Бизнес Светлана Яремчук, директор ГПЧО «Областное телевидение»: «Чтобы найти эксклюзив, нужно его придумать»

Светлана Яремчук, директор ГПЧО «Областное телевидение»: «Чтобы найти эксклюзив, нужно его придумать»

Вряд ли будет преувеличением сказать, что телевидение стало в наше время важнейшим элементом массовой культуры. В то же время это и высокотехнологичная отрасль экономики, в которой трудятся тысячи профессионалов...

Вряд ли будет преувеличением сказать, что телевидение стало в наше время важнейшим элементом массовой культуры. В то же время это и высокотехнологичная отрасль экономики, в которой трудятся тысячи профессионалов. За последние несколько лет челябинский телеэфир кардинально преобразился. В настоящий момент на местном медиарынке действует пять телекомпаний. Сегодня каждый из нас уже с уверенностью может ответить, какому каналу телевидения он отдает предпочтение при просмотре местных новостей, каким телеведущим симпатизирует, какую точку зрения на события принимает и наконец, чей прогноз погоды самый точный.

Сайт Chel.ru продолжает свою традицию, публикуя в рубрике «Бизнес-элита» интервью с ведущими медиаменеджерами Челябинска. На этот раз у нас в гостях директор ГПЧО «Областное телевидение» Светлана Яремчук. Одним из последних масштабных проектов Областного канала стала акция «Ночь после выборов», проведенная совместно с ГТРК «Южный Урал». С десяти вечера до шести утра журналисты двух телеканалов работали в прямом эфире, следили за итогами голосования и беседовали с авторитетными экспертами в студии, проводили прямые включения из Облизбиркома.

– Светлана Григорьевна, когда два года назад Областной телеканал выходил на челябинский телерынок, тот был уже гипернасыщен. Насколько сложно было определиться с форматом и найти свою нишу?

– На мой взгляд, сегодня Областной телеканал только начинает завоевывать своего зрителя. В настоящий момент аудитория медиарынка распределена достаточно плотно. Представьте себе, я прихожу вечером домой, включаю телевизор и вижу пять местных выпусков новостей на разных каналах – «ГТРК «Южный Урал», «31 канал», «Восточный экспресс», «СТС» и «Областной канал». Что я выбираю и почему? Когда мы входили на рынок, то тщательно анализировали ситуацию и понимали, что наша задача – забрать аудиторию у других телеканалов. В бизнесе есть такое понятие – уникальное торговое предложение. Несмотря на свою затертость, это определение идеально подходит для телевидения. Сегодня у каждого челябинского телеканала совершенно ясно определилось свое лицо. К примеру, ни для кого не секрет, что «31 канал» позиционирует себя как телеканал конфликта, выявления негативных сторон жизни. И очень последователен в своем имидже. Правда, если при прежнем главе города он был крайне оппозиционен, то сегодня занимают лояльную позицию по отношению к городской власти. У телеканала «Восточный экспресс», на мой взгляд, очень выдержанный взгляд на факты и события. Это стабильный, добрый и домашний канал. Совершенно официальный канал – ГТРК «Южный Урал». Это официоз, в хорошем, классическом варианте. В стиле городского канала выдержан «СТС».

Проанализировав ситуацию, учредители нашего канала с самого начала поставили перед нами задачу – показать всю область, отразить все, что происходит в меленьком городе, рассказать о проблемах их жителей, чтобы на них обратили внимание, услышали, они получили обратную связь. В этом мы видим смысл своего существования.

Нам бы хотелось, чтобы эта география присутствовала в каждом выпуске, и около 60% сюжетов ежедневно приходило из областных городов. Проблема в том, что такие сюжеты, производимые муниципальными телекомпаниями, как правило, абсолютно несвободные. Я не открою никакого секрета, если скажу, что все они боятся своих мэров. Сюжет про мэра – это либо хорошо, либо ничего. Но вместе с тем, мы рады сотрудничеству с нашими коллегами. У них горят глаза, они с удовольствием приезжают к нам на учебу. На наш взгляд, это самое большое достижение Областного канала. Мы не являемся в полном смысле производящей компанией, Областной канал – это в первую очередь объединение телевизионщиков области, которые приезжают сюда, чтобы получить новую информацию, обменяться опытом. В процессе объединения телевизионного сообщества и рождается информационное пространство.

– Насколько интересно челябинскому зрителю смотреть сюжеты о южноуральской глубинке? Вам не кажется, что это отдает неким провинциализмом?

– Давайте прежде всего ответим на такой вопрос: что такое Челябинск, откуда взялся миллионный город? Неужели, все эти люди родились здесь? Челябинск – это вся область. Студенты, которые учатся в местных вузах, приехали из других городов и районов. Потом они женились, вышли замуж, устроились на работу. Любой мегаполис живет по таким законам. К примеру, только 50% журналистов в нашей телекомпании – коренные челябинцы, все остальные – это бывшие жители областных городов. У них там живут родственники, друзья, знакомые, они хотят знать и видеть, что сегодня происходит в этом городе и районе. Самое главное, уметь интересно об этом рассказать.

А если у телеканала есть целевая аудитории, то бизнесу будет интересно для этой аудитории заказывать рекламный продукт. С другой стороны, большая часть челябинских компаний имеет филиалы в других городах области. Заходя на новый рынок, бизнесмену интересно и необходимо знать, каков политический и экономический климат в этом городе.

Сегодня мы только начали нащупывать свою нишу. Меняется характер и форма подачи новостей. И это процесс постоянный. Думаю, что через год мы сможем назвать Областной канал устойчивым игроком на рынке. Но уже сегодня мы не скрываем, что главная наша задача, несмотря на всю ее амбициозность – отвоевать аудиторию у соседних каналов. Насколько удачно у нас это получится, мы скоро увидим.

– На мой взгляд, одна из основных проблем местного телеэфира – одинаковость телевизионного содержания: новости на 95-97% похожи, порой даже сюжеты в выпусках на разных каналах расположены в одинаковом порядке. Вы как-то пытаетесь с этим бороться?

– На мой взгляд, поиск эксклюзива – отнюдь не сложная задача. То, что лежит на поверхности, хотят взять все. Чтобы легко находить эксклюзив, нужно уметь нестандартно мыслить или попросту этот эксклюзив придумать. Новостей вокруг огромное количество. Наша задача – всего лишь внимательно следить за тем, что происходит вокруг и не делать того, что стремятся сделать другие. Нужно искать другой подход, другой взгляд, другие темы. Проблема в том, что это требует несколько иных усилий.

Два года назад областные чиновники почувствовали, что именно в области нужно искать эксклюзив. Правительство области и губернатор выступили с инициативой создания такого канала. Кстати, большое участие в этом принимал Андрей Николаевич Косилов. На мой взгляд, он очень телевизионный человек и необыкновенно проницательный зритель, который прекрасно чувствует телевидение. Он часто делает меткие замечания о том, как удержать аудиторию, как создать эксклюзив. Как ни крути, все челябинские журналисты толкутся на одном пятачке – на площади Революции. Выйдите за ее пределы, отойдите в глубинку, и вы получите эксклюзив. В этом и состоит искусство журналиста-телевизионщика. С другой стороны, есть информационные поводы, которые очевидны. Игнорировать их было бы глупо и неправильно. Если есть событие, должна быть новость. Важно, как ты его подашь, с какой стороны на событие посмотришь. Здесь вступает в силу конкурентная борьба между корреспондентами телеканалов. Основной «кайф» для тележурналиста наступает тогда, когда, выдав свой сюжет в эфир, он понимает, что сделал его лучше остальных. Вот из этого сегодня складывается основной рейтинг телеканалов.

Не могу сказать, что у нас сегодня получается быть первыми. Это было бы слишком самоуверенно. Но мы стоим за спиной у лидеров. Если в ближайшее время они не побегут быстрее, то вынуждены будут уступить дорогу.

– Звезд в челябинской тележурналистике можно пересчитать по пальцам. Тем не менее, их присутствие на телеканале необходимо. Как обычно решается вопрос формирования команды – путем переманивания звезд у конкурентов?

– Для меня до сих пор остается загадкой, почему в челябинской журналистике так мало телевизионных звезд. Но я могу смело утверждать, что, сегодня на Областном канале есть уже как минимум три звезды – это Мария Александрова, Сергей Жеребин, Лейла Кайпова. Это молодые звезды, и они состоялись. Я абсолютно убеждена, что у этих журналистов большое будущее.

Как рождаются звезды? На этот вопрос я всегда отвечаю одинаково: будьте талантливы, и мы вас купим. Главное, уметь правильно себя продать. Я всегда считала, что телевидение – это дело смелых людей. Мне кажется, именно так должно происходить вхождение в профессию и рождение звезды. А задача руководителя – разглядеть эти таланты.

Мне очень нравится наш канал, потому что здесь необыкновенно душевная атмосфера. Тут нет зависти. Если корреспондент сделал хороший сюжет, то на следующий день все коллеги ему об этом скажут. И это редчайший случай, ведь зачастую между журналистами существует негласное соперничество. Именно поэтому я убеждена, что Областной канал должен занять свою нишу на рынке и завоевать аудиторию.

– Областной канал – это телевидение для общества или телевидение информационного заказа? Власть просит иногда протолкнуть какую-нибудь идею?

– Она не просит, но подсказывает. Иногда в таких случаях мы вынуждены признать, что должны были сами разглядеть эту тему. Что касается откровенного информационного заказа со стороны областного правительства, его нет в принципе, и это ни в коей мере не поощряется. Когда создавался канал, то главной задачей, которую перед ним поставил губернатор, было давать полноценную информацию из области. Более того, сегодня у меня есть большое желание создать маленькую телевизионную программу с хроникой того, что происходило в областном правительстве на прошедшей неделе. Поверьте, у нее будет своя аудитория. Ведь, выбирая власть, мы хотим знать, что она делает для народа. На мой взгляд, разговоры об ангажированности того или иного СМИ несколько преувеличены. Вполне очевидно, что власть хочет рассказать народу о себе. Другое дело, когда телевизионщики начинают власти льстить. Это не есть правильно.

Когда у нас в стране вдруг резко вспомнили о свободе слова, то долгое время смысл этого понятия заключался в том, чтобы говорить плохо обо всем. Наша позиция несколько иная. Мы – канал с большим знаком плюс, который должен давать человеку позитивное настроение. Посмотрев сегодня новости, завтра человек должен захотеть жить, работать, созидать. Недавно побывав в молодежной аудитории, я задала студентам вопрос: какие новости они хотели бы смотреть? Так вот, в один голос они ответили – положительные. Зритель устал от катастроф, убийств и скандалов. Психология человека устроена таким образом, что не позволяет ему долгое время находиться под властью негативной информации. И задача телевизионных каналов – выдавать сбалансированный контент, чтобы после каждого выпуска новостей мы все же могли сказать: «Значит будем жить».

Кроме того, не надо забывать, что не за горами переход телерынка на систему нишевых каналов. Наступает эра цифрового телевидения, которое должно кардинально поменять зрительскую психологию. Доставка телевизионного контента зрителю будет осуществляться различными способами. С увеличением количества каналов, произойдет их трансформация в нишевые: канал для женщин, канал для мужчин, для охотников и рыболовов, бизнесменов и домохозяек, меломанов и любителей кино. Такой вариант неизбежен. Простраивая свое будущее на телерынке, мы видим себя в качестве нишевого телеканала, который дает полноценную информацию о жизни людей области, работе губернатора и правительства.

– В мае этого года вы выиграли конкурс на право вещания на 29 канале совместно с каналом Минобороны «Звезда». Вы считаете, что на телевидении действительно нужна пропаганда?

– А как вы считаете, нужна ли национальная идея? Когда наша страна жила при социализме, у людей была национальная идея – вера в светлое коммунистическое будущее. Представьте себе: объединить людей разных национальностей, вероисповеданий, 15 республик, которые шли к реализации одной идеи. Масштабнее проекта сложно было придумать. Все рухнуло, мы обрадовались, схватились за свободу слова и сами не заметили, как пошли с американским флагом. Почему-то вдруг стало большим достоинством ругать страну. Поначалу было смешно и весело. Но в какой-то момент появилось ощущение того, что новое молодое поколение, которое росло на фоне этих глобальных перемен, совершенно перестало уважать и гордиться своей страной. Вот тогда мы вернулись к вопросу о том, что такое пропаганда и нужна ли она. Я считаю, что чувство патриотизма – это великое, замечательное чувство. О нем нужно говорить постоянно. Другое дело, поэт Маяковский сказал: «Слова у нас, до важного самого, в привычку входят, ветшают, как платье». Слово «патриотизм» за эти годы оказалось изрядно затасканным и приобрело несколько негативный оттенок. Нужен ли телеканал «Звезда», который будет говорить о том, что патриотизм – это светлое чувство, что стране необходима сильная армия, что те ребята, которые там служат, – не лохи? Я считаю, что да. Уже сегодня наши коллеги со «Звезды» делают интересные, «не кондовые» проекты. Но им непросто, потому что у этой идеи много противников. По какой-то причине появление такого канала вызвало резкое неприятие у медиасообщества. Но если уж говорить о свободе слова, давайте рассуждать так: больше каналов, хороших и разных. Ведь сегодня телезрителя не заставишь смотреть то, что сделано плохо. Если у канала не будет своей аудитории, туда не зайдет рекламодатель, и рано или поздно он вынужден будет уйти с рынка.

– Сейчас на российском телевидении пик популярности так называемой «жвачки для мозгов» – многочисленных реалити-шоу, сериалов. Как по-вашему, в ближайшее время может произойти новое глобальное изменение телевизионных вкусов?

– Могу сказать о последних телевизионных тенденциях, которые характерны для российского телевидения сегодня. Прежде всего, постепенно снижается популярность реалити-шоу. Думаю, что через пару сезонов оно окончательно уйдет с телеэкранов. Последние медиаизмерения очевидно подтверждают, что мода на «реалити» прошла. На первое место выходит жанр сериалов. Один из последних кассовых проектов, который побил все рекорды в Соединенных Штатах Америки и в России – это сериал «Остаться в живых». После триумфа Первого канала прошедшим летом, стало очевидно, что американские сериалы после некоторого перерыва снова возвращаются на наш рынок. Кроме того, в минувшем сезоне закончилась эпоха мексиканских теленовелл, а на их место пришли российские сериалы с теми же сюжетами.

Несколько каналов в этом сезоне предложили аудитории совершенно новый программный продукт. Лидером рынка в этом смысле является канал «СТС» с его великолепным менеджментом. То, что делает у себя на канале генеральный директор «СТС» Александр Роднянский, у меня вызывает искреннее восхищение. Закупая хорошие качественные российские сериалы, он сегодня воспитывает новую телевизионную аудиторию. На недавнем форуме в Москве г-н Роднянский высказал мысль о том, что задача его канала воспитать аудиторию, которая бы перестала ненавидеть и полюбила богатых людей. Будь то сериал «Моя прекрасная няня» или «Не родись красивой», все они пропагандируют новые ценности и делают попытку изменить сознание массового зрителя.

Интересные открытия в области телесмотрения принадлежат генеральному директору «ТНТ» Роману Петренко. Когда мы видим, как на канале ТНТ целые сутки идет сериал «Саша+Маша», то понимаем, что это совершенно новый подход к программированию, который кардинально меняет наше представление о телевидении.

Еще одна телетенденция нынешнего сезона – это очевидное падение рейтингов канала «НТВ», который, к моему сожалению, активно теряет позицию за позицией.

– Какие еще телевизионные форматы, кроме новостей имеют шанс на популярность на региональных каналах?

– Достаточно вспомнить последнюю затею канала «Восточный экспресс», который вовремя сделал свой собственный и довольно успешный проект реалити-шоу, захватив таким образом новый сегмент аудитории. Но это скорее исключение из правил. Местный программный продукт, как правило, довольно скудный. Проблема в том, что большинство региональных телекомпаний являются малобюджетными и не в состоянии снимать дорогостоящие проекты. Но мне хотелось бы рассказать удивительную историю. В городе Трехгорный есть одна амбициозная журналистка – Наталья Исакова. В один прекрасный день она ушла из телекомпании, в которой работала, создала свою продакшн-студию, нашла спонсора, наняла оператора, пригласила московских актеров и сняла художественный фильм, который сейчас продает. Ничего невозможного нет, в том числе и для местных журналистов, работающих на региональном телевидении.

Что касается Областного канала, то мы никогда не позиционировали себя как чисто новостной канал. На сегодняшний день у нас существует как минимум четыре авторские программы. Правда, они только начинают свою жизнь. Это программы «Крестьянский вопрос», «Будьте здоровы», «Мир спорта» и «Парк культуры». Мы не сомневаемся, что они найдут свою аудитории. Любая программа может быть интересна, если она интересно сделана. Примером является наш проект «Будьте здоровы». Ведущего программы – Виталия Казарцева мы все знаем скорее как барда и исполнителя, а ведь он еще и известный доктор, который дает советы нашим зрителям в эфире и рассказывает о медицине с легкой иронией и с присущим ему чувством юмора. «Парк культуры» – это интересные телеочерки о людях искусства. «Мир спорта» – программа, которая только начала выходить в эфир, и мы надеемся, что она также займет свою нишу. Такие программы имеют право на жизнь. Потому что в погоне за новостями мы уходим от того неторопливого рассказа о жизни людей, который так необходим зрителю. Мне кажется, что именно в этом и состоит наша задача.

– А задача быть прибыльным перед телеканалом изначально ставилась?

– Безусловно, любое предприятие должно быть прибыльным, в противном случае оно неэффективно. Если зритель будет смотреть этот канал, то рекламодатель будет заказывать рекламу, у канала будут доходы, и он сможет развиваться. Но надо понимать, что само по себе телевидение не может быть прибыльным, так как затраты на производство телевизионного продукта гораздо больше, нежели доходы от него. Ретранслирующий канал может быть прибыльным в чистом виде. Что касается канала, производящего собственный программный продукт, то для того, чтобы быть коммерчески эффективным, ему необходимо иметь крупный заказ на производство, будь то официальная власть, бизнес или общественная организация. Если вы такой заказ получили и хорошо его отрабатываете, то, канал будет приносить прибыль. И такая задача перед нами ставилась и будет ставиться. Областной канал должен развиваться, покупать оборудование, создавать конкурентоспособные программы, платить людям хорошую зарплату. Самое главное для регионального телеканала сегодня – очень четко понимать, чего хочет наш зритель. Тогда канал будет успешен.

– Светлана Григорьевна, зачем вы занимаетесь телевидением?

– Я всегда была убеждена, что телевидение – это не профессия, а состояние души. А сами телевизионщики – это совершенно больные, психически нездоровые люди (улыбается). Телевидение обладает уникальной способностью захватывать целиком и полностью и влиять на личную жизнь человека. Я долгое время проработала редактором информационного вещания. Мне было очень интересно делать телевидение своими руками. Ощущение того, что это у тебя получается, наверное, самое замечательное в профессии.

Работа директора гораздо сложнее. Директор – это менеджер, организатор производства. На мой взгляд, главная удача любого руководителя, будь то топ-менеджер телеканала или директор колбасного цеха, состоит в умении соединить технологии с психологией людей, которые у тебя работают. Если ты знаешь, почему в компании работает каждый сотрудник, вплоть до уборщицы, то, наверное, это успех.

Я встречалась со множеством мудрых и талантливых топ-менеджеров. Но есть руководители, которые строят свою работу на устрашении, угрозах и крике. Необходимо понимать, что это уже не работает. Компании, в которых существует такой стиль руководства, обречены. Сегодня человек раскован и свободен во всех смыслах. Мне нравиться находиться в постоянном поиске, анализировать людей, пытаться понять, почему они каждый день приходят на работу. При этом, чувствовать то, что рядом много конкурентов и пытаться победить в этой борьбе. Мы работаем в бизнесе, а это очень жестокая штука. При взаимном уважении топ-менеджеров местных телекомпаний, я прекрасно ощущаю давление со стороны конкурентов. Работать на телевидении тяжело, но безумно интересно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления