RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

750мм 50%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Контрольный выстрел в ретейл?

Контрольный выстрел в ретейл?

Государство намерено взять торговлю под контроль. После многолетней разработки МЭРТ наконец обнародовал законопроект о госрегулировании торговой деятельности. Предложенная версия базируется на четырех основных принципах: демонополизации, контроле над разм

" src=

Государство намерено взять торговлю под контроль. После многолетней разработки МЭРТ наконец обнародовал законопроект о госрегулировании торговой деятельности. Предложенная версия базируется на четырех основных принципах: демонополизации, контроле над размещением объектов и максимальными наценками на ряд продуктов, а также отменой входного бонуса. По мнению экспертов Chel.ru, последние два пункта спорны и трудновыполнимы. Однако специалисты не исключают, что следовать этим принципам и не придется: проект, появившийся перед выборами, после них может быть забыт.

Законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в России» разрабатывался в течение нескольких лет МЭРТом совместно с антимонопольной службой. Итогом стал обнародованный накануне документ, новизна которого, по мнению экспертов, сводится к четырем основным принципам, по сути направленным на ограничение крупного сетевого ретейла.

И первый из них – определение порога доминирования. «В предложенном законопроекте доминирующим признается предприятие, которое в каком-либо из сегментов достигло 15% от объема товарооборота, в этом случае оно автоматически попадает под антимонопольное законодательство, – комментирует начальник городского управления по торговле и услугам Сергей Березуев. – Это означает демонополизацию рынка». Однако, по его мнению, челябинского рынка, скорее всего, это не коснется, поскольку здесь нет игроков, преодолевших данный порог.

Действие второго принципа не столь избирательно. Контроль власти над размещением торговых объектов может испытать на себе любой ретейлер независимо от масштаба. «Если закон примут в нынешней редакции, то обязательным станет разрешение на строительство или открытие магазина, которое нужно получать у муниципалитета, – говорит представитель мэрии, – сейчас это не является обязательным для всех, в ряде случаев достаточно согласия разрешительных инстанций: санэпидстанции и т.п.»

По словам общественного деятеля Витты Владимировой, занимающейся вопросами малого бизнеса, в вопросе согласования с горадминистрацией есть свой положительный момент. «В предложенном законопроекте порядок принятия решений по размещению торговых объектов связан с градостроительной деятельностью, – пояснила она. – На данный момент единого регулирования с точки зрения генерального плана города нет».

К достоинствам законопроекта г-жа Владимирова отнесла и то, что в нем четко разграничены понятия, например, стационарного и нестационарного торгового объекта. Это, по ее мнению, позволит урегулировать отношения между властью и предпринимателями. «Дело в том, что сейчас собственник павильона, имея все необходимые документы из разрешительных инстанций, по федеральному закону может торговать алкогольной продукцией. Однако на местном уровне получить лицензию на данный вид деятельности предпринимателю не удается, поскольку нет четкого определения стационарного объекта торговли. Если же понятия определить четко, многие спорные ситуации будут решены», – убеждена она.

К такому нововведению, как определение максимальной наценки на некоторые группы товаров, эксперты сайта отнеслись достаточно скептически, отметив его противоречивость. По словам ретейлеров, регулирование цен на отдельные виды товаров не является в полном смысле слова нововведением. Так, максимальная наценка на группу детских товаров определена несколько лет назад и составляет 25%. Существует регулирование и по ставкам НДС – 10 и 18% на разные группы товаров. Поэтому расширение перечня таких товаров существенного влияния на розницу оказать не должно. Тем более в законопроекте речь идет больше о продукции социального значения, а на нее наценки в рознице и так минимальные. В то же время эта мера может поставить под удар более мелких игроков рынка, на защиту которых как раз и направлен законопроект. «Ввод ограничения на торговую наценку фактически нарушит свободу договора, действующую в рамках существующего законодательства, – утверждает коммерческий директор компании «Эксперт-Рембыттехника» Андрей Кашин. – Крупным предприятиям производители отпускают товар по более низким ценам, чем остальным, следовательно, у них и больше возможностей для маневра в случае ограничения наценки».

Более всего сомнений и неоднозначных оценок среди собеседников вызвало намерение власти отменить входные бонусы. «После принятия законопроекта управление ФАС сможет регулировать легальные расценки за вход на торговые площади и места на полках, – считает Витта Владимирова. – Раньше у антимонопольщиков этих полномочий не было. Что же касается пресловутых откатов в конвертах – повлиять на них невозможно. Единственный способ – предприниматели могут пожаловаться на сетевиков в управление антимонопольной службы».

«Наложить запрет на входные бонусы государству не удастся, – высказывает свое мнение директор «Академии сервиса» (экс-гендиректор торговой сети «Молния») Александр Ширеков. – Торговая сеть – это независимый объект предпринимательства, который принимает только те решения, которые выгодны ему. Магазин всегда стоит перед выбором, продукцию какой марки разместить на своих полках. А поскольку предложение превышает спрос, некоторые производители всегда будут прилагать ряд усилий к продвижению своего товара. Именно поэтому бонусы как вид мотивации ретейлера к сотрудничеству будут популярными всегда. Возможно, изменится только их название».

Эксперты не исключают, что своим нынешним обнародованием этот документ обязан выборам. «Законопроект о государственном регулировании торговой деятельности рассматривался на протяжении нескольких лет лет, однако только накануне выборов в Госдуму был вынесен на всеобщее обсуждение, – рассуждает г-н Ширеков. – Тема, на мой взгляд, инициирована недавним повышением цен, которое сейчас волнует большинство россиян. Обещание со стороны чиновников принять закон, контролирующий рост цен, может кому-то существенно помочь. Не удивлюсь, если новый состав Госдумы этот законопроект так и не примет. Думаю, после выборов его обсуждение плавно сойдет на нет».

Политическую подоплеку подтверждает и тот факт, что практически одновременно с законопроектом МЭРТа альтернативный вариант госрегулирования торговли предложили единороссы. В их версии к перечисленным пунктам добавляется временное ограничение сетевой розницы: это коснется магазинов общей площадью свыше 2 500 квадратных метров, если доля общей площади таких объектов превышает половину общей площади всех торговых объектов города. В итоге 29 ноября представители крупного ретейла намерены добиваться от разработчиков смягчения предложенного законопроекта.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления