RU74
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Челябинске

Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

2 м/c,

вос.

748мм 93%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Беспредел скидок: не верь глазам своим

Беспредел скидок: не верь глазам своим

На календаре конец февраля – наступило время распродаж. Челябинск охвачен рекламой, предлагающей скидки на любой вкус и кошелек: финальные, тотальные, беспрецедентные, шокирующие... В центре города можно лицезреть витрины, в которых красуются...

На календаре конец февраля – наступило время распродаж. Челябинск охвачен рекламой, предлагающей скидки на любой вкус и кошелек: финальные, тотальные, беспрецедентные, шокирующие... В центре города можно лицезреть витрины, в которых красуются обнаженные манекены, «причинные» места которых прикрыты соблазнительными ценниками наподобие фиговых листочков. Спрашиваю себя: неужели весь товар разобрали, что даже на манекены не нашлось, что надеть? «Нет, это просто удачный рекламный ход» – говорит внутренний голос. «Эластичность» челябинских скидок от 20 до 70%.

Нашествие «низких цен» повторяется каждый сезон, и у непосвященного в тонкости рекламных баталий обывателя может возникнуть впечатление, что все продавцы сплошь занимаются благотворительностью. Уверяю, обольщаться не стоит! В России, не в пример Западу, распродажи практически не контролируются и похожи на игру без правил, в которой простому покупателю выиграть удается крайне редко. Ну какому здравомыслящему дельцу придет в голову продавать свой товар в два, а то и в три раза дешевле? А как же прибыль? Меня как покупателя терзают смутные сомнения, что скидка в 70% вообще возможна. Какова же в таком случае стоимость товара, если и со скидкой позволить купить его себе смогут лишь считанные единицы? Я сказала: «не верю» и решила проверить, как же функционирует этот странный и очень привлекательный механизм распродаж. Надеюсь, что я не превращусь в старика Плюшкина или Гобсека, считая каждую копейку…

Самые большие скидки сегодня на сезонный товар. Логика проста: все, что покупатели не успели приобрести за зиму, они должны купить в последнюю неделю уходящего сезона, причем не факт, что деньги все-таки удастся сэкономить. Как раз таки наоборот, чем дешевле товар, тем сильнее соблазн его купить, и в качестве бонуса получить какую-нибудь безделушку. Или на сэкономленные деньги приобрести что-нибудь еще из уходящей коллекции в этом же магазине или бутике. Покупая две вещи, третью получаешь в подарок…Разве это не хорошо? Я и не спорю – то, что нужно!

Начальник отдела по контролю Госторгинспекции по Челябинской области Лариса Карелина: «Механизм ценообразования у нас свободный, поэтому предприниматель может устанавливать любую цену, которую посчитает нужной. Когда проводятся распродажи со скидками – основная обязанность предпринимателя перед покупателем в правильном и своевременном информировании. В нашей практике мы сталкиваемся с тем, что объявления о скидках не всегда правомочны. Например, в объявлении говорится, что при покупке товара на сумму две тысячи рублей покупателю полагается подарок. И когда такой покупатель находится и приобретает товар на оговоренную сумму, подарка ему не дают, мотивируя тем, что подарок выдается тому, кто купил один товар на сумму две тысячи, а не несколько покупок. Это нарушение прав потребителя. Еще следует сказать о том, что когда продается товар со скидкой и оговаривается, что при его покупке дальнейшему возврату или обмену он не подлежит, это так же является нарушением. Все остальные механизмы ценообразования не контролируются, следовательно, на рынке царит полная свобода».

Мой путь методического изучения ценообразования в наших магазинах начинается от площади Революции. Чувствую себя иванушкой-дурачком, глядя на многочисленные указатели торговых точек, которые с легкостью заставят мой кошелек похудеть. Решаю, в какую сторону пойти: налево пойдешь – «все по минус 50% найдешь», направо пойдешь – «если купишь на сумму более 6000, получишь обувку в подарок»… Нет, такую сумму на свой гардероб я тратить не собираюсь, к тому же сейчас у меня цель другая – не деньги тратить, а ценники изучать. Думаю, что начать движение в «потоке скидок» следует «по убывающей»: найти магазин, в котором обещают самые большие скидки, и закончить тем, в котором скидка будет близка к реальной.

Несколько остановок на общественном транспорте – и я стою у дверей магазина для тех, кто ценит настоящую обувь. Рекламная вывеска «Ecco» сообщает, что «последняя цена – скидки до 70 процентов»… Как трудно отказаться и не приобрести себе настоящие «экко» по бросовой цене? В середине зимы приглянувшиеся мне ботинки стоили три с половиной тысячи, и мне показалось, что это достаточно дорого. Вот и решила подождать сезона долгожданных распродаж. Захожу в магазин, вижу четырех продавцов и двух мужчин-покупателей солидного такого вида, подбирающих себе обувь, видимо, для деловых встреч. Больше чем уверена, что они здесь не из-за скидок, бизнесмены покупают бренд, а следовательно – имидж… а я покупаю скидку, а не обувь. Как я и ожидала, цены изменились: верхняя цена приглянувшейся мне модели уже больше четырех тысяч, а нижняя чуть меньше трех… выходит, я в пролете? Обращаюсь с вопросом к продавцу: почему так дорого? «Это не дорого, это со скидкой, – уверяет продавец-консультант. – На ценнике перечеркнута старая цена, а внизу написана цена со скидкой». «А какой была цена до начала распродажи?» – интересуюсь я. «Та, которая перечеркнута», – спокойно объясняет девушка. Я продолжаю настаивать на своем: «А почему в начале сезона эта модель стоила дешевле, чем указано на ценнике сверху?» «Потому что был не сезон, а в сезон товар всегда дороже» – был раздраженный ответ. Что ж, все понятно – три цены с большим отличием друг от друга. Возникает вопрос, а может не стоило дожидаться скидок и начала зимнего сезона, и купить обувь по той цене, которая была еще осенью? Но продавщица не очень была рада моей скрупулезности в изучении ценников. Догадавшись, что вряд ли я что-то сейчас куплю, она решила удалиться. Ну и я не стала долго задерживаться.

Юрисконсульт общественной организации по защите прав потребителей и граждан-инвесторов Здравкова Оксана: «Если модель выходит из моды или заканчивается сезон, то предприниматель может снизить на нее цену. Это его право. Устанавливать верхнюю цену товара и размер скидки он может на свое усмотрение. Следует отметить, что скидка предусматривается изначально, при оформлении цены на товар, поэтому она не должна быть «скачкообразной» и должна оговариваться в самом начале торговли. Права потребителей в сезон скидок нарушаются из-за недостаточного их информирования, которое входит в обязанности предпринимателя. На ценнике должна быть цена товара до начала распродажи и цен с учетом скидки, а также продавец по требованию покупателя обязан предоставить необходимую информацию о товаре. Если же товар уценен, то его не имеют права предлагать как товар со скидкой, потому что для уцененного товара должны быть соответствующие характеристики. Вот и бывает, что потребители часто сталкиваются тем, что купленный товар был уценен, но продавался по категории «со скидкой», в таком случае обменять или вернуть деньги за покупку будет нельзя».

Идем дальше – модный магазин «SELA» сообщает, что до конца распродажи остается 4 дня. Надо успеть изучить ценники! Но покупателей не видно, в пустом магазине по несколько продавщиц в каждом отделе, и они неустанно следуют за тобой. Изучаю ассортимент, переворачиваю ценники. Приглянувшиеся брюки здесь предлагают по смешной цене – 300 рублей. Точно такие же купила недавно подруга за 900. Спрашиваю продавца о представленных размерах. «Вот они одни и остались, – сообщает девушка. – Как распродажа началась, все разобрали…» Замечаю, что на ценнике не указан размер скидки, а сразу написана нижняя цена. Как-то неудобно считать, какую скидку делает магазин? «Скажите, – снова интересуюсь я, – а цена зависит от размера?» Тем временем я уже изучаю юбки одной модели, но разных размеров, на ценниках которых цена различается не более чем в 100 рублей. «Чем меньше размер, тем ниже цена». И такая логика ценообразования, оказывается, имеет место быть.

Заместитель начальника отдела Управления по торговле и услугам Челябинска Валентина Сатаева: «Да, бывает так, что вещь, которая меньше по размеру, дешевле. Здесь нет общего правила, какую скидку прописывать. Механизм в данном случае простой: если какая-то категория товара пользуется спросом, то предприниматель старается продать ее как можно выгоднее для себя, используя при этом различные маркетинговые и рекламные ходы. На Западе, например, распродажи постоянны. Как только на прилавке появляется новый завоз, предыдущий товар продается со скидкой, и чем дольше вещь находится в магазине, тем ниже ее цена. У нас же другой механизм – товары распродают со скидками посезонно. Поэтому стараются написать на ценнике скидку как можно больше, чтобы цена на товар выглядела привлекательно для потребителя».

По оценкам экспертов, опасность для потребителя таит не размер скидки и не первоначальная цена товара, которая в распродажи искусственно завышается. Враг потребителя – отсутствие информации о том, почему товар продается со скидкой, под какую категорию он попадает: сезонный или уцененный, когда начинается и когда заканчивается распродажа и, в конце концов, как обменять товар и кому предъявлять претензии по его качеству. Обычно и сами продавцы этого не знают, а вся информация остается известна лишь бухгалтеру и директору магазина. Часто покупатель даже не успевает сориентироваться, к кому обратиться с возникающими вопросами, а распродажа уже закончилась. Предъявлять претензии некому. Как правило, в крупных торговых сетях информация о начале и окончании распродаж появляется задолго до их открытия или завершения. Причем, во всех магазинах сети распродажи начинаются единовременно. Другой вопрос – розничные отделы крупных торговых центров, которые устраивают распродажи, когда им вздумается. И, тем не менее, даже сомневаясь в правдивости предлагаемых скидок, товар покупают. В этом я убедилась, побродив по другим магазинам в районе Алого поля. У нескольких покупателей я все же заметила калькуляторы в руках – видимо, скидки все же пересчитывают…а не обманывают ли?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления