RU74
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Челябинске

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

0 м/c,

750мм 41%
Подробнее
8 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Валентина Антонюк, заместитель главы города по экономическим вопросам: «Взаимоотношения власти и бизнеса должны быть полностью прозрачными»

Валентина Антонюк, заместитель главы города по экономическим вопросам: «Взаимоотношения власти и бизнеса должны быть полностью прозрачными»

Снижение темпов экономического роста нас особенно не пугаетПредприятия в Челябинске мы разделили на «локомотивы», «рельсы» и «пылесосы»Мы выделили группы предприятий наибольшего, наименьшего и нейтрального благоприятствования с нашей стороны

В переводе с греческого термин «экономика» означает «искусство ведения домашнего хозяйства». О том, что именно – хаос или порядок – главенствовали в хозяйстве города в уходящем году, рассказывает доктор экономических наук, профессор, вице-мэр по экономическим вопросам Валентина Антонюк.

– Валентина Сергеевна, каким был 2004 год для экономики Челябинска?

– Достаточно стабильным. И это, наверное, самое главное достижение этого года. Мы предполагали, что произойдет некоторое снижение темпов экономического роста, и оно действительно произошло. В уходящем году темп роста составил 4,6%. Это ниже, чем в 2003 году, тогда показатель был около 8%. Но это нас особо не пугает. Дело в том, что снижение было связано в большей степени с влиянием внешних факторов, в частности, не совсем благоприятной конъюнктурой на внешних рынках. Ведь город много экспортирует в другие районы страны и за рубеж: черная и цветная металлургия, в какой-то степени машиностроение. Поставки этой продукции во многом определяются конъюнктурой международного рынка. Цены на металл в течение года возрастали, одновременно происходил рост цен на бензин. На эту ситуацию накладывался еще один фактор: укрепление курса рубля. Вся наша продукция становилась менее конкурентоспособной как на внешнем рынке, так и на внутреннем. Люди начали отдавать предпочтение импортным товарам. Значит, существенные доходы стали уходить за пределы города, района. Ясно, что этот поток подпитывал отнюдь не нашу экономику.

– Но в наш регион идут серьезные поступления от продажи черных и цветных металлов…

– Рост цен на черный и цветной металл – как будто бы положительный фактор, но с другой стороны, на внутреннем рынке тоже растут цены на металл. Я общалась с руководителями предприятий. Возьмем, к примеру, трубопрокатный завод. Они не могут купить металл по более низкой цене. Наши заводы давят на них. Так что цены на внутреннем рынке тоже растут.

– В 2004 году значительно выросла цена бензина. Как это сказалось на экономике Челябинска?

– Рост цен на бензин был колоссальнейшим. Столь значительное увеличение стоимости мало прогнозировалось на начало 2004 года. Даже если взять федеральный бюджет, то по пессимистичному варианту цена ожидалась на уровне 26-28, а по оптимистичному – 22 долларов за баррель. И никто не предполагал, что будет такой колоссальный скачок: до 50 долларов за баррель. Это стало еще одним мощным фактором снижения темпов экономического роста.

Ведь удорожание бензина привело к серьезному увеличению денежных поступлений от продажи нефти иностранным государствам. Мощное поступление валюты на рынок оказало дальнейшее давление в сторону укрепления рубля и падения курса доллара, что еще больше снизило конкурентоспособность отечественной продукции.

– В некоторых СМИ прошла информация о том, что правительству не удалось сдержать инфляцию в запланированных пределах. Как выросли цены и зарплата в Челябинске?

– По тем данным, которые нам выдает Госкомстат, инфляция в январе – ноябре была на уровне 11,1% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Прирост заработной платы составил 26,4% – настолько повысилась заработная плата по крупным и средним предприятиям. Сегодня она составляет 6 985 рублей. Поскольку номинальная заработная плата возросла на 26,4%, а индекс инфляции – на 11,1%, реальная зарплата тоже возросла.

Уровень зарегистрированной безработицы в этом году меньше единицы, и это нас радует. Хотя, вы знаете, это настолько интересный фактор! Я недавно проводила координационный совет. Уровень безработицы за первый квартал составлял 0,7%. И вдруг он увеличился. Я говорю представителям службы занятости: «В чем же дело? Почему так произошло? Плохо работаете». Они отвечают: «Нет, Валентина Сергеевна, мы провели серию ярмарок вакансий, люди узнали о том, что есть такая служба. И люди больше пошли регистрироваться. Поэтому, может быть, такое увеличение как раз и говорит о том, что мы лучше работаем».

– Как выстраивались взаимоотношения с челябинским бизнесом в уходящем году? Что было главенствующим?

– Надо себе четко отдавать отчет, что чем ниже мы опускаемся по уровню, тем более открытой становится система. То есть город – это более открытая экономическая система, в отличие от региона, от области, и тем более от национальной экономики. Это можно объяснить на простом примере. Выплачивается заработная плата – население идет в магазин и покупает, скажем, молоко Шадринское, куры Сосновские и так далее. В лучшем случае эти деньги остаются в Челябинской области и работают на Челябинск. Но понятно, что мы покупаем продукцию и в других районах. Тут возникает два варианта: то ли закрывать город и заставлять население покупать только свои товары, что в принципе немыслимо, это путь натурализации, то ли участвовать в разделении труда и стимулировать тех производителей, которые работают на экспорт.

Мы разделили все предприятия на группы. В первую группу входят те, кто использует ресурсы города, производит добавленную стоимость в пределах города, но реализуют продукцию за его пределами и тем самым обеспечивают приток денежных ресурсов в Челябинск. Это наши, так сказать, «локомотивы». Сюда относятся предприятия металлургии, машиностроения. Вторые предприятия – те, которые используют наши ресурсы; здесь происходит создание добавленной стоимости, здесь же происходит реализация продукции. Это предприятия-«рельсы». К ним относятся предприятия сферы услуг, пищевой, легкой промышленности, банки. Последняя группа – это предприятия, которые используют ресурсы не нашего региона, они где-то создают добавленную стоимость, привозят сюда продукт и реализуют здесь. Соответственно это предприятия-«пылесосы». Они высасывают денежные потоки из города. Мы приняли положение о промышленной политике и пытаемся поставить взаимоотношения с предприятиями города на прозрачную основу в соответствии с этими принципами. Все предприятия делятся на три группы: наибольшего, наименьшего и нейтрального благоприятствования с нашей стороны. В зависимости от группы мы дифференцируем инструменты поддержки, которые можем предложить. Я откровенно вам говорю: их не так много. Это либо налоговые льготы, либо налоговый кредит, либо отсрочка платежа, если таковой есть. К сожалению, город жестко ограничен постановлениями федерации, субъекта федерации на эти инструменты. Этот принцип, мне кажется, хорошо сработал бы на уровне области. В Совете федерации этой политикой интересовались. Нигде в регионах подобного подхода нет, а он весьма и весьма продуктивен.

– А как сами бизнесмены относятся к вашей идее?

– Мы на протяжении этого года пытаемся эту практику провести. Не могу сказать, что она проходит хорошо. Почему? Ясно, что для определения групп предприятия должны открыть свои показатели, самое главное – форма 1 и форма 2, то есть баланс и счет прибылей и убытков, на что, понятно, не все идут. Те, кто хотят принять участие, могут это сделать на добровольной основе. Поэтому сначала с теми, кто согласен, заключается договор, а потом уже идет работа. И самое главное в нашей политике заключается в публикации рейтинга предприятий, чтобы было видно, а куда же они попали: в группу наибольшего, наименьшего или нейтрального благоприятствования. Это важно, потому что все взаимоотношения власти и бизнеса должны быть полностью прозрачными, чтобы не говорили, что администрация кому-то дала поблажку по каким-то личным моментам. Вы оказались в группе наибольшего благоприятствования – мы готовы вам оказать содействие, оказались в группе нейтрального – увы и нет.

– Уже есть компании-добровольцы, те, кто решился открыть информацию о себе?

– С нами заключили договора больше 20 предприятий. Это достаточно много. Еще в проработке находятся около 10 договоров. Особое внимание к этой политике проявили финансовые структуры. Быстро среагировали банки, риелторские, страховые компании. Во всех заседаниях, которые мы проводим по продвижению этой политики, они, конечно, принимают самое активное участие. Потому что им в первую очередь нужна информация о рейтинге. Так что это будет очень активный инструмент. С этого надо начинать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления