RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

3 м/c,

южн.

748мм 76%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Бизнес Алексей Заварницин, президент группы компаний «Незабудка»: «Мелких задач перед собой «Незабудка» не ставит!»

Алексей Заварницин, президент группы компаний «Незабудка»: «Мелких задач перед собой «Незабудка» не ставит!»

В наших планах – завоевание рыночной доли в 25-30 процентов ЧелябинскаДиверсификация бизнеса – это уже не модно!Я пробовал многие виды бизнеса, метался из стороны в сторонуХочешь быть успешен – будь цивилизованным

За последние два года южно-уральский рынок подвергся самой настоящей бизнес-агрессии со стороны федеральных и столичных операторов. Атака на местный бизнес идет по всем направлениям: в сфере мобильной связи и строительства, СМИ, общепита и продажи автомобилей. За федеральными сетями стоят большие деньги и хорошие связи в российском правительстве, конкурировать с ними на равных очень непросто.

Особенно жесткое соперничество развернулось сегодня в Челябинске среди игроков розничного рынка продуктов питания. Главные действующие лица известны, наверное, любому человеку, покупающему в магазинах южно-уральской столицы хлеб, молоко, мясо или печенье. «Гости города» – торговые сети «Пятерочка» и «Дикси». Лидер среди «коренных челябинцев» - торговая сеть «Незабудка». Менеджменту именно этой челябинской фирмы удается не только на равных вести борьбу за покупателя с «федералами», но зачастую и переигрывать их. Как это удается? Об этом читателям сайта 74.RU рассказывает президент группы компаний «Незабудка» Алексей Заварницин.

- С чего начиналась деятельность «Незабудки» в Челябинске?

- Начиналось всё в середине 90-х годов с оптовой торговли сигаретами. Этот бизнес тогда развивался очень бурно, мы являлись дистрибьюторами практически всех ведущих производителей табачных изделий в России. Прибыль шла очень хорошая. Постоянно приходилось расширяться, переезжать в новые и новые здания, меняя офисы на все более просторные помещения: бизнесу не хватало места. Наконец в 1998 году был приобретен объект, где «Незабудка» находится и по сегодняшний день. Это бывшая база областного управления торговли. Здесь большие склады, большие офисы. Переехали и занялись оптовой торговлей пивом, опять же заключив контракты со всеми крупнейшими отечественными пивзаводами. И вновь развитие этого вида нашего бизнеса получилось довольно активным и успешным.

Однако всему свое время. Оптовый бум в России, начавшийся в 90-е годы прошлого века и пережитый развитыми капиталистическими странами на тридцать лет раньше, в 90-е годы и закончился. Времена дефицита канули в лету вместе с заработками оптовых компаний. Далее мы, как персонаж известной русской сказки, оказались у камня, от которого вели три дороги: либо экстенсивное развитие опта с огромными оборотами, перелопачиванием огромной массы товаров и мизерными торговыми наценками; либо регенерация в логистическую компанию; либо развитие собственной розничной сети. Второй и третий пути – это высокотехнологичный бизнес, который позволяет за применение этих самых высоких технологий иметь торговую наценку, позволяющую думать о серьезном развитии с серьезными партнерами. Почему мы выбрали розницу? Наверное, сыграла свою роль какая-то внутренняя убежденность, ориентация на конечного потребителя. Ну не можем мы передоверить нашего земляка кому-нибудь другому!

Именно розницу и выбрали мы для дальнейшего развития своего бизнеса. Решено было строить свою торговую сеть, и 15 апреля 2002 года в Ленинском районе Челябинска был открыт первый фирменный магазин «Незабудки». С тех пор убеждаюсь, что наша компания идет абсолютно правильным путем, и бизнес-стратегия была выбрана верная. Торговую сеть «Незабудка» будем развивать и дальше. Она, однозначно, должна стать ведущей в городе, области, в регионе, и не останавливаясь на достигнутом, возможен выход на федеральный уровень. Нет у нас в этом плане никаких ограничений! Мелких задач перед собой «Незабудка» не ставит.

- А с чего начинали свой бизнес лично вы? Чем занимались до середины 90-х годов?

- Да все той же торговлей. Торговал ликероводочной продукцией, зоотоварами… Я коренной челябинец, после армии устроился на работу в торговое предприятие «ОРС НОД-2», был там небольшое время заместителем директора торговой базы. Успел изучить основы еще советской торговли. В принципе, то, что сейчас делает «Незабудка», – это не придуманный из головы бизнес, всё это было в советское время, мы только поменяли технологии на соответствующие времени. Работали в советской торговле и такие известные челябинские предприниматели, как Олег Иванов, Анатолий Белов. Иванов потом ушел в ресторанный бизнес, создал «Титаник», периодически мы с ним встречаемся, общаемся.

А я свое дело начал в 1989 году. А собственно «Незабудку» организовал в 1996. До этого я пробовал многие виды бизнеса, у меня было много компаньонов и партнеров, различных дел, метался из стороны в сторону, где выгодно, тем и занимался. Время было такое бурное: не существовало никакой целенаправленной задачи, никто не говорил о стратегии бизнеса, о маркетинге, слов таких даже не знали и не представляли, что это такое. Но на основе всего этого, к 1997 году у меня сформировалась идея самостоятельного предприятия, без каких-либо акционерных отношений, без других компаньонов. Вот и создал «Незабудку», и принцип создания фирмы себя оправдал. Не ждешь никаких ударов в спину, разногласий, разночтений, как для себя решил – так и действуешь.

- Какую долю рынка «Незабудка» занимает на текущий момент?

- Если говорить о торговой сети, то 10-12 процентов. В наших планах – завоевание рыночной доли в 25-30 процентов Челябинска. И в этом же году «Незабудка» выходит в область. Для старта выбран Миасс, он довольно близко от Челябинска, удобная логистика, не надо будет создавать отдельных складских помещений, будем возить все из Челябинска. В этом году мы построили и запустили свой распределительный центр. Сюда свозится около 40 процентов того объема, который реализуется в торговой сети. Закупка крупными партиями позволяет получать значительные скидки и меньше зависеть от поставщика. Привезут товар вовремя или не привезут, наша сеть не пострадает, всегда имеется запас.

- Сколько магазинов у «Незабудки» в Челябинске?

- На сегодня – 22 магазина, и до конца года, по нашим планам, их должно стать 28 в Челябинске. Сколько откроем в области – пока под вопросом. В будущее смотрим уверенно, под наш бизнес-план развития торговой сети на ближайшие три года мы недавно получили солидный инвестиционный кредит в челябинском отделении Сбербанка.

- Главный соперник «Незабудки» в Челябинске – торговая сеть «Пятерочка». Сильную конкуренцию с их стороны ощущаете?

- Конкуренция есть и она подстегивает, заставляет искать какие-то новые пути решения, делать новые шаги. Считаю, что с «Пятерочкой» мы конкурируем достаточно успешно. Результат налицо: каждый месяц у нас идет прирост покупателей. Цены у нас схожи, поэтому в конкурентной борьбе используются какие-то маркетинговые новинки. Уверен, что и в дальнейшем «Незабудка» нисколько не будет «Пятерочке» проигрывать.

- Но кроме «Пятерочки» есть еще и «Дикси», а скоро и «Паттэрсон» в Челябинск придет. Не боитесь нашествия мощных федеральных сетей?

- Ничего сверхъестественного здесь произойти не сможет, опыт других стран показывает, что когда происходит насыщение и перенасыщение рынка, новые объекты просто перестают открываться, а сети работают на минимальной марже, и у кого самый большой запас прочности, кто использует самые передовые технологии, тот и выигрывает. Мы знаем, когда придут в Челябинск «Паттэрсон», знаем, где они откроют свои точки, в каком формате они станут работать, мы изучили эту сеть на примере Москвы и Питера. И особых опасений бизнесу «Незабудки» от прихода на Южный Урал этой сети мы, если честно, пока не видим. Мы ведь и начали раньше федеральных сетей, и сейчас фактически мы их опережаем. Набранный «Незабудкой» темп очень высокий, мы не останавливаемся на достигнутом, постоянно движемся вперед. Не только в количестве магазинов, но и в технологиях. Мы отправляем на учебу за границу своих специалистов, они посещают все конференции, учатся всему новому, что происходит в мире торговли.

- Кадровый вопрос перед «Незабудкой» стоит остро?

- Мы открыли свой учебный центр, и, надеюсь, что через год-полтора-два у нас будут свои грамотные специалисты, и проблему кадров мы решим. Будем учить, будем учить хорошо, будем людей заинтересовывать, мотивировать их в дальнейшем собственном совершенствовании. Во всей группе компаний «Незабудка» трудится порядка двух тысяч человек, это сродни небольшому заводу. Существует текучка кадров на низшем звене – среди продавцов, кассиров, но не скажу, что она очень большая. Что же касается среднего и высшего менеджмента «Незабудки», так там текучки практически нет. Люди заинтересованы в своем дальнейшем росте внутри компании.

- «Незабудка» не строит новые магазины, предпочитая осваивать оставшиеся еще со времен СССР розничные торговые площади. Это сознательная стратегия?

- Да, до сих мы, действительно, еще не строили новых магазинов. И в прошлом году, и в этом можно было брать готовые площади, договариваться с их бывшими владельцами о приобретении, либо о взятии в аренду. Однако сегодня мы подошли к такому рубежу, что подобных «свободных» площадей в Челябинске все меньше и меньше, скоро их вообще практически не останется. И наша компания приняла решение о строительстве собственного нового магазина. Наши экономические и финансовые возможности позволяют сделать такой шаг. «Незабудка» подала заявку в Главархитектуру о выделении нам земли под строительство, сейчас идет процесс утверждения необходимых документов на получение землеотвода. Думаю, что мы все успеем сделать уже в этом году. По формату, это будет магазин от универсама до супермаркета, формат средний, от 600 до 1200 квадратных метров.

- То есть с той же «Молнией» вы соперничать не собираетесь?

- Косвенно мы уже сейчас являемся конкурентами, но «Молния» работаем совершенно в ином формате «кэш энд керри», так что покупатель у нас все-таки разный. Мы «кэш энд керри» строить не собираемся.

- Кроме розничного торгового бизнеса «Незабудка» занимается еще и аттракционами. Зачем вам это?

- В 2000 году, на волне того, когда пошло разделение торгового бизнеса на дистрибуцию и розничную сеть, очень модно было бизнес диверсифицировать. И мы тоже пытались пробовать свои силы еще в нескольких отраслях. Вот я и обратил внимание на наши челябинские парки. А поскольку, довольно часто бываю за границей: наблюдаю, как живут люди, как работают, как отдыхают. Помню какое чувство я испытал, когда ходил по парижскому «Дисней-ленду». А какие парки развлечений я видел в Испании, Голландии, Италии! Зависть – плохое чувство, но каюсь: я его испытал. Желание сделать у себя, в Челябинске, что-то подобное сравнимо было только с осознанием того, что этот бизнес мы совершенно не знаем. Однако, есть хорошая русская пословица: «Глаза боятся – руки делают». Благо, что наша инициатива получила поддержку у мэра города, у директора городского сада имени Пушкина.

Решено было купить несколько аттракционов отечественного производства, установить их и посмотреть, что из этого получится. И получилось очень хорошо. Мы ездили на крупнейшие специализированные выставки, связались с отечественными производителями, и напрямую с итальянцами, украинцами, белорусами. Закупили очень много оборудования, установили их вначале в парке Пушкина, потом в парке Гагарина, там сейчас от старых времен осталось только колесо обозрения и коробка от автодрома.

Этот вид бизнеса мне очень-очень нравится! Очень приятно осознавать, что твое дело приносит радость людям, особенно – детям, на душе от этого хорошо. Аттракционы с подобными техническими характеристиками в России имеются только в парках Москвы и Сочи! В этом году какие-то новые аттракционы ставить мы не будем, но предложения по новинкам развлечений у нас очень много, мы изучаем все появляющиеся новинки. Надеюсь, в следующем году рынок развлечений в Челябинске станет более продвинутым, готовым к восприятию новых аттракционов, они появятся. Может, новые будем докупать и привозить, может старое на новое поменяем.

- Диверсификация бизнеса приносит не только душевное удовольствие, но и прибыль?

- Конечно, аттракционы – это прибыльный проект.

- Еще одно направление развития бизнеса «Незабудки» в Челябинске – это открытие сети розничных отделов «Пресс-табак»?

- Это абсолютно новое для нас направление. Первую точку мы открыли совсем недавно, в марте. Идея опять же была подсмотрена за рубежом, где наряду с супермаркетами и гипермаркетами существуют такие маленькие специализированные магазинчики, где продают свежие газеты, журналы, табачные изделия, разные сувениры. В Челябинске до недавнего времени в свободном доступе прессу можно было приобрести только в крупных магазинах, и ассортимент там не очень широкий. А в фирменных магазинах «Незабудки» торговать прессой так, как хотелось бы, не позволяют небольшие площади. Не позволяют, по большому счету, выбрать нужную газету или журнал и киоски «Роспечати», там вся пресса – за стеклом.

Я постоянно летаю в Москву через Домодедово и всегда захожу расположенный в аэропорту магазин прессы «Хорошие новости», там любую газету, прежде чем купить, можно подержать в руках, рассмотреть, выбрать неспеша. Вот и в Челябинске мы решили создать сеть отделов и магазинов свободного доступа, где будут продаваться сигареты, пресса, какие-то попутные товары. Сейчас у нас в Челябинске открыто уже 27 точек, площадь каждой порядка 10-20 квадратных метров, к концу года их будет 80-100. Этот проект существует в рамках стратегического перехода «Незабудки» от оптовой торговли к розничной, и своей цели постепенно достигаем. Рано или поздно мы будем торговать только в розницу. Такой мы выбрали путь развития.

- А откуда у «Незабудки» появились источники финансирования столь серьезных бизнес-проектов?

- Собственные средства. Деньги, которые мы заработали своим собственным трудом, были вложены в собственные же проекты. Плюс кредиты ряда челябинских банков. Отдельное слово благодарности нашим финансовым партнерам – челябинскому филиалу банка «Менатеп СПб», Челябинскому и Калининскому отделениям Сбербанка России, Челябинвестбанку. С управляющими этих банков у нас установились тесные, доверительные отношения.

- Что является основой доверительных отношений «Незабудки» с банками?

- Наши отношения выстроены только на деловой основе. Во-первых, у нас безупречная кредитная история. Для нас это предмет особого внимания и, я считаю, одно из наших конкурентных преимуществ. Во-вторых, каждый наш проект мы тщательно просчитываем на экономическую состоятельность. В-третьих, мы стремимся быть максимально «прозрачными» для наших партнеров. Для этого мы выстроили четкую систему бюджетирования и исполнения бюджетов. В прошлом году мы попробовали годовой бюджет. Теперь наши планы простираются на три года. Следующим, на наш взгляд, логическим шагом явилось то, что сегодня мы решаем задачу перехода «Незабудки» на международные стандарты финансовой отчетности.

- Вы лично покупаете продукты в своих магазинах?

- Я покупаю продукты только в своих магазинах. Исхожу из простого принципа: я - челябинец, такой же как и те покупатели, которые приходят в наши магазины, только, может быть, более придирчивый и нетерпеливый. Так что, если меня ассортимент, цены, качество обслуживания устроят, то, скорее всего, земляки мои тоже останутся довольны. Если я не могу найти в «Незабудке» интересующий меня товар, так мне и надо: значит, если я хочу этот товар купить – я должен что-то сделать, чтобы он в «Незабудке» появился. В другой магазин я не пойду - это стимул совершенствовать свой бизнес.

- Была ли у «Незабудки» или лично у вас «черная полоса» в бизнесе?

- Да я бы не сказал… Скорее, просто были какие-то ошибки. Была, например, идея создать ресторан, проект получился неудачным, даже рассказывать о нем не очень хочется. Может быть, мало внимания ему уделили, может быть, в чем-то другом просчитались. Это было очень давно, с тех пор «Незабудка» отказалась от всех своих непрофильных активов. По сути у нас сейчас осталось только два генеральных пути развития: розничная сеть и аттракционы. Действуем мы, кстати, в русле новой мировой тенденции, когда компании уходят от диверсификации своего бизнеса, становятся узкоспециализированными. Все свое внимание уделяют направлению, которое выбрано основным. Выбрали мы торговую сеть, на ресторан и прочее уже не отвлекаемся. Как правило, именно такие фирмы в своем бизнесе достигают максимального успеха, максимального прироста продаж. Диверсификация – это уже не модно. И Россия – не исключение. Та же АФК «Система» продала все свои нефтяные активы, занимаясь только высокими технологиями. Если ты выбрал какое-то направление, нужно добиваться в нем только лидирующих позиций.

- А самая запомнившаяся удача «Незабудки»? Какое событие в вашем бизнесе вас больше всего обрадовало?

- Больше всего порадовало открытие первого магазина и первого парка с нашими аттракционами. На самом деле, сделать это было не так просто. Была проделана огромная работа, вложен огромный труд, и когда всё получилось, радость была тоже огромная. Честно скажу, меня до сих пор радует каждое открытие нового магазина.

- Как вы изучаете свой сегмент рынка?

- Связь с потребителем и его запросами у нас самая прямая, в каждом нашем магазине есть книга жалоб и предложений. Но основную ставку «Незабудка», конечно, делает на маркетинговые исследования. Мы проводим массовые специализированные опросы наших покупателей, по результатам которых, естественно, корректируем бизнес.

- Почему – «Незабудка»? Я слышал от специалистов по брендингу не самые лестные отзывы о данном бренде…

- Когда создавалась наша компания, она носила английское название «Фогет ми нот» – «Не забудь меня». В те годы это было модно. Заставили переписать, и потом получилось – «Незабудка». Какого-то особого смысла мы в название не вкладывали, была основная идея, чтобы нас не забывали. Я знаю, что у многих людей, и специалистов, и рядовых потребителей наше название вызывает улыбку. И тем не менее, «Незабудка» – легко ложится на слух и хорошо запоминается. Поэтому я не скажу, что наш бренд – неудачный.

- Личная философия вашего бизнеса: прибыль, прибыль, прибыль?..

- Прибыль, конечно, штука хорошая, но я стараюсь не забывать и о человеческих ценностях. Стремлюсь к духовному росту, я – человек верующий, посещаю храм, езжу по всему миру – бываю в монастырях, читаю литературу и, исходя из этих принципов, выстраиваю свою жизненную философию.

- Магазины и аттракционы – социально значимый бизнес. Как вы строите свои отношения с властью?

- С представителями власти у «Незабудки» хорошие ровные деловые отношения. Городская власть нас поддерживает, особенно – все наши проекты по паркам.

- Расскажите о себе. Что читаете, слушаете, как проводите свободное время?

- Люблю активный отдых, очень люблю спорт: у нас на территории базы есть свой спортзал, который я регулярно посещаю. Играю в большой теннис, плаваю в бассейне. Летом люблю на природу выезжать, по горам походить, просто отдохнуть. Очень люблю путешествовать, последняя страна, где побывал, – Арабские Эмираты. Отдыхал под жарким солнцем после тяжелых трудовых будней (улыбается). Тем не менее, считаю, что самая лучшая страна в мире – Россия, за границей отдыхать хорошо, а здесь – дом, работа, жизнь.

- Дайте личную оценку уровню цивилизованности бизнес-сообщества Челябинска.

- Я бы сказал, что цивилизованность – не самоцель, а средство выживания в непростом деле – ведении бизнеса. 15 лет назад можно было в одиночку работать и в условиях тотального дефицита зарабатывать. Сегодня, наверное, была бы актуальной поговорка: «Скажи мне, кто твои партнеры, – и я скажу кто ты». Невозможно сегодня вести дела «в отдельно взятом магазине» или даже в «отдельно взятой розничной сети». Приходится контактировать с широкими кругами банкиров, бизнесменов, заключать огромное количество договоров, и то, насколько ты профессионален и порядочен, как держишь «слово купеческое» и является одним из факторов, которые предопределяют успех в бизнесе. Так что: хочешь быть успешен – будь цивилизованным. И я считаю, что деловой Челябинск сегодня не в стороне от этого процесса.

- Ходят слухи, что капитал «Незабудки» может быть выведен за пределы Челябинска…

- Скажите, Вы будете у себя в саду сажать редиску, если завтра Вам улетать на другую планету? (улыбается). Я бы тоже не стал вкладывать серьезные средства в покупку недвижимости, земли, в строительство новых объектов, не открывал бы новые направления деятельности, не занимался бы выстраиванием механизмов долгосрочного планирования, если бы не связывал свое будущее с моей родиной, с городом, в котором родился, живу, в котором родились и живут мои дети. Я был во многих городах России, и считаю, что Челябинск сегодня один из самых динамично развивающихся. Город растет. Совершенствуется инфраструктура. Серьезные инвестиции делаются в сфере производства и торговли. И мы будем работать именно в Челябинске!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления