Бизнес Все крылья в гости к нам

Все крылья в гости к нам

Совсем скоро казахская авиакомпания «Феникс» начнет полеты из Челябинска в Турцию на «Боинге-737». Похоже, период упадка для Челябинского авиапредприятия подходит к концу. По словам представителей ЧАПа, как минимум две авиакомпаний планируют...

Совсем скоро казахская авиакомпания «Феникс» начнет полеты из Челябинска в Турцию на «Боинге-737». Похоже, период упадка для Челябинского авиапредприятия подходит к концу. По словам представителей ЧАПа, как минимум две авиакомпании планируют в ближайшее время выйти на южноуральский рынок авиаперевозок.

Почти пять месяцев прошло с тех пор, как авиакомпания «Сибирь» установила полный и бесспорный контроль над Челябинским авиапредприятием. Тогда менеджменту «Сибири» это стоило больших усилий. Дошло до того, что столицу Южного Урала несколько раз посетил генеральный директор авиационного гиганта Владислав Филёв. Целью его визита были прямые переговоры с Евгением Разумовым и Александром Смолиным – прежним руководством ЧАПа, пытавшимся сохранить свои позиции на авиапредприятии. Но переговоры не дали ощутимых результатов. Поставить точку в этом деле «сибиряки» смогли лишь в середине августа, пройдя через множество судебных процессов.

В тех условиях серьезным препятствием для выхода «Сибири» на челябинский рынок перевозок мог стать конфликт с областными властями. Но конфликта не вышло. Более того, чиновники положительно отнеслись к приходу «Сибири» на Южный Урал. И на то были причины. Ведь на своих крыльях новосибирская компания несла идею превращения Челябинска в один из крупнейших аэропортовых городов России, наравне с такими гигантами, как Новосибирск и Москва. На пресс-конференциях «сибиряки» рассказывали журналистам о том, что ЧАП нуждается в инвестициях, а рынок перевозок – в конкурентной среде. Они доказывали, что челябинский воздух пустует несправедливо, и они – «сибиряки» – знают, как изменить ситуацию.

Прошло почти пять месяцев. Что же изменилось на рынке воздушных перевозок? Попробуем оценить последствия прихода «Сибири» на Южный Урал.

Сегодня на челябинском рынке авиаперевозок представлено шесть компаний: «Сибирь», «Энкор», «Аэрофлот», «Узбекистон хаво йуллари», «Пулково» и «ДальАвиа». Ведутся переговоры с крупной компанией «Вим-Авиа», которая планирует организовать несколько привлекательных зарубежных чартеров для Челябинска. То есть конкурентная среда создана, монополия «Энкора» устранена.

Пойдем дальше. Посмотрим, что произошло с маршрутной сетью челябинского аэропорта. Здесь ситуация складывается следующим образом: летом самолеты из Челябинска летали в 30 аэропортов, а сегодня – в 16. На первый взгляд может показаться, что произошла катастрофа: направления перевозок сократились почти в два раза. Но и здесь есть даже не одно «но». Как сообщает пресс-служба ЧАПа, сокращение маршрутной сети произошло в связи с событиями прошлого лета. Затянувшиеся конфликты не могли привести к иному исходу событий. Еще одна причина сокращения направлений перевозок – сезонность. Как известно, в зимнее время многие маршруты временно закрываются из-за уменьшения пассажиропотока. Однако уже к весне челябинские авиаторы ждут сезонного оживления продаж и, соответственно, открытия новых маршрутов.

«Предполагается, что к весне 2005 года наше предприятие будет работать не менее чем с 12-13 перевозчиками, – сообщает пресс-служба ЧАПа. – Сама же компания «Сибирь» в конце декабря этого года откроет еженедельное воздушное сообщение с Ганновером». Выходит, паниковать по поводу «кончины» ЧАПа более чем преждевременно».

Вспомним теперь о планах «сибиряков» по созданию хаба на базе Челябинского авиапредприятия и инвестициях, которые «Сибирь» собиралась вкладывать в ЧАП. Что ж, хаб в Челябинске действительно до сих пор не создан. Но…

«Формирование хаба – дело не одного года, – сообщает PR-менеджер авиакомпании «Сибирь» Илья Новохатский. – Его формирование зависит не только от самого аэропорта и работающих с ним крупнейших перевозчиков, но от экономической конъюнктуры. На формирование хаба должен быть спрос – развитые экономические отношения между регионами, обеспечивающие пассажиропоток, в том числе и транзитный».

Получается, пассивность «Сибири» в Челябинске – лишь видимость. На самом же деле работа над созданием хаба ведется и со стороны авиакомпании «Сибирь», и со стороны аэропорта: «Сибирь» расширяет сетку полетов, ЧАП привлекает в Челябинск новые авиакомпании.

«Заявление о желании сделать из Челябинского аэропорта хаб принадлежат «Сибири», – комментирует пресс-служба ЧАПа. – Другое дело, что, для того чтобы сделать Челябинск полноценным хабом, подобным Москве и Новосибирску, нужны время и очень большие деньги».

Вложить же эти огромные деньги в ЧАП единовременно, для моментального создания крупного транспортного узла, «Сибирь», видимо, не готова. Когда прошлым летом я был в Москве, информированный источник, близкий к руководству «Сибири», рассказал мне, что «сибиряки» и не собираются инвестировать в ЧАП. У них другая специфика бизнеса. А все обещания – лишь ход для быстрого выхода на челябинский рынок перевозок. В связи с этим можно предположить, что ЧАП будет продан новому владельцу, который и будет думать об обустройстве аэропорта. Но в любом случае для того, чтобы челябинский аэропорт развивался, необходим хороший инвестиционный климат, которого сейчас еще нет. Поэтому первоочередная задача и «Сибири», и ЧАПа, и местных властей – создание такого климата. И задача эта решаема. Но для ее решения необходимо время.

На одной из пресс-конференций Владислав Филёв рассказывал о том, что Евгений Разумов распродал большую часть имущества ЧАПа, поняв, что у руля ему быть недолго. Теперь же аэропорт функционирует. Более того, сделаны первые шаги для улучшения качества сервиса: отремонтированы фасад аэропорта, отопительная система и туалеты; закуплено новое оборудование – рамки и интроскопы – для досмотра пассажиров.

Таким образом, «Сибирь» не бросает Челябинск. Да, может быть, в городе и не будет создан хаб. Но то, что «Сибирь» будет стремиться по возможности расширить маршрутную сеть, – очевидно. И сам ЧАП, возглавляемый Сергеем Солнцевым, уже сейчас привлекает в Челябинск новых перевозчиков, готовя почву для челябинского мощного рывка в небо.

И независимо от того, будет ЧАП продан новому владельцу, или «Сибирь» решит все-таки инвестировать в авиапредприятие, развитие «челябинского воздуха» выгодно всем: и «сибирякам», и жителям Челябинска, и авиакомпаниям, желающим зайти на челябинский рынок. Поэтому разумно предположить, что ЧАП будет развиваться. У него просто нет другого выбора.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления