Бизнес Запад с нами?

Запад с нами?

В конце мая в отеле «Меридиан» прошла региональная конференция «Торговля в России. Челябинск». Участники обсуждали возможность прихода на рынок крупных федеральных и международных сетей. Крупные иностранные компании, такие, как Auchan, Real и Metro...

В конце мая в отеле «Меридиан» прошла региональная конференция «Торговля в России. Челябинск». Участники обсуждали возможность прихода на рынок крупных федеральных и международных сетей. Крупные иностранные компании, такие, как Auchan, Real и Metro, проявляют интерес к челябинскому рынку, но заходить пока не спешат. Причины подобного поведения были в центре внимания участников конференции.

По данным Минэкономразвития Челябинской области, в 2004 году оборот розничной торговли на Южном Урале составил 105 миллиардов рублей. На долю торговых сетей приходится по разным оценкам от 17 до 25% от общего объема рынка. По прогнозам специалистов, в ближайшие пять лет этот показатель может увеличиться до 50%. На челябинском рынке ритейла (в группе продуктов питания и товаров народного потребления) представлены и местные, и федеральные операторы: из местных компаний самые крупные – «Молния» и «Незабудка», из федеральных сетей в формате дискаунтеров – «Пятерочка» и «Дикси», в формате супермаркетов – «Патерсон».

Первой из зарубежных операторов челябинским рынком ритейла заинтересовалась немецкая компания Metro Cash&Carry, входящая в пятерку крупнейших мировых торговых сетей. В июне прошлого года во время визита в Челябинск руководство компании изъявило желание построить два торговых комплекса и получило землеотвод в районе улицы Черкасской, рядом с гипермаркетом «КС», и около Уфимского тракта, возле поселка Федоровка. Представители компании пообещали, что с начала строительства и до открытия торгового центра пройдет не больше года. Год прошел, но строительство комплексов так и не началось. В то же время, компания продолжает осваивать города Уральского региона: в конце апреля этого года был заложен первый камень в основание торгового центра в Екатеринбурге. Что же мешает международному оператору прийти на челябинский рынок?

Мало места под солнцем

По мнению специалистов, основная проблема, которая возникает у зарубежной компании, пришедшей в Челябинск, – это наличие торговых площадей. Год назад с этим столкнулась Metro, стремившаяся построить торговый комплекс в центре. По словам начальника управления архитектуры и градостроительства Челябинска Александра Угрюмова, строительство в центре города таких комплексов невозможно, поэтому предлагаются площадки на окраине. Кроме того, администрация стремится давать «сложные» территории, требующие капитальных затрат на благоустройство. «Западной компании нужно место, куда прийти – площадка или хотя бы проект торгового центра. Наличие свободных площадей ускоряет приход международного оператора, но на сегодняшний день свободных территорий по городу мало, а то, что есть, занято местными и федеральными компаниями», – считает эксперт по торговой недвижимости Александр Тишков (Москва).

Скажи мне, кто твой друг…

Другая проблема – взаимоотношения с властями. Развитие бизнеса серьезно зависит от местной администрации. «Административный ресурс – русский феномен и русское понятие, не существующее в Европе. В России поддержка со стороны власти – это отсутствие препонов», – говорит участник конференции, пожелавший остаться неизвестным. По его мнению, результаты недавних выборов мэра Челябинска могут заметно повлиять на планы зарубежных операторов в регионе и отдалить их приход на наш рынок. Однако в отношениях бизнеса и власти, с точки зрения некоторых участников рынка, есть и свои положительные моменты, особенно для местных компаний. «Налаженные отношения с местной администрацией являются конкурентным преимуществом местного игрока наравне со знанием условий и особенностей местного рынка», – считает директор по маркетингу торговой компании «Незабудка» Артем Ратошнюк.

Будь собой!

Еще одна немаловажная проблема – политика самой фирмы, соблюдение формата. По мнению Александра Тишкова, до конца придерживаясь своего формата, совершенствуя его, компания может нормально сосуществовать на рынке с другими компаниями достаточно долго. Конкурентное преимущество здесь у тех, кто раньше начал работать на этом рынке.

По мнению ряда аналитиков, для успешности проекта зарубежной компании важно сохранить свой классический формат. Например, основной формат Metro Cash&Carry – мелкооптовый гипермаркет. Поэтому обслуживая физических лиц, такая компания становится серьезным конкурентом для своего потенциального потребителя, чем усложняет положение местных игроков рынка и вызывает их противодействие.

Комментариев руководства Metro Cash&Carry, объясняющих причины остановки проекта в Челябинске, корреспонденту Chel.ru получить не удалось. Однако специалисты едины во мнении, что в ближайшие 2–3 года другие крупнейшие иностранные операторы – такие, как Auchan, Real и прочие – начнут осваивать челябинский рынок ритейла. То, как сложится этот процесс, как будут решаться названные проблемы, зависит не только от самих компаний, но и от позиции администрации региона, местных и федеральных торговых компаний.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления