременно звонят сотни абонентов. В этом случае базовая станция, расположенная внутри этой зоны, не справляется и требует модернизации.

Хотя при расчете сети эти моменты учитываются. Это принцип не только сотовой связи, но и любого бизнеса. Ты можешь оптимально вложить деньги и получить с них прибыль. Заранее вкладывать деньги, значит, омертвить их. Можно, конечно, построить сеть с учетом того, что через пять лет у тебя будет 1 миллион абонентов, но это большие деньги, и сразу взять их тяжело, а если взял кредит, все равно надо платить. Поэтому все строится постепенно.

- Для Вас не принципиально, что в тех салонах, где подключают к «Мегафону», подключают и к другим операторам тоже, вашим конкурентам?

- У нас принципиальных возражений нет, хотя подходы здесь, действительно, разные. Я читал, что в Москве один из операторов придерживается правила: не должно быть меньше 250 метров от его точки до точки конкурента. У «Мегафона» по Челябинску более 50 точек, где можно подключиться, есть Центр обслуживания абонентов. Наш официальный представитель, компания «Т1» пошла по такому пути: в одном из салонов они подключают только к «Мегафону», в другом - только к МТС или только к ЮУСТ. Мы, естественно, заинтересованы, чтобы были фирменные салоны, чтобы наш потенциальный абонент, который туда придет, получил качественное обслуживание.

К дилерским точкам мы стараемся предъявлять жесткие требования. Чтобы человек не как перед киоском стоял, а мог сесть, спокойно поговорить с консультантом. Для нас важно и то, где находится салон. Дилерам, которые располагаются где-нибудь на 4 этаже какого-то офисного здания, мы отказываем. С консультантами проводим учебы, аттестации. Они должны хорошо ориентироваться и в наших тарифных планах, и в планах наших конкурентов. Мы следим, чтобы в дилерских точках было корректное подключение, чтобы такого «А, к этому не подключайся, он такой - сякой» не было.

В некоторых точках мы приостанавливаем работу, говорим: «Ребята, вы тут нарушаете условия договора на предоставление посреднических услуг, и к «Мегафону» вы здесь подключать не будете до исправления замечаний». Так как потенциальный абонент к нам лоялен, то недостатки быстро устраняются.

- Как вы определяете эту лояльность?

- А то, что при наличии еще трех других мощных конкурентов, клиент к нам идет. В некоторых городах нас даже с нетерпением ждут, в Магнитогорске, например. Даже в Нижнем Тагиле ждут, когда мы запустимся в Магнитогорске, потому что между этими городами есть производственные связи.

- На Ваш взгляд, готов ли Челябинск к освоению новейших технологий в сотовой связи?

- Если говорить о третьей генерации, так называемой 3G, которая позволяет осуществлять передачу данных с более высокой скоростью, то эта услуга еще может очень долго быть невостребованной в массовом применении. Но, конечно, сегодня, вся конкуренция между операторами будет сводиться, как я считаю, к предоставлению дополнительного спектра услуг, к новым сервисам. Тарифы, если брать трех операторов Челябинска, работающих в стандарте GSM, и так почти на одном уровне. Бесконечно снижать тарифы невозможно, когда-то цена достигнет какого-то минимального порога, ниже которого опуститься уже нельзя.

- Владимир Иванович, а у Вас какая модель телефона?

- «Samsung Т100». Здесь нет некоторых наворотов, которые присутствуют в аппаратах бизнес-класса, но все равно он считается престижной моделью, в свое время был первым телефоном с цветным дисплеем. Интересно, что за год стоимость этого аппарата упала в два раза, а сейчас, он, по-моему, даже с производства снят, потому что появились более совершенные модели.

Недавно встречался с Расиным Аркадием Мотелевичем, директором НИИ измерительной техники, мы с ним вспоминали, как буквально за 10 лет все изменилось. Первые сотовые телефоны весили полтора килограмма! А сейчас - куда уж меньше. Сам был свидетелем, как крупный мужчина выбирал аппарат и просил побольше, чтобы не давить на две кнопки сразу. Прогресс невероятный. Потому что есть спрос, телефоны выпускаются миллионными тиражами. Обновление модельного ряда идет, как в компьютерах. Раз в полгода что-то новое обязательно появляется.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления