Бизнес Не факт, что контрафакт

Не факт, что контрафакт

Борцы с «пиратами» начали войну друг с другом. «Уральское фонографическое агентство» (УФА, генеральный директор – Андрей Ткаченко) забрасывает областную прокуратуру жалобами на челябинский филиал некоммерческого партнерства...

" src=

Борцы с «пиратами» начали войну друг с другом. «Уральское фонографическое агентство» (УФА, генеральный директор – Андрей Ткаченко) забрасывает областную прокуратуру жалобами на челябинский филиал некоммерческого партнерства «Межрегиональное авторское содружество» (НП МАС, генеральный директор – Валерий Струнин). По мнению представителей УФА, НП МАС незаконно использует объекты авторского или смежных прав, продавая предпринимателям так называемые «лицензионные марки». «Фонографы» находят лицензирование контрафакта уникальным явлением. В «содружестве», в свою очередь, называют точку зрения коллег большим заблуждением, связанным с незнанием российских законов. По словам же юристов, марка (знак уплаты авторского вознаграждения) делает контрафактную продукцию лицензионной, так как диск, за который заплачено его правообладателю, по закону, не нарушает авторских прав.

Суть «Содружества», или Марки от МАС

Некоммерческое партнерство «Межрегиональное авторское содружество» (названо так, согласно 44-45 статьям Закона об авторском праве и смежных правах) – это московская организация, занимающаяся лицензированием деятельности. Филиалы НП МАС действуют по всей России, в том числе в Челябинске, по полномочиям, полученным от ряда правообладателей. Эта организация по закону обязана выдавать лицензии от имени всех правообладателей. Филиал НП МАС в Челябинске существует чуть больше года.

«НП "Межрегиональное авторское содружество" – это организация по коллективному управлению правами авторов-правообладателей, – рассказывает директор челябинского филиала НП МАС Валерий Струнин. – Организация создана для того, чтобы правообладатели получали авторское вознаграждение за распространение продукции, которая изначально была изготовлена, произведена ими. Объясняю. Челябинские предприниматели приобретают продукцию в Екатеринбурге, Самаре, Москве. У них есть все документы, подтверждающие, что данная продукция куплена, а не украдена. Однако каждый из этих предпринимателей может нести ответственность за нарушение авторских прав, если сотрудники милиции, решив, что продукция является контрафактной, изымут ее из оборота. НП МАС занимается сбором авторских вознаграждений для правообладателей за распространение контрафактной продукции».

Проблема в том, что сбор авторских вознаграждений и последующую выдачу так называемых марок некоторые находят незаконным. В беседе с представителями НП МАС корреспонденту Chel.ru стало известно о том, что у организации большие проблемы с пониманием и признанием ее деятельности со стороны некоторых представителей правоохранительных органов.

«В нашей работе часто возникают конфликтные ситуации, связанные с непониманием со стороны сотрудников милиции и не только, – говорит Валерий Струнин. – Несмотря на то, что в РФ существует постановление о лицензировании, уровень пиратства на сегодняшний день по-прежнему очень высокий. Нелицензионная продукция распространяется на различных носителях в огромном количестве. В случае с DVD-носителями – более 90 % продукции является контрафактной. Так вот, сотрудники правоохранительных органов и представители других организаций, не зная закона об авторском праве, очень сильно заблуждаются. Они недоумевают, как контрафактная продукция может вдруг стать лицензионной после того, как на нее поместили знак уплаты авторского вознаграждения НП МАС. Это большое заблуждение».

УФА против МАСсового лицензирования

В прокурору Челябинской области с письмом на имя прокурора Александра Войтовича обратился исполнительный директор ООО «Уральское фонографическое агентство» Андрей Решетников, недовольный деятельностью НП МАС. Представитель УФА просил прокуратуру осуществить проверку НП МАС в части распространения «лицензионных» марок для маркировки контрафактной аудиовизуальной и программной продукции.

ООО «Уральское фонографическое агентство» существует с 2004 года, представляет интересы ряда крупнейших в России компаний-правообладателей на территории Челябинска и Челябинской области, таких, как ЗАО «Фирма ВДВ» (торговая марка «Екатеринбург Арт»), ООО «Руссобит-Трэйд» (торговая марка «Руссобит-М»), ООО «БиЮАр-ВС» и ООО «АКТИВИЖН» (торговая марка «Видеосервис»), а также компаний-членов Некоммерческого Партнерства Дистрибьюторов (ООО «Бомба Мьюзик», ООО «Мистерия Паблишинг», ЗАО «Си-Ди-Лэнд+», ООО «РМГ Рекордз» и другие) в сфере защиты авторских и смежных прав на аудиовизуальную и программную продукцию.

«В последнее время наша организация столкнулась с поистине уникальным явлением – легализацией контрафакта, – пишет в своем обращении г-н Решетников. – Все чаще торговцы контрафактной продукцией на территории г. Челябинска маркируют свой товар т.н. «лицензионной маркой», которые распространяются в форме продажи Некоммерческим Партнерством «Межрегиональное Авторское Содружество» в лице директора Челябинского филиала Струнина Валерия Юрьевича, пытаясь избежать, таким образом, уголовной или административной ответственности за незаконное использование объектов авторского или смежных прав в форме распространения.

В результате, по словам Андрея Решетникова, некоторые частные предприниматели просто вынуждены приобретать указанные марки НП МАС или вступать в другую руководимую Струниным В.Ю. организацию («Уральская ассоциация по защите авторских прав и интеллектуальной собственности») с уплатой членских взносов под страхом инициации в отношении них проверок со стороны правоохранительных органов.

Исходя из этого, в УФА находят действия НП МАС противоречащими Закону об авторских и смежных правах. «Деятельность по реализации «лицензионных» марок НП МАС для маркирования контрафактной продукции на произведения представляемых нами правообладателей является незаконной и ведет к подрыву деловой репутации и нарушению авторских и смежных прав указанных правообладателей на российском рынке, – считает г-н Решетников. – Это тем более странно, так как вторая руководимая Валерием Струниным организация – «Уральская ассоциация по защите авторских прав и интеллектуальной собственности» – также формально представляет интересы ряда правообладателей и позиционирует себя как ярого борца с "пиратами"».

По словам юриста, директора «Уральской ассоциации по защите авторских прав и интеллектуальной собственности» Анны Ханас, во-первых, ее организация не имеет никакого отношения к НП МАС, а во-вторых, претензии к НП МАС со стороны УФА связаны с незнанием «фонографами» некоторых юридических тонкостей.

«Юридическое понятие «контрафакт» связано с нарушением авторских прав при распространении продукции, – объясняет она. – Если правообладатель не получает за продукцию, которая распространяется в регионах и принадлежит ему по праву, авторского вознаграждения, то в данном случае его права нарушаются. Если же человек, распространяющий нелицензированную продукцию, выплатил автору вознаграждение за распространение, то данная продукция уже не нарушает авторских прав. Так называемые марки, которые организация НП МАС выдает предпринимателям – это знаки уплаты авторского вознаграждения, и по закону продукция со знаком оплаты авторских прав перестает быть контрафактной».

" src=

Знание законов освобождает от ответственности

По словам Анны Ханас, проблема кроется в другом. «Не исключено, что продукция, переставшая быть контрафактной, не соответствует лицензионным требованиям, – говорит она. – Но в данном случае речь уже идет не о нарушении закона об авторском праве, а о нарушении правил продажи. К примеру, продукция может не соответствовать требованиям, предъявляемым к лицензионному товару: на носителе должен быть указан завод-изготовитель и номер лицензии. Проблема в том, что некоторые связывают понятие контрафактности с внешним видом носителя, с тем, как выглядит тот или иной диск.

Приведу пример. Допустим, вы являетесь автором музыкальных произведений. На домашнем компьютере или в какой-нибудь студии вы записали свои песни в собственном исполнении на диск. Затем вы начинаете распространять этот диск среди знакомых, друзей, возможно, даже продавать свои песни. В данном случае не нарушаются ваши авторские права, но вы нарушаете постановление правительства о том, как должна выглядеть лицензионная продукция. То есть вы не нанесли на диск номер лицензии и название завода-изготовителя».

Представители УФА, в свою очередь, убеждены, что в результате деятельности НП МАС страдает рядовой потребитель. «В сознании потребителя факт присутствия любой лицензионной марки на аудио-видео и программной продукции однозначно ассоциируется с гарантией качества этой продукции, – говорит Андрей Решетников. – Однако марки НП МАС никоим образом не улучшают низкого качества «пиратской» продукции, чем вводят потребителя в заблуждение и подсознательно вызывают негативную реакцию к правообладателю содержащихся на компакт-диске произведений».

По мнению г-на Решетникова, распространяемые «лицензионные» марки вводят в заблуждение и сотрудников правоохранительных органов, которые ошибочно начинают полагать, что пират в этом случае ответственности не подлежит. «Между тем, помимо распространения, уголовная ответственность наступает также за приобретение, перевозку и хранение контрафактной продукции», – заявляет представитель УФА.

«Правоохранительные органы изымают у предпринимателей продукцию, за которое выплачено вознаграждение, и вменяют ему в вину факт продажи контрафактной продукции, – негодует, в свою очередь, Валерий Струнин. – Предприниматель, выплативший вознаграждение, уверен в законности своих действий. Поэтому когда у него изымают, например, полторы тысячи носителей, и он терпит убытки, то в этой ситуации у предпринимателя уже возникают вопросы к НП МАС. Ведь в соглашении, которое предприниматель заключает с нашей организацией, говорится о том, что все претензии правообладателей и третьих лиц по поводу использования произведений, за которое уплачено авторское вознаграждение, согласно закону об авторском праве, должна урегулировать организация, собравшая вознаграждение и обязанная его распределять».

Время собирать деньги

В то же время представители УФА утверждают, что никаких авторских вознаграждений, собранных с предпринимателей, организация НП МАС правообладателям не перечисляет. «Продажа марок НП МАС предполагает перечисление вырученных от «пиратов» денег правообладателям, однако представляемые нами организации-правообладатели никогда не получали и не получают каких-либо денежных средств в качестве вознаграждения от НП «МАС» за реализацию контрафактной продукции, лицензируемой этой организацией».

В НП МАС уверяют, что вознаграждение доходит до правообладателей, правда не сразу. «Сбор вознаграждений и последующая выплата их правообладателям – это целая процедура, – объясняет Валерий Струнин. – Допустим, предприниматель приобрел диски в Екатеринбурге. Он предоставляет сведения в МАС с перечнем этой продукции, с наименованиями (музыкальных произведений или фильмов), перечисляет вознаграждение для правообладателей в размере, установленном МАСом (10 рублей за одно наименование на DVD или 15 рублей за носитель, содержащий более двух наименований). Предпринимателю выдают лицензию (согласно 44-45 статье Закона об авторском праве и смежных права), заключают с ним лицензионное соглашение, согласно которому организация берет на себя обязанность перечислить данное вознаграждение правообладателям.

То есть сначала происходит сбор денег, которые аккумулируются в Москве на специальном банковском счете, затем правообладателю высылается уведомление о том, что на его имя собрано вознаграждение. Он должен обратиться в организацию, предоставить документы, подтверждающие его авторские права, потребовать отчет об использовании его произведений и получить авторское вознаграждение. Сделать это он может в течение трех лет».

Кроме того, важно в этом случае, по словам г-на Струнина, учитывать, что многих правообладателей найти очень сложно, а зачастую и невозможно. «На сайте НП МАС можно встретить такую фразу: «Ищем правообладателя», и это не случайно, – говорит он. – Допустим, существует фильм «Запах крови», но никто не знает, кому он принадлежит. Правообладатель должен сам объявиться, показать авторский договор и потребовать авторское вознаграждение, собранное на его имя. Так действует российское авторское общество, которому уже 130 с лишним лет. Оно собирает авторское вознаграждение за публичное исполнение на различных площадках, в ресторанах и других публичных местах. А МАС собирает авторское вознаграждение за изготовление, воспроизведение и распространение определенных произведений на различных носителях».

Прокурорский неурожай

На основании претензий к НП МАС, изложенных в письме на имя прокурора, УФА просила прокуратуру провести проверку деятельности челябинского филиала НП МАС.

По указанию прокуратуры области, деятельность челябинского филиала НП «Межрегиональное авторское содружество» проверила прокуратура Тракторозаводского района Челябинска. Однако принятыми мерами представители УФА оказались не удовлетворены и отправили в прокуратуру обжалование письма.

«Ознакомившись с содержанием ответа по результатам проверки, считаю, что проверка прокуратурой района проведена поверхностно, без выяснения всех существенных вопросов указанной деятельности НП МАС и без надлежащей проверки указанных мной доводов, – говорится в письме. – В частности, не выяснен и не проверен механизм сбора, капитализации и перечисления денежных средств, предназначенных для правообладателей, а также степень осуществления контроля за использованием выданных лицензионных марок по назначению».

Прокуратура в лице помощника прокурора Тракторозаводского района Марии Комяковой провела, по заявлению УФА, дополнительную проверку деятельности НП МАС, но никаких нарушений с его стороны не выявила.

«… бунт, бессмысленный и беспощадный»

Несмотря ни на что, представители УФА убеждены, что деятельность НП МАС – МАСсовое лицензирование контрафакта – способствует росту и без того огромного рынка контрафактной продукции, что прямо противоречит государственным интересам (в свете вступления России в ВТО), и считают, что организация должна стать объектом самого пристального внимания со стороны органов прокуратуры.

По мнению Андрея Решетникова, марки от МАС попросту «заклеивают» дырки в законодательстве. «Помощник прокурора долго убеждала меня в том, что НП МАС действует правомерно, – заявил он сайту Chel.ru – а я убеждал ее в том, что, хотя формально они правы, по сути они действуют благодаря дыркам в законодательстве, дремучести милиционеров и запуганности наших «пиратов». Нормальный бизнес!».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления