RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

746мм 66%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Бизнес Валерий Панов, президент челябинского регионального объединения «Промасс», депутат Госдумы: «Челябинской области сегодня выгодно заниматься импортозамещением»

Валерий Панов, президент челябинского регионального объединения «Промасс», депутат Госдумы: «Челябинской области сегодня выгодно заниматься импортозамещением»

" src=

Биография Валерия Панова в принципе типична для большинства политиков и менеджеров его поколения: учеба в Челябинском политехническом институте, аспирантура, затем карьера управленца на одном из местных промышленных предприятий. Пожалуй, самым примечательным фактом его бизнес-истории стал приход Панова на Уральский автомобильный завод в Миассе в качестве антикризисного управляющего в сентябре 1998 года. Именно за время работы на УралАЗе он был удостоен Почетной грамоты министерства экономики РФ и диплома «Лучший менеджер России». А с 2000 года Валерий Панов всерьез занялся своей политической карьерой, став сначала депутатом Законодательного собрания Челябинской области, а в декабре 2003 – депутатом Государственной думы. В Госдуме Панов вошел в состав Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. Еще через год – возглавил Челябинское региональное объединение работодателей «Промасс», председателем которого является до сих пор.

– Валерий Викторович, вас сегодня знают в большей степени как успешного политика. А когда и как состоялся ваш приход в бизнес?

– Точную дату мне назвать сложно. (Улыбается.) Еще будучи студентами, мы прошли очень хорошую школу бизнеса, работая в стройотрядах. Во время учебы в институте в 1979 году с друзьями построили молодежный клуб «Контакт». Эта стройка велась на голом энтузиазме, с помощью субботников. В результате у нас получилось лучшее досуговое заведение Челябинска. Там даже работал бар. Партком дал добро на то, чтобы продавать в клубе спиртные напитки под лозунгом «Будущих руководителей производства нужно учить культурно пить». Было и творческое наполнение довольно высокого уровня – развлекательные программы, всевозможные дансинги. В какой-то степени это можно было назвать бизнесом. У нас был открыт субсчет на основном счете профкома студентов в банке. И мы на условиях хозрасчета вели хозяйственную деятельность.

Но дальше бизнес пришлось на короткое время оставить. После института мне предложили заняться наукой и пригласили в аспирантуру. Правда закончить мне ее так и не удалось. Ребята, с которыми мы еще в студенческие годы работали вместе в стройотрядах, с аспирантской скамьи утянули меня в бизнес на Север. Тогда в западно-сибирской нефтяной провинции, в городах Сургут, Нефтеюганск, шли «великие стройки». Мы развернули там достаточно серьезный бизнес. На севере Тюменской области занимались программированием, автоматизированием систем управления. Поэтому науку пришлось забросить. Правда спустя 14 лет диссертацию я все-таки защитил. Уже по другой теме – «Реинжениринг несостоятельных предприятий машиностроения на примере автомобильной промышленности». Параллельно открывали новые направления бизнеса. Нам удалось найти интересную нишу – занимались строительством из легких металлических конструкций зданий самого разного назначения: ангаров, складов. Даже пивзавод построили в городе Пытьях Нефтеюганского района Тюменской области.

С распадом Советского Союза стали рушиться привычные кооперационные связи. Так уж сложилось в Союзе, что 80% заводов нефтяного машиностроения располагались в местах довоенной добычи нефти – Баку, Сумгаит, Ивано-Франковск на Западной Украине. Поэтому назревал вопрос о том, чтобы производство нефтепромыслового оборудования организовать ближе к месторождениям нефти и газа. Мы подхватили эту тему.

– Именно в то время вы приняли участие в приватизации челябинского завода «Строммашина»?

– Да. Челябинский завод «Строммашина» приватизировался по схеме, когда в основу был заложен инвестиционный конкурс. Мы предложили свой инвестиционный проект – разработки конструкторской документации и организации производства семейства нефтепромыслового оборудования. Еще в советские времена челябинский завод «Строммашина» производил продукцию для Средней Азии. Но с распадом Союза рынок был потерян. Завод остался без заказов, рабочие без работы. Мы смогли реализовать свой проект, вложив в него практически все деньги, заработанные на Севере. Новая программа дала потрясающий эффект – фактически спасла завод в 1996 году, вывела его в число первых предприятий машиностроения Челябинской области по уровню заработной платы, производительности труда и другим показателям.

Наверное, это и послужило причиной того, что в 1998 году губернатор области Петр Сумин предложил мне как председателю совета директоров завода «Строммашина» срочно закончить курс арбитражных управляющих и возглавить УралАЗ. Там с 1998 по 2003 год мне пришлось применить все имеющиеся навыки, приемы организации бизнеса, чтобы УралАЗ смог реально конкурировать с лучшими предприятиями автомобилестроения в России и за рубежом как по уровню менеджмента, так и по уровню потребительских качеств выпускаемой продукции. Уральский автомобильный завод в процессе процедуры арбитражного управления обрел вторую жизнь. Мы в несколько раз подняли уровень производства, увеличили качественные показатели. На новый уровень была поставлена система управления предприятием. Мы не просто убрали все ненужное из производственного процесса – так называемые непрофильные активы, которые тянули предприятие вниз. Была введена система бюджетирования, контроль качества, контроль за системой затрат, современный маркетинг и работа на рынках через представительства. В 2001 году на экспорт шло уже 52% продукции. А общий объем выпуска достиг 10 тысяч автомобилей.

Что касается настоящего момента, сегодня я в большей степени занимаюсь общественной работой на должности председателя объединения работодателей «Промасс», которое объединяет более 800 предприятий, банков и организаций Челябинской области. Таким образом, в бизнесе сегодня идет работа по отстаиванию интересов руководителей и предприятий в целом. Наша задача – добиться того, чтобы взаимоотношения между бизнесом и властью приобрели цивилизованную форму сотрудничества.

Что касается моего основного источника дохода, то уйдя из бизнеса в политику, я сегодня получаю зарплату как депутат Госдумы.

– Сколько она составляет, если не секрет?

– Около ста тысяч рублей…

– Валерий Викторович, а как вы оцениваете нынешнее состояние УралАЗа и деятельность нового собственника предприятия – холдинга «РусПромАвто»?

– Я оцениваю состояние предприятия как устойчивое. Хотя, конечно, есть некоторые основания для того, чтобы выражать беспокойство. Об этом лучше говорить, чтобы не было успокоенности, которая рано или поздно приводит к застою, потере конкурентоспособности. Сегодня могу подтвердить свои слова еще и тем, что существует очень серьезный пакет заказов, с которым предприятие с трудом справляется, задействовав все существующие производственные мощности. Тем не менее, люди стабильно получают заработную плату, в коллективе есть уверенность в завтрашнем дне, нормальное рабочее напряжение. Оценивая действия собственника, я бы говорил не о холдинге «РусПромАвто», а о состоянии российского автопрома в целом.

Меня беспокоит отношение правительства Российской Федерации к этому вопросу. На протяжении тех лет, что я работал на УралАЗе, предприятие постоянно ощущало поддержку правительства Челябинской области и получало реальные результаты. Сегодня правительство России не уделяет должное внимание автомобильной промышленности. Я убежден в том, что это большая ошибка. Складывается впечатление, что российский автопром отдан на откуп в угоду чьих-то политических интересов.

Когда в 1998 году я пришел на УралАЗ, государственного контроля за выпуском продукции не существовало. Завод производил автомобили без двигателя, тормозной системы, других агрегатов в результате разрушения кооперационных связей. В народе эту конструкцию метко окрестили «планером». Ее на руках выносили с завода, а потом доукомплектовывали в различных кустарных мастерских. Тогда я задавал вопрос: «Вы понимаете, что эта техника будет выходить на дорогу и представлять смертельную опасность для людей?» Вот почему сегодня очевидно, что нужно заниматься поддержкой автопрома на федеральном уровне. Автомобильные заводы, также как и авиастроительные предприятия, представляют собой вершину пирамиды, где сосредоточены усилия практически всех отраслей – металлургии, нефтехимии, электроники, точной механики. Поэтому бизнес-проекты, связанные с производством наукоемкой, высокотехничной машиностроительной продукции, имеют такие длительные сроки окупаемости. Именно сюда нужно направлять усилия государства. Но говорить о том, что государство обязано заботиться о частной собственности, было бы не правильно. Но оно должно создавать преференции для развития бизнеса в области инвестиционной политики, в части защиты интересов, сохранения конкурентной среды. Для этого и существуют различные государственные институты, в том числе и за рубежом, – чтобы оказывать поддержку бизнесу. Ведь он создает ту самую добавленную стоимость, которая лежит в основе благополучия людей и государства в целом.

– Вы принимали активное участие в запуске нашумевшего «Шаттла» в Златоусте. Каковы на ваш взгляд бизнес-перспективы этого проекта?

– Прежде всего, почему этот проект стал возможным именно в Златоусте. Это мой избирательный округ. На встречах с избирателями я как промышленник и экономист неоднократно говорил о том, что в современных условиях на оборонных предприятиях необходимо производить как можно больше гражданской продукции. Изменилась военная доктрина. Сегодня с учетом возможностей бюджета и экспортных поставок нам не нужно такое количество оружия, какое производилось предприятиями в годы «холодной войны». На существующих производственных площадях необходимо выпускать продукцию, оптимально соответствующую интеллектуальному и производственному потенциалу предприятия. Поэтому «Промасс» выступил с предложением – выпускать на базе Златоустовского машиностроительного завода автомобили «Шаттл». На первом этапе мы выступали в проекте как стартовые менеджеры. Сегодня я постоянно говорю с менеджментом златоустовского предприятия о необходимости объединения с другими заводами отрасли. Не секрет, что государство сегодня оказывает поддержку крупным предприятиям, которые осваивают не только сборку, но и производство различных автокомпонентов, деталей и узлов для выпуска автомобилей. Сегодня идут переговоры между представителями златоустовского завода и алтайскими партнерами. Объединение позволит им получить особый статус и преференции, для того чтобы повысить свою конкурентоспособность.

При этом очевидно, что нужно развивать и доводить до большего совершенства систему качества при производстве, систему сбыта, создавать развернутую сеть сервисных центров на Урале, в Сибири, а именно там, я считаю, находятся наши клиенты.

Я верю в успех этого бизнес-проекта. Сегодня эта ниша на рынке производства автомобилей практически не заполнена. К тому же, у производителя есть все экономические, технологические и маркетинговые преимущества.

– Но, согласитесь, тут возникает еще и вопрос доверия потребителя к отечественному производителю…

– Доверие завоевывается постепенно.

Вот что любопытно. В преддверии саммита «Большой восьмерки» активно обсуждалась судьба российского банковского сектора и страхового рынка. Я как депутат Госдумы, член комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, в сфере которого находятся и вопросы законодательства банковской сферы, страхового, фондового и инвестиционного направлений, понимаю ситуацию изнутри. Очевидно, что нашей банковской отрасли, которой недавно исполнилось 15 лет, сегодня еще очень сложно конкурировать с системами, которые складывались на протяжении ста лет на Западе. Поэтому условия вступления в ВТО предусматривают определенные ограничения в переходный период для иностранных компаний. Они позволят сформировать доверие к отечественным производителям услуг в этих сферах. Я уверен, если мы проведем грамотную политику в данной области, доверие к отечественным компаниям будет ничуть не меньше. Сегодня законодательство в банковской сфере не позволяет открывать филиалы иностранным банкам, а лишь формировать дочерние структуры и действовать по российскому законодательству. Но культура обслуживания, уровень сервиса, с которыми сталкивается клиент, приходя в офис иностранной компании, – западного образца.

Тем не менее, население сегодня не спешит забирать свои деньги из Сбербанка и перекладывать их условно говоря в австрийский или американский банк. Потому что уровень производства российских услуг их удовлетворяет. Если мы научимся и в производстве продукции соответствовать мировым канонам, тогда уровень доверия в отечественному производителю товара будет соответствующим. Это очень сложный и длительный процесс. Недаром даже президент в своих выступлениях, посланиях обращает внимание на такой аспект, как промышленный дизайн. Его важность нельзя недооценивать. Это неотъемлемый элемент потребительских качеств, которые или устраивают, или не устраивают потребителя…

– Вы принимали участие в реализации ряда проектов иностранных компаний в Челябинской области. В частности, строительства завода «Carbo Ceramics»… Можно ли говорить о других перспективных инициативах на территории Южного Урала в ближайшие годы?

" src=

– «Промасс» – это объединение работодателей, которое защищает их интересы и отрабатывает перспективы, в том числе в области инноваций и инвестиций. Реализуя промышленную политику, мы занимаемся разработкой, генерацией бизнес-проектов, которые сегодня могли бы реально диверсифицировать объем продукции, выпускаемой в Челябинской области. Все это позволило бы нам уйти от определенной монозависимости, использовать те конкурентные преимущества, что заложены в инфраструктуре Челябинской области: природные, энергетические, трудовые ресурсы, – и заниматься импортозамещением. Производить на территории области то, что сегодня завозится из других стран и регионов.

Теперь несколько слов о наиболее перспективных направлениях… Мы видим, как много отделочных материалов сегодня завозится из-за рубежа, и понимаем, что это может и должно производиться здесь. Причем, интересно не просто производить продукцию, но и оборудование для производства этих материалов, включая машины и механизмы, научные разработки, которые дадут новые технологии, новые строительные материалы. Надо сказать, что за последние 15 лет в строительстве произошла своеобразная технологическая революция. Сегодня уже не строят стены метровой толщины из кирпича, так как существуют эффективные утеплители. А каркасно-монолитное домостроение дает больший экономический эффект, имеет более низкую себестоимость, чем ранее казавшееся перспективным крупнопанельное домостроение. Да, сегодня в условиях дефицита жилья заводы по производству железобетонных конструкций работают на полную мощность, но уже думают о завтрашнем дне и будут переходить на более современные технологии. Можно и нужно говорить о технике, которая будет использоваться для того, чтобы обеспечить комфортное проживание – это системы водоотведения, водоснабжения, вентиляции и кондиционирования, электроники, которая позволяет следить за уютом в доме. Все эти направления представляют реальный инвестиционный интерес, туда нужно направлять деньги. И малый бизнес в этих сферах, я уверен, покажет высокую эффективность. У нас в области есть умные молодые дерзкие головы, которые смогут воплотить эти проекты в жизнь. А мы в этом поможем.

– Есть ли конкретные проекты, которые сегодня находятся на стадии реализации?

– В настоящее время на севере и на юге Челябинска ведется проектирование и строительство двух заводов по выпуску современных стеновых блоков. Автоклавное производство, точная геометрия. Смысл в том, что в строительстве блоки не укладываться на цементный раствор, а склеиваются. При этом толщина зазора между ними составляет всего 1-2 миллиметра. Это перспективно, ново, этого в Челябинске еще нет. Кроме того, сегодня уже разрабатываются и строятся производственные мощности, реализуются проекты по производству новых каркасно-монолитных систем. Перспективное направление – производство домов по индивидуальному заказу. В этом случае компьютер сам проектирует ваше будущее жилище из набора элементов. На выходе вы получаете комплектный дом загородного типа, который идеально подходит для жизни в сельской местности, в коттеджном поселке.

Я не хочу называть сейчас конкретных заказчиков, владельцев этих предприятий. Могу лишь сказать, что это отечественные компании.

– А как насчет участия иностранного капитала?

– Иностранные компании также охотно инвестируют в наш регион. Здесь мы оказываем им больше правовую и организационную поддержку. Как правило, им достаточно трудно на первом этапе разобраться в тонкостях земельного законодательства, инфраструктурных особенностях региона. Кроме того, мы помогаем западным корпорациям определить качественного подрядчика среди российских компаний. Мы заинтересованы в том, чтобы предприятия, входящие в «Промасс», имели дополнительные заказы. Согласитесь, выиграть тендер от такого предприятия, как «Carbo Ceramics», достаточно престижно. Так, получив заказ от американской компании, челябинская фирма «Никас» сегодня с гордостью говорит об этом на любых переговорах.

Сегодня в районе Троицка на нескольких площадках организуется стекольное производство с участием иностранного капитала. Именно там расположены хорошие месторождения сырья – кварцевых песков. Как известно, сегодня от 40 до 50% всего стекла завозится в Российскую Федерацию и особенно в Челябинскую область из других стран. Те стекольные заводы, которые имеются в Коркино и в Магнитогорске, не производят современный продукт. Конечно, такие объемы инвестиций (примерный размер инвестиций в проект составит 150 миллионов евро) вряд ли под силу малому бизнесу. Здесь участие иностранного капитала может быть очень эффективно. Как к этому относиться? Я считаю, что крайне положительно. Если предприятие зарегистрировано по российскому законодательству, если на нем трудятся наши соотечественники, получают достойную заработную плату. При этом, если предприятие производит продукцию, которая пользуется спросом, и платит налоги во все бюджеты, то это только идет на пользу региону. Даже если собственниками завода являются иностранные физические или юридические лица, которые заработанную прибыль увозят. Но если инвестиционная привлекательность региона будет на высоком уровне, то, я убежден, эту прибыль они будут оставлять здесь – строить рядом новые заводы. Так происходит во всем мире. И на это должна быть нацелена наша промышленная политика.

– В прошлом году при вашем активном участии был запущен первый специализированный выставочный центр в Челябинске. Однако, насколько мне известно, он не решил проблему нехватки выставочных площадей в городе…

– Я считаю, что региональный выставочный центр на улице Артиллерийской полностью удовлетворяет потребности в выставочных площадях. Более того, он заполнен процентов на 85, есть еще дополнительные резервы. Кроме этого сегодня проектируется вторая очередь комплекса, планируется его расширение. К сожалению, до сих пор отдельные представители челябинского бизнеса предпочитают устраивать выставки в неприспособленных для этого помещениях – спортивных сооружениях, например. Я считаю, что это неправильно. Не надо детей лишать возможности заниматься физкультурой и спортом. Кроме того, страдает качество выставочных мероприятий. Для чего необходимы выставки? Для того, чтобы к нам приезжали представители различных компаний и знакомили наших потребителей с образцами лучших видов продукции. Тогда мы получим возможность покупать, разбираясь в этом, не переплачивая. Все это в целом влияет на инвестиционную привлекательность региона. Это одна из наших задач, которую мы реализуем в ЧРОР. Кстати, идея создания регионального выставочного центра, который необходим каждому крупному мегаполису, принадлежит губернатору.

Я считаю, что сегодня выставочный бизнес поставлен в Челябинске на достаточно высоком уровне. Не хуже, чем в соседней Тюмени или Уфе. Открыв в прошлом году свой региональный выставочный центр, мы обошли Екатеринбург. Но я понимаю, что на этом нельзя останавливаться. В этом году в Северной столице откроется новый выставочный комплекс, который по параметрам будет выше челябинского. Но это нормальный процесс.

– Вы являлись одним из инициаторов организации некоммерческого партнерства Национальный парк спорта и туризма «Тургояк». С какой целью оно создавалось?

– Я действительно был одним из авторов идеи. Причем, авторство принадлежит нескольким людям и прежде всего Олегу Юрьевичу Сиротину, который является президентом этого некоммерческого партнерства и своеобразным двигателем проекта. Сейчас идет серьезная подготовка технико-экономического обоснования для передачи в Министерство экономического развития и торговли о признании за Национальным парком спорта и туризма «Тургояк» статуса особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, куда мы хотим включить такие природные и исторические памятники, как Тургояк, Зюраткуль, Аркаим. Это позволит создать в Челябинской области мощную, интересную в туристическом смысле экономическую зону, куда можно приглашать гостей не меньше, чем на две недели. Только объединившись, мы сможем доказать в Москве, что этот статус необходимо присвоить именно нам.

– Валерий Викторович, по роду своей деятельности вам довольно часто приходится бывать в Москве. Кем себя больше ощущаете сегодня – москвичом или южноуральцем?

– Честно говоря, большую часть времени я провожу даже не в Москве, а в своем округе и в Челябинске, так как в настоящий момент я являюсь заместителем руководителя Межрегионального координационного совета партии «Единая Россия» по вопросам агитации и пропаганды. Зона моей ответственности – весь уральский округ от Ямала до юга – Курганской и Челябинской области. Кроме того, хотя изменилось избирательное законодательство, теперь не существует одномандатных округов, работа на избирательном округе была и остается для меня приоритетной. У меня остался ряд невыполненных наказов. Поэтому я большую часть времени нахожусь в округе. При этом я не снимаю с себя работу в Государственной думе, во фракции «Единая Россия», а также работу с федеральными органами власти по отработке тех вопросов, которые возникают в Челябинской области и требуют решения на уровне Москвы.

– Если не секрет, чем занимаются ваши дети?

– Старший сын в июне защитил диплом в Московском физико-техническом институте, куда его в свое время приняли без экзаменов как двукратного чемпиона мира в олимпиаде по физике. И параллельно, учась на шестом курсе в магистратуре, он проходил стажировку в Нью-Йорке, на Уолл-стрит, в «City Group». Это управляющая компания «City-bank’а». Там он занимался вопросами фондового рынка, обучая компьютер покупать и продавать ценные бумаги. Достаточно интересная работа. В следующем месяце он планирует сдать экзамены и поступить в аспирантуру в Высшую школу экономики. Не так давно здесь, в Челябинске, на озере Смолино мы отметили его свадьбу. Кстати, супруга сына также училась в челябинском лицее №31.

Младший сын в этом году закончил школу, сейчас поступает в Высшую школу экономики. Недавно он весьма успешно выступил на Фабрике «Бизнес-лидер нового поколения», организованной объединением «Промасс».

– Подумывает о карьере успешного бизнесмена?

– Думаю, да. Но на мой взгляд, серьезно задумываться об этом можно лишь тогда, когда ты обладаешь очень мощным багажом знаний. Время одиночек прошло. Работа в команде требует полноценной отдачи от каждого игрока. Нужно быть профессионалом. Только тогда ты сможешь удовлетворить свои амбиции, получить моральное удовлетворение и в дополнение к этому – материальную компенсацию своих усилий.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления