В Челябинске будет реализована розничная концепция, не имеющая аналогов на российском рынке. В начале следующего года в столице Южного Урала розничная сеть «ТС-Ритейл» (входит в АФК «Система») откроет первый в области магазин нового формата под брендом «Точка». Проект предполагает продвижение под одной крышей популярных товаров и услуг: «Точки» предложат челябинцам телекоммуникационные, банковские и туристические продукты известной диверсифицированной корпорации. В самой компании это называют уникальным конвергентным предложением. Участники рынка к появлению магазинов идей и решений относятся скептически. По мнению одних, сделать имиджевый проект коммерчески успешным его организаторам будет сложно, потому что потребуется слишком много вложений. Другие не поддерживают саму идею формата «три в одном».
Напомним, что в октябре «ТС-Ритейл» заявила о планах по реализации концепции, подразумевающей создание розничной сети нового формата. Проект под условным названием «Единая точка доступа» предполагал открытие магазинов, продвигающих услуги компаний, аффилированных с АФК «Система». Среди них назывались продукты гостиничной сети «Интурист» и банка МБРР. Как в октябре сообщал сайт Chel.ru, в Челябинской области наряду с эксклюзивными салонами МТС в течение года «ТС-Ритейл» планировала открыть около10 магазинов под новым брендом.
Как сообщил корреспонденту Chel.ru начальник отдела PR «ТС-Ритейл» Денис Рычка, в декабре компания «ТС-Ритейл» завершила проект по созданию торговой марки «Точка» для новой розничной концепции, не имеющей аналогов на российском рынке. В ее основе лежит идея объединения товаров и услуг, позволяющая создать максимально удобный для потребителей розничный формат. Среди товаров, представленных в «Точке», – телефоны, фотокамеры, МР-3, КПК, оборудование для передачи данных, радиотехнические устройства, игровые приставки, аксессуары для всех типов товаров. Также новые магазины «ТС-Ритейла» предлагают контракты операторов GSM и других стандартов сотовой и фиксированной связи, операторов платного альтернативного ТВ и интернет-провайдеров. Кроме того, «Точка» предоставляет своим посетителям бесплатный WiFi-доступ в Интернет, принимает любые виды платежей (кредиты, оплата услуг ЖКХ), предлагает услуги банков (кредитование, прием платежей) и туристических компаний (стандартизированные турпакеты в безвизовые страны).
АФК «Система» – крупнейшая в России и СНГ публичная диверсифицированная корпорация, владеющая и управляющая пакетами акций компаний, работающих в быстрорастущих сервисных секторах экономики. В настоящее время в портфеле АФК «Система» сосредоточены наиболее перспективные активы в таких отраслях как телекоммуникации (МТС, МГТС, «Комстар Объединенные Телесистемы»), высокие технологии (НИИМЭ и завод «Микрон», «Стром-Телеком», «Ситроникс», «Квазар-Микро»), недвижимость («Система-Галс»), банковский сектор (АКБ «МБРР»), розничная торговля («Детский Мир»), туризм (Inturist), масс-медиа (Системы масс-медиа).
ООО «ТС-Ритейл» – 100%-ная дочерняя структура ОАО «МТС» (входит в АФК «Система») – основано в конце 2006 года для управления новым розничным проектом, а также развития сети эксклюзивных салонов-магазинов МТС. Сеть объединяет свыше 500 салонов в большинстве регионов лицензионной зоны МТС России. Цель проекта «Точка» – создание коммерчески успешного бизнеса, основанного на предложении инновационных конвергентных услуг в сочетании с продажей портативной электроники, телекоммуникационных, туристических и банковских продуктов. В первую очередь магазины «Точка» ориентированы на продвижение розничных продуктов и услуг компаний АФК «Система» – МТС, SkyLink, МТТ, МГТС, «Комстар-Директ», «Система масс-медиа», банк МБРР, «Интурист» и др.
«Концепция «Точки» – это отражение образа жизни современного человека: в рамках единого торгового пространства объединены телекоммуникационные, банковские и туристические продукты, что позволяет создать уникальное конвергентное предложение и обеспечивает возможность кросс-продаж, – сообщают в «ТС-Ритейле». – Мы первыми в российской рознице представили магазин объединения продуктов и услуг, который помогает покупателю сделать больше за меньшее время».
Стратегию бренда и корпоративную символику «ТС-Ритейл» разработала совместно с агентством Fitch. «Концепция розничного предложения «Точки» отражает тенденцию по объединению товаров и услуг под одной крышей, которой следуют многие ретейлеры в мире, – комментирует старший директор по дизайну Fitch Алистер Леннокс. – Эта тенденция отражает изменение поведения потребителей, которые в условиях нехватки времени заинтересованы в том, чтобы потратить его в магазине с максимальной пользой».
Объем инвестиций в новую розничную сеть в течение трех лет составит более 150 миллионов долларов. К 2010 году количество магазинов компании «ТС-Ритейл» в России планируется довести до 3000. В Уральском регионе к концу следующего года компания намеревается открыть около 100 «Точек». «В существующей рыночной ситуации есть все предпосылки для создания высокотехнологичной розничной сети нового уровня с высокой рыночной стоимостью, и наша команда нацелена на это, – говорит генеральный директор «ТС-Ритейл» Сергей Фоменков. – Сегодня готовы к открытию два магазина «Точка» в Москве, а к концу декабря этого года начнут работать еще несколько «магазинов идей и решений» в других регионах России».
Первый «магазин идей и решений» в УрФО появится в ближайшее время в Екатеринбурге. Посетить первую «Точку» в Челябинске можно будет, по словам Дениса Рычки, уже в начале следующего года.
«С нашей точки зрения, проект, безусловно, интересный, но труднореализуемый: понадобится много усилий, в частности, обучение персонала, – считает коммерческий директор челябинского филиала ОАО «ВымпелКом» Сергей Урманчеев. – Кроме того, рынок сотового ретейла в Челябинске насыщен. Сделать проект коммерчески успешным в высококонкурентной среде компании «ТС-Ритейл» будет очень непросто».
Между тем, как отмечают в «ТС-Ритейле», основным преимуществом магазинов «Точка» будет использование различных устройств для самообслуживания, интерактивного общения и осуществления покупок (информационные и платежные терминалы, интерактивные стойки, зоны с возможностью тестирования товаров и услуг и другое). Это, по словам представителей «Точки», позволит управлять клиентскими потоками и максимально оптимизировать возможности торгового персонала.
«В природе заведено так, что в одном гнезде не высиживаются яйца от разных птиц. Только кукушка подбрасывает свои яйца другим, – комментирует директор туристической компании «Дан» Карина Бердичевская. – Каждый профессионал должен заниматься своим делом. Необходимо знать нюансы конкретного бизнеса, так как успешность проекта не в последнюю очередь зависит от знания продукта. Туризм имеет множество человеческих факторов, которые сотовый ретейлер не может учесть. В сложных ситуациях он не возьмет ответственность на себя, а отправит вас искать правду в Москву. Я не принимаю формат «три в одном»: по-моему, лучше по отдельности, но качественнее. Пусть и на пять копеек дороже».
Начальник отдела маркетинга «Челябинвестбанка» Юлия Кульчицкая не согласилась с тем, что узкая специализация является единственным залогом успеха. «Идея объединения товаров и услуг в одном магазине не нова, на Западе подобный опыт широко распространен и успешен, – отметила она. – И в России все чаще появляются подобные примеры. l«Евросеть» продает туристические путевки, полисы ОСАГО, крупные супермаркеты – собственные банковские кредиты. «Точка» предлагает более широкую продуктовую линейку. Ее успешность в регионах России будет зависеть от нескольких факторов: организации дистрибуции, продвижения торговой марки и появления группы потребителей, для которых важен не выбор оптимального варианта покупки, а сокращение времени, затраченного на приобретение товаров и услуг».
Отдельной проблемой, по словам г-жи Кульчицкой, может стать продвижение на рынке. «Рекламную кампанию необходимо будет выстраивать с нуля, ориентируя потребителя на новый для него бренд и формат обслуживания, – поясняет она, – поэтому «Точке» предстоит большая работа по вхождению на рынок и закреплению на нем, однако если все условия будут соблюдены, то такой формат обслуживания станет интересным для челябинцев».