RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +4

0 м/c,

746мм 76%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Бизнес Алексей Савинков, гендиректор компании «Экодизель»: «Мы делаем топливную революцию на Урале»

Алексей Савинков, гендиректор компании «Экодизель»: «Мы делаем топливную революцию на Урале»

Мы уже вышли из того периода, когда бизнес прощал дилетантствоЦеновой и качественной конкуренции на челябинском топливном рынке не существуетНа сегодняшний день мы единственные на Урале занимаемся производством и оптовой продажей дизельного топлива еврост

Услышав фамилию Савинкова, я подумала, что мне предстоит встреча не иначе как с представителем известной в Челябинске медицинской династии, насчитывающей не одно поколение врачей. Оказалось – ошиблась. Алексей действительно происходит из известной семьи Савинковых, вот только с медициной знаком понаслышке. По иронии судьбы он оказался первым, кто отважился нарушить семейную традицию и пошел поступать не в медицинский вуз, а на факультет химии ЧелГУ. После окончания университета решил заняться бизнесом и основал собственную компанию по оптовой продаже нефтепродуктов «Экодизель». За пять лет, прошедших со времени основания, компания обошла многих конкурентов, войдя в число лидеров регионального рынка. Сегодня на топливе от «Экодизеля» работают многие известные предприятия и коммерческие фирмы области. Некоторое время назад Алексей решил заняться производством дизельного топлива евростандарта. И сейчас «Экодизель» – единственная компания в Челябинске, развивающая это инновационное направление.

– Алексей Борисович, торговля ГСМ – довольно стандартизированный бизнес. Есть ли что-то уникальное в вашей компании, что отличает ее от других участников топливного рынка?

– Оптовая торговля нефтепродуктами – это одно из направлений нашей деятельности. Что касается уникальности, то она заложена в самом названии компании «Экодизель» – на сегодняшний день мы единственные в Челябинске занимаемся производством дизельного топлива евростандарта. Иными словами – производим дизельное топливо для импортной техники. У нас накоплен колоссальный опыт в этой области, оформлены все необходимые патентные документы и разрешения на производство.

– Евростандарт принципиально отличается от того топлива, которое сегодня предлагается на челябинских автозаправках?

– Конечно. Дизельное топливо, которое реализуется через розничную сеть, соответствует российским стандартам. ГОСТ на его производство не менялся… страшно сказать – с 1982 года. Можно себе представить, каким экологическим требованиям оно соответствует. Достаточно взглянуть на дымящие «Икарусы», которые ездят по улицам города, и многое становится понятно. Есть и другой пример. Не секрет, что 50% автомобилей марки «BMW» выпускается с двигателями, работающими на дизельном топливе. Однако еще год назад такую машину можно было купить только у «серых» дилеров. Официальных поставок дизельных «BMW» в Россию не производилось. Основная причина – низкое качество российского топлива, вызывающее поломки двигателя. В результате чего, страдает престиж марки. Поэтому еще недавно знаменитый автоконцерн поставлял в Россию только автомобили с бензиновыми двигателями.

– По сути, вы решили взяться за развитие абсолютно инновационного направления для Челябинска?

– Это так. Однако пока этот сегмент топливного рынка развит довольно слабо. В отличие от Москвы, где подобное производство развивается уже достаточно давно, в Челябинске все еще не сформирован потребитель данного продукта. Мы производим и продаем это топливо, но не в том объеме, в каком хотелось бы. Остается рассчитывать на то, что постепенно рынок стабилизируется и товар найдет своего покупателя.

Мне неоднократно приходилось бывать на различных московских предприятиях. К примеру, в мотоколонне строительного управления, насчитывающей 700 единиц техники, только пятьдесят автомобилей МАЗ, а все остальные машины иностранного производства.

Количество импортной техники на челябинских дорогах с каждым годом растет. Но эти темпы напрямую зависят от роста благосостояния населения. У нас тенденции таковы: необходимо, чтобы сначала все директора крупных, средних и мелких предприятий пересели на иномарки, и только потом весь парк автомашин станет иномарочный.

– Но ведь были же попытки наладить диалог с городскими властями?

– Конечно, были. Еще в 2000 году я побывал у заместителя главы города по транспорту, дорожному строительству и благоустройству г-на Алейникова. Идея перевода городского автопарка на дизельное топливо евростандарта понравилась. Решили запускать проект, а когда обратились в администрацию с конкретным предложением, получили ответ: «Денег нет». Нет денег – нет интереса. На этом наши взаимоотношения с городскими властями закончились.

Любопытно, что в Москве еще в 1999 году на уровне мэра столицы было издано постановление, согласно которому весь муниципальный автотранспорт должен быть переведен на дизельное топливо евростандарта. Сегодня там существует уже порядка 25 подобных производств.

Что дает употребление евротоплива? Во-первых, оно позволяет добиться экономии на использовании топлива на уровне 5-7%. Соглашусь, процент небольшой. Но давайте посчитаем. Насколько мне известно, челябинские автопредприятия потребляют порядка 120 тонн топлива в сутки. Таким образом, экономия при использовании дизельного топлива евростандарта может составить шесть тонн в день или 180 тонн в месяц. Стоимость одной тонны горючего равняется примерно 14 тысячам рублей. Теоретически употребление евротоплива позволило бы экономить городскому бюджету около 2 миллионов рублей в месяц.

Но главным плюсом в пользу употребления евротоплива является не столько ресурсная экономия, сколько возможность оптимизировать нагрузки на экологию. Известно, что существует два основных источника загрязнения экологии – промышленные предприятия и транспорт. В чем главное отличие дизельного топлива евростандарта от российского варианта: у первого существуют жесткие требования по содержанию канцерогенов. В российском ГОСТе подобное требование отсутствует в принципе. Тем мне менее, все мы в школе изучали химию и знаем, что несгоревшее топливо в результате термических нагрузок двигателя становится ядовитым. Эти вещества поступают в воздух, которым мы дышим. Доказано, что инвестиции в здоровье дают огромную рентабельность. Каждый рубль, вложенный в здоровье, приносит 130 рублей прибыли. Но у нас эта сфера никогда не являлась приоритетной для инвестиций. Пока еще не сложилось понимание необходимости таких реформ. Кроме того, у власти всегда была определенная аллергия на подобные проекты. Они требуют дополнительных затрат. А желающих откусить лакомый кусок от городского бюджета всегда было очень много.

– Из разговоров с местными предпринимателями складывается впечатление, что самое главное препятствие для любого благого начинания – это всегда чиновники…

– Все это разговоры в пользу бедных. Знаете, есть такая поговорка: пессимист плачется в жилетку, а оптимист – в декольте. Можно найти тысячу объективных причин, почему твой бизнес не развивается. А можно взять и сделать так, чтобы он начал развиваться и приносить деньги. Дорогу одолеет только идущий. Тот, кто сидит и рассуждает о тяготах пути, никогда его не пройдет. Мы никогда не хнычем…

– Кто является потребителями вашей продукции?

– Это компании, широко использующие в своей деятельности импортную автомобильную технику и стремящиеся к тому, чтобы у этой техники был нормальный рабочий ресурс. Ведь известно, что в автомашинах иностранного производства с дизельными двигателями гарантия на детали топливной аппаратуры не предоставляется. Не вижу смысла приобретать импортный погрузчик за миллион рублей, заправлять его топливом на три рубля дешевле, чтобы через какое-то время столкнуться с проблемой дорогостоящего ремонта.

– А поставками в розничную сеть вы не занимаетесь?

– Мы занимаемся оптовыми поставками. Челябинский рынок розничной торговли нефтепродуктами условно монополизирован. Ценовой и качественной конкуренции на нем не существует. Сейчас в городе представлено три крупных нефтяных бренда: «Лукойл», «Сибнефть» и «Татнефть». Каждый из них торгует через собственную сеть своим топливом, которое имеет определенный стандарт. Отойти от него и начать продавать топливо других производителей они не могут. Это все равно, что «Coca-Cola» вдруг начнет продавать «Pepsi».

Мы прекратили продавать в розницу два года назад: через розничную сеть продается очень мало дизельного топлива. Кстати, у «Лукойла» есть намерения продавать дизельное топливо евростандарта на своих заправках. Они будут продавать его только в розницу. А мы продолжим заниматься оптовыми поставками.

– Вы считаете, что за дизельным топливом будущее?

– Я в этом уверен. Со временем мы придем либо к водороду, либо к дизелю. Скорее всего, будет и то, и другое. Но от бензина мир совершенно точно уйдет: этот вид топлива слишком дорог. За рубежом это давно поняли. В усовершенствовании КПД дизельного топлива мир опередил нас лет на 50. Это культура производства. В России, к сожалению, этой культуры нет. У нас нет ни одной дизельной легковой машины, стоящей на потоке. На Западе уже налажено серийное производство «Лексусов», «Тойот», БМВ, работающих на дизельном топливе с двигателями третьего поколения. Уже и в Челябинске появились иномарки с дизельными силовыми установками нового поколения.

А будущее коммерческого транспорта совершенно точно – дизель. Поэтому можно сказать, что мы делаем топливную революцию на Урале.

– В технологическом плане ваше производство достаточно сложно?

– Я бы так не сказал. В экономической теории производством называется цикл, при котором товар с одними потребительскими свойствами становится товаром с другими потребительскими свойствами. Так вот, классическим примером является наше производство. Фактически весь производственный цикл представляет собой доработку первоначального сырья. Мы покупаем экспортное сырье на нефтеперерабатывающих предприятиях и перерабатываем его, доводя до нужного стандарта. На сегодняшний день в Челябинске это единственное предприятие подобного рода. При этом его загруженность составляет всего лишь 10%.

– Вернемся к рынку. Сегодня конкуренция среди топливных компаний достаточно высока. Сложно выживать в этой конкурентной борьбе?

– Челябинский рынок нефтепродуктов относительно сформировался. Все компании, работающие на нем, занимают свои определенные ниши. При этом он имеет свою специфику, так как не развивается экстенсивно. Новых предприятий, активно потребляющих топливо, практически не возникает. Поэтому нам приходится работать над оптимизацией издержек и эффективно выстраивать логистику.

Если немного углубиться в историю, то можно вспомнить, что изначально весь российский топливный рынок был поделен между крупнейшими нефтяными компаниями. Тюмень относилась к Тюменской нефтяной компании, Курган и Челябинск были приписаны к компании «Лукойл» и так далее. В то же время такие города, как Москва и Екатеринбург, были открыто объявлены зонами свободной конкуренции. Там ни одному из нефтяных гигантов протекционизм не оказывался. Зато это было характерно для периода становления нашего рынка. Во многом благодаря протекции местных властей «Лукойл» смог занять лидирующее положение на рынке, создав самую многочисленную сеть автозаправок в городе.

Возникает логичный вопрос: как на рынке могли возникнуть небольшие компании, когда исторически существовала крупная нефтяная компания, имеющая собственные скважины и завод по переработке нефти. «Лукойл» не в состоянии обеспечить потребности в топливе в силу разных причин. Небольшие предприятия оказывают компаниям услуги по той цене и с тем качеством, которое «Лукойл» не в состоянии обеспечить. Выходит, что мы попросту не являемся конкурентами, так как работаем в разных нишах. Наша компания ориентирована на малый и средний бизнес, тогда как «Лукойл» вынужден работать преимущественно с крупными предприятиями. Известно, что мелкие компании быстро привыкают к таким вещам, как доставка, быстрое оформление, отгрузка по звонку. «Лукойл» не в состоянии обеспечить подобный сервис.

Еще одна особенность топливного рынка – его спекулятивность. Колебания цен происходят настолько стремительно, что их впору сравнивать со скачками на рынке ценных бумаг. Это во многом является следствием политики государства в отношении нефтяной отрасли, которое сделало этот рынок абсолютно свободным и нерегулируемым.

– Хотите сказать, что необходимо государственное регулирование цен на бензин?

– Очевидно, что необходимы определенные рычаги регулирования топливного рынка. Но я не уверен, то государство в состоянии эффективно сделать это. Скорее всего, это приведет к очередному росту цен на топливо. Государство уже доказало неэффективность своего управления практически во всех подконтрольных ему сферах – в оборонной промышленности, в медицине, в образовании. Кто мешает навести порядок в этих отраслях, пока оно не добралось до нефтяной промышленности. Безусловно, государству выгодно заниматься «нефтянкой». Это ведь не жилищно-коммунальная сфера, которая требует огромных вложений.

Однако я не исключают такого варианта развития событий: рано или поздно государство установит контроль над топливным рынком. Оно в лице «Газпрома» уже интенсивно скупает нефтеперерабатывающие производства. Количество частных нефтяных компаний сокращается. Опыт Ходорковского оказался достаточным, чтобы понять, что никакого диалога не получится.

– Что привело вас в этот бизнес? Чем еще пришлось заниматься в жизни?

– Вообще-то я происхожу из династии врачей. В нашей семье все становились медиками. Так получилось, что я первым нарушил эту традицию. Окончил школу и решил поступать в Челябинский госуниверситет на химический факультет. После окончания учебы я стоял перед выбором: идти мыть пробирки или устраиваться учителем химии в школу. Начинать работать по профилю не имело смысла. Это было непонятное время: страна на глазах разваливалась, цены умножались. В результате, в начале 90-х годов я ушел в коммерцию. Начинал в коммерческом предприятии. Потом появились собственные проекты: торговали оборудованием для ЖКХ, держали автомойки. Это было просто зарабатывание денег и попытка выгодно их вложить. Через какое-то время получил экономическое образование – закончил университет Российской академии образования и открыл свою компанию.

Кстати, три недели назад я вернулся из Москвы, где проходил профессиональную переподготовку на курсах в Академии народного хозяйства по специальности «Государственные финансы. Государственное управление». Теперь можно смело пробовать себя в качестве чиновника на ниве государственной службы.

– Такой поворот в карьере не планируете совершить?

– Мне абсолютно непонятны условия игры в данной сфере. Я не вижу для себя механизма входа во власть. К тому же, у меня имеется опыт службы в государственной компании. В свое время я поехал работать в Москву – «продаваться» в корпоративный бизнес. Работал в компании РАО ЕЭС в должности коммерческого директора дочернего предприятия. Эта работа не приносила мне удовлетворения. Я привык к определенной свободе суждений и действий. Я отношу себя к людям созидающим, которые с трудом переносят рутинную работу. Им необходимо постоянно открывать что-то новое, находить и воплощать новые проекты.

– Мыслей основать собственный бизнес в Москве тогда не возникало?

– Всегда важно понять, где и в чем себя реализовывать. Я много поездил по стране, бывал в разных местах. Не вижу смысла ехать в другой город, в котором придется заново проделывать весь тот путь, что я уже преодолел здесь. Я не считаю себя патриотом, но мне комфортно жить и работать в родном городе.

У меня есть немало знакомых, которые работают в Москве. Далеко не у всех это гладко получается. Мое глубокое убеждение состоит в том, что любой успешный бизнес в столице опирается на еще более преуспевающий бизнес в регионе. Можно начать, но малейшая проверка на прочность показывает несостоятельность этих попыток. К сожалению, пока мне не известны примеры людей, которые как Остап Бендер приехали в Москву с чемоданом, построили там бизнес и преуспевают по сей день.

– Есть ли у вас планы заняться новыми видами бизнеса, реализовать еще какие-то проекты?

– Такое желание присутствует постоянно. Мне всегда были интересны новые проекты. Причем, область знаний, сфера деятельности здесь не являются определяющими. Главное условие – эффективное управление. Берешь любую логистическую цепочку и начинаешь ее оптимизировать до тех пор, пока проект не начнет приносить прибыль.

Но я отдаю себе отчет в том, что для того чтобы заниматься каким-то делом, нужно как минимум его любить и понимать. Мы уже вышли из того периода незрелости, когда бизнес прощал дилетантство. Сегодня бизнес – это не просто стечение обстоятельств. Не случайно, как заработать деньги, понимают буквально все, но реально заработать могут единицы. Культура предпринимательства у нас только начинает формироваться. Люди стали больше ездить на семинары, проходить различные курсы, получать дополнительное образование.

– Вам часто приходится принимать рискованные решения?

– Элемент аферичности присутствует в любом коммерсанте. Не рискуешь – не заработаешь денег. Коммерсанты получают свою прибавочную стоимость именно за счет того, что берут на себя коммерческие риски. На Западе это понимание существует уже давно. Там никого не удивишь тем обстоятельством, что один может зарабатывать всю жизнь сто долларов, а другой тысячу. Хотя первый железные детали точит, а второй с чемоданом и в галстуке ходит. Просто последний принимает на себя коммерческие риски. У нас в стране все еще нет этого понимания. Сказываются пережитки культуры советского периода и традиции православного христианства.

– Вы помните свою самую большую удачу в бизнесе?

– Сложно сказать однозначно. Я всегда стараюсь смотреть вперед, а не оглядываться назад. Может быть, эта удача мне только предстоит. А может быть, получится как в том старом анекдоте. Мужик поймал золотую рыбку, она его спрашивает: «Чего хочешь, мужик?» А он ей в ответ: «Хочу, чтобы у меня все было!». «Хорошо, – сказала золотая рыбка. – У тебя все было».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления