Бизнес Василий Платонов, председатель Челябинской государственной телевизионной и радиовещательной компании: «Мы никогда не занимались «мочиловкой»

Василий Платонов, председатель Челябинской государственной телевизионной и радиовещательной компании: «Мы никогда не занимались «мочиловкой»

Василий Платонов – председатель Челябинской государственной телевизионной и радиовещательной компании называет себя ровесником челябинского телевидения. Он пришел на ЧГТРК 30 лет назад обыкновенным монтером связи...

Василий Платонов – председатель Челябинской государственной телевизионной и радиовещательной компании называет себя ровесником челябинского телевидения. Он пришел на ЧГТРК 30 лет назад обыкновенным монтером связи и начал работать на передвижной телевизионной станции. Это был период развития телевидения, когда обыкновенная видеокамера весила ни много ни мало 72 килограмма. В его рабочем кабинете на полке красуется первый советский телевизор «КВН-49» и настоящий музейный раритет – знаменитая черная тарелка-громкоговоритель довоенных лет. Василия Иванович может часами рассказывать интересные истории из жизни телевизионщиков. Одна из них связана с событиями начала 90-х годов, которые потом окрестили винным бунтом. Тогда справиться с «бунтовщиками» не удалось ни властям, ни милиции. Спасло положение челябинское телевидение, впервые показавшее челябинцам две серии нашумевшего фильма «Кинг-Конг». Кстати, именно тогда возникла идея создания легендарной программы «Эфир-2», с которой, по мнению Василия Платонова, начался телевизионный бизнес в Челябинске.

– Василий Иванович, вы – бизнесмен?

– Ну, если брать статус предприятия, то да. Естественно, то, чем я занимаюсь – это тот же бизнес, как и в любой другой отрасли. Тем более, что наше предприятие очень многогранно. В составе нашей корпорации десять средств массовой информации. Кроме того, мы осуществляем и иные виды деятельности. Телевидение сегодня – это лишь одна треть нашего оборота, примерно одна треть приходится на радио, остальную часть составляют прочие доходы. Мы очень многостороннее предприятие.

– Что входит в прочий бизнес?

– Начнем с того, что у нас есть лицензия на оказание услуг телефонной связи. Я думаю, для вас будет новостью, но ЧГТРК оказывает качественные услуги связи наравне с компанией «Уралсвязьинформом», специализирующейся в этой отрасли. Это один из примеров.

– Как давно вы этим занимаетесь?

– С того момента, как руководителем предприятия стал я.

– Когда это произошло?

– Семь лет назад. Вообще же в эту компанию я пришел ровно тридцать лет назад. А начинал монтером связи. Работал на передвижной телевизионной станции. Самая обычная видеокамера тогда весила целых 72 килограмма.

– То есть, по призванию вы – техник?

– Я бы сказал, не техник, а технократ. Так получилось, что в моей жизни присутствует очень интересная дата – я ровесник челябинского телевидения. Второе совпадение не менее красноречивое: принимал руководство компанией 19 августа 1998 года, спустя два дня после печально известной всем даты. Можете себе представить: 1998 год, вся экономика пущена под откос, банковская система не функционирует. Когда приступил к руководству, долги компании составляли свыше трех миллионов рублей, а на ее счету было ни много ни мало пять тысяч рублей…

– Тем не менее, вы согласились…

– Не я принимал это решение, а жизнь. Есть предложения, от которых в силу определенных обстоятельств невозможно отказаться. Это был как раз тот случай. Трудно судить, к сожалению или к счастью так произошло. Но отказаться от руководства ЧГТРК не мог прежде всего по этическим соображениям. Я пришел на телевидение в 16 лет и всегда считал это предприятие родным. В какой-то момент нужно было принять решение: быть или не быть компании дальше.

1998 год стал переходным периодом для всей системы гостелерадиовещания в стране. В мае президент подписал указ о ее реорганизации. Незадолго до кризиса состоялся переход нашей компании из областного значения в статус федеральной. 1998 год мы отработали с убытком, а через год рассчитались со всеми долгами и вышли на мизерную, но рентабельность. К сожалению, были финансовые потери, которые нам никто восполнить не мог. Естественно, в тот момент руководство компании вынуждено было принимать достаточно жесткие, непопулярные решения, связанные с системой управления компанией. Совместно с экономистами было разработано три варианта выхода из кризиса. Они были предложены на обсуждении профсоюзной организации. В тот момент она поступила очень профессионально и поддержала то решение, которое предлагала администрация. И это было не пустое подыгрывание руководству, а поиск разумного выхода из кризиса. Предприятие должно было выжить. Жизнь показала, что мы поступили правильно, несмотря на то, что нам пришлось пойти на некоторые жертвы. Это образный пример, когда собаке можно купировать хвост по частям или же сразу. Мы выбрали второе.

– О каких решениях вы говорите?

– Прежде всего, весь коллектив вместе с руководителем был отправлен в неоплаченный отпуск на месяц. Было прекращено производство развлекательных, общественных программ, велась подготовка только новостных выпусков. Целый месяц люди фактически работали бесплатно. Тем не менее, мы пошли на это. Но самое удивительное, что вопреки прогнозам скептиков и конкурентов, за это время нам удалось еще больше сплотить и усилить команду. Ни один квалифицированный сотрудник не покинул компанию.

– А как в тот момент шли дела у ваших конкурентов?

– В Челябинске в тот период одним из главных наших конкурентов был телеканал «Восточный экспресс». Думаю, тогда они оказались в аналогичной ситуации.

– Сегодня конкуренция между региональными телекомпаниями жесткая?

– Если учесть, что сегодня в Челябинске работает уже 15 телевизионных каналов, то можно судить об уровне конкуренции между ними. Ведь любой местный вещатель, который производит собственные программы, а не занимается вставкой рекламных блоков в федеральную сетку вещания, должен конкурировать не только с региональными компаниями, но и федеральными каналами, которые присутствуют на рынке.

– Насколько успешно вы это делаете?

– Если брать прошедший семилетний период, то динамика развития нашей компании прослеживается очень четко. TNS Gallup Media – та компания, которая проводит постоянные измерения с помощью «people-метров», это подтверждает. Сегодня только доля федеральной части нашей аудитории составляет 25%. Считайте сами: если на рынке 15 каналов, при этом 25% аудитории – наши, какое количество остается на долю остальных участников.

– Вы рейтингам доверяете безоговорочно?

– Абсолютно. TNS Gallup Media не занимается публикацией заказных рейтингов. Мы не являемся заказчиками Gallup’а, а пользуемся их измерениями, не более того. На сегодняшний день более объективного измерения в Челябинске не существует. Другими исследованиями тоже нужно пользоваться. При этом не надо забывать, что вероятность ошибки в любой социологии всегда существует. Степень вероятности в измерениях Gallup’а сведена к минимуму, хотя она тоже присутствует. Не стоит принимать эти данные за абсолютное значение.

Тем не менее, к цифре в 25%, которую я назвал, можно смело прибавить аудиторию 36 канала – порядка 3%. Таким образом, если говорить о телевидении, практически треть зрителей сегодня наша. Что касается радио, здесь наша аудитория достигает 60%.

– Есть мнение, что заниматься медиабизнесом сегодня не популярно. Согласны?

– На сегодняшний день телевидение как самостоятельный бизнес в регионах неэффективно. Это факт. Но тут надо учитывать другие факторы. Ведь очень многие бизнесмены сегодня рассматривают телевизионные СМИ как политический ресурс и просто вкладывают в свое карманное телевидение деньги. Это тенденция очень хорошо просматривается и в Челябинске. Если вы сядете перед голубым экраном и начнете переключать каналы, то через 15 минут очень четко идентифицируете, кто на кого работает, кто – чей. К великому сожалению, сегодня в России один телевизионный канал не может быть прибыльным в силу того, что пока у нас в стране экономика не везде работает. А телевидение, радио, как и любое другое средство массовой информации прежде всего привязано к экономике. Чем она эффективнее, тем эффективнее работа СМИ с точки зрения бизнеса. С другой стороны, в рамках медиахолдинга телевидение всегда будет эффективной составляющей бизнеса.

– Вряд ли можно назвать коммерчески неэффективным, к примеру, телеканал «НТВ»…

– Когда канал «НТВ» только создавался, он строился отнюдь не на экономике и бизнес-подходе, а скорее на политике. Преференции, которые получили в тот период создатели канала, хорошо известны. Для того чтобы в любом миллионном городе выиграть конкурс на право вещания, получить лицензию, оформить документацию, сегодня с учетом оборудования необходимо не менее 100 тысяч долларов. Это стартовые инвестиции. А господин Гусинский получил сеть распространения по России абсолютно бесплатно росчерком пера тех людей, которые в то время распоряжались этим имуществом. Вряд ли это можно назвать честным и открытым бизнесом. К тому же, если говорить о ситуации вокруг телеканала «НТВ», в то время перед его создателями стояла задача не столько заработать деньги, сколько приобрести дополнительные политические дивиденды. Поэтому надо разделять то, что мы называем бизнесом ради политики и бизнесом, который строится на реальной экономике.

– Телевидение сегодня стоит дорого?

– К примеру, диктофон, с которым работают наши радийщики, стоит порядка двух тысяч долларов. Хорошая цифровая видеокамера стоит не менее, чем сорок тысяч долларов. Это соотношение более чем красноречиво говорит о цене телевизионной картинки. При этом технология – это лишь одна часть затрат. Вторая статья расходов – это люди. Чем более квалифицированный специалист, тем дороже он стоит. Это правило работает в любом бизнесе.

Тем не менее, несмотря на высокие затраты развитие есть. Только в этом году в Челябинске появилось два новых телеканала. Более того, может быть, я открою небольшой секрет, но, возможно, в начале следующего года в Челябинске появится еще один телеканал. А сколько новых радиостанций появилось? Все движется, не стоит на месте. Это радует.

– А отсутствие журналистского опыта никогда не мешало вам в руководстве творческим коллективом?

– Сложный вопрос. Ряд моих оппонентов использует это в своих нападках на меня. У нас, как у любой успешно работающей компании, существуют конкуренты. Но есть честная и нечестная конкуренция. Я с уважением отношусь к конкурентам, которые честно работают на рынке. Что касается тех, кто использует не совсем корректные методы конкурентной борьбы, пусть это останется на их совести.

Как можно делить телевидение на журналистику и нежурналистику. Художник компьютерной графики по призванию творец или «технарь»? Вы считаете, что это творческая профессия, но, как привило, ими становится инженеры. А знаете, какова этимология слова «инженер»? Это творец и изобретатель. В каждом конкретном случае все зависит не от названия профессии, а от человека, личности. Бывают случаи, когда человек, имеющий техническую специальность, но необыкновенно творческий по натуре, полностью вытягивает телевизионную программу. Бывает, наоборот, – журналист делает то, чего не может сделать инженер. Телевидение – это коллективный вид творчества. Изначально, когда государственное телевидение только создавалось, деление на техников и творческий состав было создано искусственно.

Я не хочу сказать, что мне приходится заниматься тележурналистикой. Но руководитель такой корпорации – это прежде всего организатор. Здесь в первую очередь требуется знание психологии, экономики и, конечно, юриспруденции. Кто является топ-менеджерами ведущих федеральных телекомпаний? Кто по образованию генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст, президент «СТС-Медиа» Александр Роднянский или генеральный директор «ВГТРК» Олег Добродеев? Для нас это прежде всего успешные управленцы. Более того, когда семь лет назад я был в Москве на назначении, то сам задавал себе подобный вопрос: «А стоит ли выбирать этот путь?». Один очень мудрый человек сказал мне тогда: «Василий Иванович, да успокойся, ты – уже двенадцатый по счету технический руководитель, которого мы назначаем в регионы». В 1998 году ВГТРК выбрало именно такое направление – подбор руководителей «технократского» склада.

Я убежден, что успешная работа предприятия зависит от профессионализма всей команды. Руководитель – один, а коллектив – это множество. Именно он делает работу. Не задача топ-менеджера сидеть и править текст. Это дело редактора. Что касается цензуры, то ее не существует давным-давно. Более того, из человека, который раньше был цензором (а такая должность действительно существовала в системе гостелерадио), получился прекрасный журналист. Ведь у таких людей прежде всего существует внутренняя цензура. Наши журналисты – это профессионалы высокого класса, востребованные на рынке. Многие из них сегодня работают в Москве.

В свое время был очень четко сформулирован подход нашей компании к формированию команды. У нас есть сотрудники, работающие с первого дня создания компании, среднее поколение специалистов и молодые люди. Это фактически сплав опыта, мудрости и свежих идей. Этим мы и отличаемся от конкурентов. Все новые компании обладают задором, но не имеют опыта. Опыт нельзя купить, его можно только наработать временем.

– И все же в творческой работе вы каким-то образом участвуете?

– Безусловно. Ведь у меня в компании двойная функция. Управлять предприятием, причем делать это эффективно. В тоже время – это функция главного редактора, последнее слово всегда остается за мной. Мне приходится пользоваться данной возможностью. Но это в первую очередь концептуальный подход. Главный принцип ГТРК таков – мы не гонимся за сенсацией. Если в центре внимания оказываются конфликтные ситуации, стараемся показывать все точки зрения. Это общемировые требования к новостям. Зритель должен быть судьей, а не журналист. Чем больше мнений мы представим, тем больше возможностей у зрителя взвешенно проанализировать ситуацию. Это главный критерий.

Кроме того, я нисколько не сомневаюсь в порядочности и честности наших журналистов.

– Правом «veto» часто пользуетесь?

– Пользуюсь. Но слово «часто» здесь не совсем подходит. Этот критерий должен быть более конкретным. Если вы спросите – раз в день, я отвечу – нет, но бывает, что раз в неделю приходится пользоваться. Все зависит от ситуации. Дело в том, что у руководителя любого СМИ всегда больше информации, чем у обычного журналиста. Причем, эта информация приходит из разных источников. В такой ситуации порой приходится дополнять информацию и убирать какую-то ее часть. Это обычная повседневная работа.

– Некоторые российские медиадеятели утверждают, что само по себе существование государственного телевидения в России – это большая ошибка. Вы так не считаете?

– Я никогда с этим не соглашусь. Давайте, посмотрим на мировую практику: а как же Япония, Финляндия. Я могу назвать еще несколько стран, где значительная доля медиарынка принадлежит именно государственным каналам.

Мы пошли по неверному пути в начале перестройки, когда слово «государство» вдруг превратилось в нарицательное понятие. Когда люди перестали уважать, начали пинать и размазывать государство – вот это была глубочайшая ошибка. Система государственных средств массовой информации – это часть государства. Ведь никто не пытается создать частную армию, частную милицию или суды. Потому что это часть системы государства. Естественно, государство должно уметь проводить свою политику через СМИ. Другое дело, что существуют разные системы управления. На мой взгляд, будет неправильно, если по тем или иным причинам государственное телевидение в России исчезнет. Сегодня страна переживает очередной переломный период. Нельзя давать возможность какой-то группке людей скупить все значимые средства массовой информации и через них лоббировать свои политические и экономические интересы. Это гибельно для системы. Демократия за десять лет не строится. Соединенным штатам Америки больше двухсот лет, и демократическая система там формировалась столетиями. Тем не менее, в тех же Штатах, где не существует государственного телевидения, государство управляет СМИ через систему лицензирования. У нас такой возможности нет. Это значит, что в России должна быть усилена роль государственных каналов.

– Вы бы могли назвать свое средство массовой информации абсолютно независимым?

– Независимых компаний не бывает, а независимых СМИ – тем более. Мы в первую очередь зависим от общества. Мы зависим от политики государства, и это нормально. Но с точки зрения подачи информации в Челябинской области мы являемся самым независимым средством массовой информации. Я думаю, что найдется мало людей, которые смогут упрекнуть нас в необъективности. Безусловно, они есть, ведь все мнения учесть невозможно. Но этот процент небольшой, что подтверждают многочисленные социсследования. Думаю, что абсолютно объективных СМИ не существует в природе. Если есть одна точка зрения, то есть и противоположная. Но форма подачи наших новостей наиболее безупречная с точки зрения объективности. Очередным тому подтверждением стали прошедшие мартовские выборы. Мы никогда не занимались «мочиловкой». В тоже время есть информационные ресурсы, которые специализируются на подобных акциях. У них своя задача. И глупо было бы осуждать владельцев этих СМИ.

Система работы, выстроенная ВГТРК на уровне местных телекомпаний, не предусматривает вмешательства в нее каких-либо политических или финансовых групп, тем более в регионе. Наша технология подготовки новостей строится на максимальной объективности, причем не в той степени, как нам это разрешено, а насколько мы в состоянии это обеспечить. При этом в Челябинске есть телеканалы, где подобные случаи просто исключены: оппонент никогда не попадет туда и не получит слово в эфире. На мой взгляд, это и есть несвободная журналистика.

Прежде всего, должна работать самоцензура. Это главное. Ведь воспитанный, интеллигентный, честный человек никогда не позволит себе взять в руки нож и выйти на большую дорогу или сесть пьяным за руль. Потому что тогда он становится преступником. Кто-то превращается в информационного киллера за огромные деньги и делает это вполне осознанно. Другие, напротив, не приемлют подобных сделок. В этом и состоит разница между людьми.

Еще один пример честности перед зрителем – наши взаимоотношения с рекламодателем, которые абсолютно открыты. Все сюжеты, которые оплачены заказчиком, имеют титр на правах рекламы. Тем самым мы показываем, что работаем за деньги, но мы открыто говорим об этом. При этом зачастую точно такой же сюжет выходит на любом другом челябинском канале без соответствующей пометки. Хотя по закону и по совести телекомпании обязаны это делать. Жизнь показывает, что честность, порядочность и объективность сегодня не в моде и не пользуется спросом.

– Каков технический уровень компании сегодня?

– Если сравнивать нас с коллегами из других регионов, то сегодня в Уральском федеральном округе мы оснащены лучше всех. Это касается как телевизионной базы, так и радийных возможностей. Интересно, что именно мы стали первыми в России, кто перешел на электронный монтаж на радио и так называемую «безленточную технологию». Это было в 1993 году, когда в Челябинске еще не существовало коммерческих радиостанций. Именно на наших аппаратных обкатывалось оборудование, которое выпускалось в то время только в одном месте – в Санкт-Петербурге на фирме «Дигитон». Я могу назвать только одну красноречивую цифру: до внедрения «безленточной технологии» мы тратили 120 тысяч метров пленки в год. После перехода этой пленки не стало. За исключением уникальных архивных фондов, которые насчитывают свыше семидесяти тысяч единиц хранения. Это наше достояние, которым не похвалится ни одна молодая компания. К примеру, в наших радиоархивах до сих пор сохранился голос Михаила Калинина, записанный во время его выступления на открытии Челябинского тракторного завода. Это пример, когда внедрение новой технологии позволило добиться реальной экономии. Ведь после развала Союза советской ленты просто не стало. Что касается, зарубежного оборудования, то оно всегда оценивалось по мировым ценам. В то же время стоимость единицы рекламы у нас пока держится на российском уровне. Этот диспаритет цен не позволяет сегодня сделать медиабизнес в России более эффективным, в отличие от других стран, где существует более платежеспособный потребитель. Ведь телевидение даже в системе гостелерадио никогда не было бесплатным, а стоило деньги. Другой вопрос, каким путем эти средства собирались и доставлялись на производство. К примеру, мало кто знает, что в один из периодов в стоимость радиоприемников и телевизоров закладывался определенный процент на производство информации, причем он менялся в зависимости от класса прибора. Тем самым, каждый слушатель или зритель оплачивал радио и телевидение.

– Насколько велика ваша зависимость от головного офиса в Москве?

– Прежде всего, у нас существуют единые стандарты и требования к подготовке информации. Но эти требования профессиональные, а не идеологические. Если формат программы «Вести» предусматривает среднюю продолжительность сюжета около полутора минут, это не значит, то мы будем готовить семи или десятиминутную «новость». Зритель просто не будет это смотреть. Нужно понимать, что мы работаем в тесной связке с федеральным каналом «Россия». Мы не должны отличаться или быть провинциальными. Сегодня, общаясь с профессионалами, работающими в медиабизнесе, я получаю высокую оценку нашей работы. Качество наших новостных программ не отличается от уровня федеральной редакции. Кроме того, при работе в холдинге происходит постоянный обмен сюжетами. Здесь наша продукция является одной из самых востребованных. Зачастую, сложно бывает определить, московскими или челябинскими журналистами подготовлен тот или иной сюжет. В этом и состоит потенциал холдинга: в среднем по России ежедневно готовится свыше двух тысяч сюжетов с учетом регионального вещания. Мы каждый день выпускаем около 30 сюжетов. У нас выходит 14 выпусков новостей в сутки. С 18 октября мы ежедневно работаем в прямом эфире в 5-45 утра. Какая еще телекомпания в Челябинске может себе это позволить?

– А в вопросах формирования команды москвичи участвуют? Ведь, насколько мне известно, последняя смена ведущих на канале произошла как раз по инициативе Москвы…

– Смена основных ведущих произошла два с половиной года назад. Это было связано с общим реформированием всего вещания. В этот период оценка команды действительно производилась. Ряд наших ведущих не уложились в тот стандарт, который требовал канал «Россия». Были люди, которые не приняли эту оценку и ушли из компании. Но их, к счастью, оказалось немного. Некоторые просто перешли на другую работу. Ряд бывших журналистов компании сегодня работает в Москве, и мы активно сотрудничаем с ними. В любом случае, прежде чем принимать кардинальное решение, мы всегда проводим много исследований, изучаем мнения зрителей. А смена телеведущих – это абсолютно объективный процесс, который характерен и для федеральных каналов. К сожалению, экранная жизнь у телеведущих очень короткая. При этом, я могу назвать уникального журналиста – это Светлана Павлюк, которая сегодня прекрасно работает за кадром. Также как Аза Васильевна Прокопьева – один из первых челябинских дикторов, ныне – успешный радийный журналист. А всем известная Татьяна Ишукова. Эти примеры говорят о многом.

Принцип формирования команды ведущих у нас остается неизменным. Обкатка ведущих происходит на утренних программах, затем мы перемещаем их на дневные выпуски, на вечерних блоках в прайм-тайм работают самые опытные ведущие. Это не случайно. В Челябинске есть телекомпании, где ведущие абсолютно бесправны. Наш ведущий вместе с редактором участвует в формировании выпуска. Вот основное отличие ЧГТРК от карманных, ручных СМИ.

– Сегодня основная ставка сделана именно на новости?

– Правильнее сказать – на информационное вещание. Наша самая популярная программа – «Вести недели» не является новостийной, но представляет собой информационное вещание. Кстати, в новом телевизионном сезоне ВГТРК приняла этот проект за основу для всех региональных выпусков. Теперь уже 12 компаний работают с аналогичным проектом в своих городах. Это высокая оценка профессиональной работы наших журналистов, редакторов, технических специалистов. Сегодня можно с уверенностью сказать, что программа состоялась. Были и такие проекты, опыт которых не удался, и они не выжили. Некоторые люди обижались и уходили, другие понимали и предлагали другие, более успешные проекты. Ведь отрицательный опыт – это тоже опыт. Но хочу отдать должное своей команде – нам всегда удавалось быть на шаг впереди других, развиваться быстрее.

Ставка на информацию – такова была позиция ВГТРК. При этом нам удалось сохранить почти в полном объеме прочие виды вещания на собственных каналах. Многие программы, которым не осталось места на российском телевидении, сегодня производятся и выходят в эфир на других каналах. За это время мы закрыли одиннадцать старых программ, при этом запустили девять новых проектов. Ротация происходит каждый телевизионный сезон. К сожалению, те жесткие условия, в которых сегодня существует весь телевизионный бизнес, не оставляют право на жизнь детским программам, социальному вещанию. К примеру, в детских передачах нельзя по закону использовать рекламные блоки. А наши рекламные спонсоры на сегодняшний день пока не готовы взять на себя роль меценатов. Вы помните, с каким трудом удалось вернуть на телеканал «Россия» программу «Спокойной ночи малыши». Надо отдать должное Олегу Добродееву, который смог это сделать.

Мы стараемся сохранить социально значимые программы за счет более эффективных коммерческих проектов. Ежедневно на телеканале «Россия» и 36 канале в 20-30 идет один и тот же выпуск новостей. При этом, на 36 канале мы добавляем сурдоперевод. Сегодня только в одном Челябинске проживает сеть тысяч глухонемых. Но мы – единственный канал, который пошел на эти затраты. Эта акция продолжается уже второй год и характеризует социальную направленность нашего вещания. Мы прекрасно понимаем, что наша задача – не только зарабатывать деньги, но и выполнять социальные задачи. Эти принципы декларируются на уровне всего холдинга ВГТРК.

– А как быть с развлекательными программами – они местному зрителю не нужны?

– Я уже говорил, что в 1998 году нам пришлось отказаться от развлекательного вещания. Но мы не ушли из эфира, а поднимали телеархивы и работали с ними. Кстати, подобную акцию мы организовали в августе на 36 канале. Последний месяц лета считается сезоном телевизионных отпусков. Мы решили заменить ряд программ архивными записями. Вот результат: буквально за месяц нам удалось выйти с этой акцией на третье место в рейтингах, после телеканала «Россия» и «ОРТ», при этом обойти такие федеральные каналы как «НТВ» и «СТС». Это говорит о том, что люди соскучились по телевизионным спектаклям, прекрасным документальным фильмам об истории, культуре края. Ничего подобного на каналах конкурентов сегодня попросту нет. Очевидно, что не только новостями сыт зритель. Новости можно сравнить с красной или черной икрой. Но ведь нельзя же есть ее каждый божий день.

– Сегодня съемкой телевизионных спектаклей вы занимаетесь?

– Сейчас мы работаем в основном на популярных акциях, например, как выездная съемка программы «Поле чудес». Последняя наша акция – это прямая трансляция в День города показа мод с челябинского Арбата. В этом году 9 мая мы впервые провели трансляцию парада Победы, подняв камеру на вертолетную площадку бизнес-центра «Мизар» и показав уникальную картинку. Из «Мизара» прошла и прямая трансляция конкурса «Супермодель-2005». Это те акции, которые, действительно, значимы для населения. Мода и культура всегда были востребованными продуктами.

Что касается телевизионных спектаклей, то существуют определенные требования к подобной съемке: они всегда записываются без зрителя, по технологии в зале должен быть не театральный свет, а телевизионный. Более того, порой на одну и ту же сцену делается масса дублей, для того чтобы выбрать лучший. Тогда данный спектакль выходит практически на уровень художественного фильма, становится интересен зрителю. Имя телевизионного режиссера Леонида Пивера, думаю, известно многим. Много лет назад я работал вместе с ним на съемках спектаклей. Был случай, когда он снимал в Челябинске спектакль про Кибальчича. Так вот, одну сцену, которая занимала десяток секунд, мы писали весь день. Сценка была простая – стук в дверь и фраза – «Кибальчич, ты дома?». Вот вам пример, насколько тщательно телевидение подходило к съемкам спектаклей. Сейчас этого нет. Требуется время, деньги, человеческие ресурсы. Проблема в том, что сегодня мы не можем позволить себе откупить зал. Иногда приходится идти на малобюджетную съемку, но с точки зрения качества этот проект является ущербным.

– А вы сами телевизор смотрите?

– Конечно. Но то, насколько часто я смотрю телевизор и слушаю радио напрямую взаимосвязано с тем, насколько часто я участвую в формировании программ. Вот еще одна цифра – сегодня с учетом ретрансляции мы находимся в эфире 64 часа в сутки. При всем желании смотреть и слушать все без исключения просто невозможно. Но я стараюсь смотреть не только собственные программы, но и слежу за эфиром конкурентов. Есть качественные проекты, которые с успехом делают другие местные телекомпании. Что касается любимого телеканала и программы, я никогда бы не стал называть их, в первую очередь по этическим соображениям.

– Василий Иванович, а что за раритет стоит у вас на полке?

– Это «КВН-49» – первый советский телевизор, который начал выпускаться серийно. Разрабатывался он в Ленинграде. Кстати, он еще и самый массовый: в Союзе было выпущено около трех миллионов таких телевизоров.

–Сколько лет этому экземпляру?

– По крайней мере, столько, сколько мне. Этот телевизор 1958 года выпуска. Между прочим, он работает до сих пор.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления