Бизнес Баландино пролетит?

Баландино пролетит?

Челябинский аэропорт Баландино может потерять статус международного. По планам Министерства транспорта РФ, в УрФО им будет обладать только аэропорт Екатеринбурга – Кольцово. Грядущее сокращение количества международных аэропортов...

" src=

Челябинский аэропорт Баландино может потерять статус международного. По планам Министерства транспорта РФ, в УрФО им будет обладать только аэропорт Екатеринбурга – Кольцово. Грядущее сокращение количества международных аэропортов госчиновники объясняют экономической нецелесообразностью: нет смысла содержать международный сектор там, где вылет за рубеж совершается раз в неделю. По мнению экспертов, такая ситуация, вызванная монополизмом авиакомпании «Сибирь», чревата для развития всего региона.

По информации представителей Росавиации, в течение года количество международных аэропортов должно сократиться минимум на треть – с 69 до 30-40. В конечном итоге крупных аэропортов, способных стать хабами, останется не более десятка. В предварительный список городов, где они будут находиться, входят Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Ростов-на-Дону, Хабаровск, Краснодар.

Идея реорганизации российской аэропортовой системы возникла не сегодня, но сейчас уже можно говорить о том, как она будет выглядеть. Ее структура, по замечанию руководства Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), аналогична структуре большинства авиатранспортных сетей мира, состоящих из аэропортов трех уровней: международных, региональных и местных. Соотвественно, практически весь объем международных перевозок берут на себя узловые аэропорты, которые впоследствии должны стать хабами (в настоящий момент, по словам экспертов, даже крупнейший в восточной Европе аэропорт Домодедово по объему пассажиропотока требованиям хаба не удовлетворяет). На межрегиональных перевозках специализируются региональные аэропорты, хотя у некоторых из них остается некая возможность принимать международные рейсы. Подвоз пассажиров к региональным аэропортам – задача аэропортов местного уровня. В результате житель глубинки, желающий вылететь за рубеж, должен довольно быстро (по идее разработчиков концепции) добраться до хаба, вылетев из местного аэропорта в региональный, а оттуда – в международный.

Экономический же смысл подобной реорганизации в руководстве Росавиации объясняют тем, что традиционно большая прибыльность международных рейсов и отсутствие четкой спозиционированности создает среди аэропортов, находящихся на расстоянии 200-300 километров, ненужную конкуренцию. «В результате нет возможности развиваться крупному международному аэропорту и прозябает региональный аэропорт, который мог бы заниматься межрегиональными перевозками, а вместо этого он стремится отобрать какое-то количество чартеров, – сказал в одном из своих интервью глава этого ведомства Александр Юрчик. – И получается, что сейчас аэропорт с одним в неделю чартерным рейсом в Турцию называется международным».

Именно в качестве такого регионального аэропорта сейчас и выступает Баландино, не войдя в предварительный список потенциальных хабов. Зато там оказался его постоянный соперник – екатеринбургский аэропорт Кольцово, что не могло не задеть амбиций и представителей ЧАПа, и местной власти. «Специализация на конкретных видах перевозки уничтожит конкуренцию, что негативно скажется на пассажирах, – считает первый вице-губернатор Владимир Дятлов. – Неправильно, когда вводятся искусственные ограничения. Должен быть перечень предъявляемых к международному аэропорту требований, таких как качество взлетной полосы, состояние навигационного оборудования и аэровокзального комплекса, уровень сервиса». По мнению представителя областной власти, у челябинского аэропорта по сравнению с екатеринбургским больше преимуществ: недавно построенная взлетная полоса, хорошее состояние здания аэровокзала. К этому перечню представители ЧАПа добавляют и более выгодные метеоусловия. «В Челябинске по сравнению с Екатеринбургом больше дней, пригодных для приземления самолетов, – говорит источник в авиапредприятии. – Поэтому если убрать международный сектор из Баландино, то где будут растаможиваться рейсы, прилетевшие из-за рубежа и не севшие в Кольцово?» Вариант, предлагаемый для региональных аэропортов Росавиацией – введение временного пропускного пункта, доставка госслужащих на который будет оплачивать заинтересованная авиакомпания или турфирма, – и областную власть, и ЧАП не устраивает. Обе стороны говорят о том, что в Баландино есть свой хорошо оборудованный международный сектор.

Тем не менее, считают специалисты, всех этих достоинств недостаточно: в Баландино нет главного преимущества, необходимого международному аэропорту, – устойчивого пассажиропотока. На вопросе о причинах такой ситуации единодушие властей и ЧАПа заканчивается. «В том, что примерно половина южноуральцев, которые могли бы летать через Баландино, летают через аэропорты Екатеринбурга и Уфы, виноват монополизм авиакомпании «Сибирь», фактически владеющей аэропортом, – говорит Владимир Дятлов. – Такая политика сказывается прежде всего на количестве летающих от нас авиаперевозчиков, а соотвественно – на уровне цен и на предложении по направлениям». Первый вице-губернатор еще раз подчеркнул, что решить этот вопрос должен контроль со стороны власти над выделением челябинским авиапредприятием слотов, а в крайнем случае непонимания областная администрация просто не будет перезаключать договор аренды на взлетную полосу с ЧАПом. «Такие действия областной власти похожи на лоббирование интересов конкретных авиакомпаний и в целом противоречат антимонопольному законодательству, – в свою очередь считает источник в ЧАПе. – Мы постоянно работаем над тем, чтобы привлечь новые авиакомпании, но пока преодолеть тенденцию к снижению пассажиропотока не удается».

«На самом деле «Сибирь», не сделав из Челябинска ни одного чартерного рейса (а именно ими летает 80 % туристов), фактически уже признала Баландино региональным аэропортом, используя его как элемент цепочки подвоза пассажиров в международный аэропорт Домодедово, – объясняет ситуацию представитель турбизнеса, пожелавший остаться инкогнито. – Это, например, сказывается на уровне развития турбизнеса. Из-за такой транспортной инфраструктуры многие крупные туроператоры вообще не спешат заходить в Челябинск, поэтому наш рынок туристических услуг выглядит достаточно архаично». Сходную мысль высказал и Владимир Дятлов, подчеркнув связь между уровнем развития региона и международным сообщением. «Для зарубежных бизнесменов, желающих сотрудничать с местными предпринимателями, важно, насколько регион интегрирован в международные транспортные схемы, – поясняет он. – Если прямое сообщение невозможно, то и вероятность сотрудничества серьезно уменьшается». Аналогичная ситуация, по мнению первого вице-губернатора, может возникнуть не только в бизнесе, но и в других отраслях, оставив даже миллионник в ранге уездного города.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления