RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

2 м/c,

южн.

750мм 62%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Ребрендинг региона, или Есть ли туризм на Урале?

Ребрендинг региона, или Есть ли туризм на Урале?

Вопрос, прозвучавший в одном советском фильме и ставший впоследствии крылатой фразой «Она что, с Урала?», правительство Челябинской области совместно с властями Башкортостана намерено лишить негативной оценочности. Чиновники решили объединить свои усилия

" src=

Вопрос, прозвучавший в одном советском фильме и ставший впоследствии крылатой фразой «Она что, с Урала?», правительство Челябинской области совместно с властями Башкортостана намерено лишить негативной оценочности. Чиновники решили объединить свои усилия в развитии туристического сервиса на территории двух регионов и, создав объединенный кластер, вывести на мировой рынок туризма бренд «Урал». В Российском союзе туриндустрии (Москва) это решение поддерживают, однако оптимизма южноуральских властей в отношении нынешнего состояния данной отрасли в Челябинской области не разделяют. Находя регион привлекательным для развития горнолыжного спорта и экологического отдыха, московские специалисты называют самооценку местных операторов завышенной. Для усиления инвестиционной привлекательности Южного Урала москвичи предлагают ему объединиться со Средним Уралом.

Напомним, что вопрос о создании на Южном Урале туристко-рекреационной зоны обсуждается уже не первый год. Однако всерьез об этом заговорили на VII Уральском инвестиционном форуме «Привлечений инвестиций – основа экономического роста регионов», проведенном 7-8 декабря правительством Челябинской области совместно с корпорацией «Стратум». Среди множества вопросов, обсуждаемых на мероприятии, развитию туриндустрии на Южном Урале было уделено особое внимание.

" src=

«Сегодня мы знаем четкий ответ на вопрос, какие отрасли нужно развивать в первую очередь и какие дадут наибольший мультипликативный эффект», – признался первый заместитель губернатора Челябинской области Владимир Дятлов. В качестве одной из самых перспективных отраслей наряду со строительством (объекты жилой, коммерческой недвижимости, большой и малой энергетики) и индустрией производства промышленных стройматериалов представитель областной власти назвал туризм.

«Помимо общеизвестного высокого промышленного потенциала Южного Урала наш регион обладает немалыми природными ресурсами, – говорит Владимир Дятлов. – И к тому же имеет ряд конкурентных преимуществ по сравнению с другими регионами. Например, выгодное географическое расположение: мы находимся в центре России на пересечении транспортных магистралей. У нас уникальные условия для развития туризма: более 3 000 озер, такое же количество рек, около 20 уже действующих горнолыжных комплексов, более 200 особо охраняемых природных территорий. По туристическому бизнесу наша область входит в первую десятку в рейтинге, являясь центром общероссийского масштаба».

По словам Владимира Дятлова, встречи на «гостеприимной южноуральской земле» уже дают реальные результаты в виде капиталовложений в индустрию туризма и отдыха. «Думаю, инвестиции в этот сектор экономики будут постоянно расти, – считает представитель власти. – В первом чтении областной парламент принял закон о стимулировании туристкой деятельности, в котором предусмотрены различные виды государственной поддержки организаций, работающих в сфере туризма и отдыха».

" src=

В качестве одного из приоритетов в развитии туриндустрии правительство Челябинской области называет сотрудничество со своими ближайшими соседями. Примечательно, что те высказывают схожие взгляды. «Креативность и увлеченность уральцев, работающих в индустрии туризма, иногда выводит их деятельность на мировой уровень, – говорит руководитель государственного учреждения «Центр стратегических разработок при президенте республики Башкортостан» (Уфа) Андрей Назаров. – Так, в поддержке всемирно известного путешественника Федора Конюхова участвовали многие челябинские компании. И символично, что это путешествие начиналось в тысяче километров от океана – у нас, на Урале».

По словам г-на Назарова, правительство Башкортостана с интересом следит за успехами своих соседей. «Как говорит наш президент Муртаза Рахимов, хорошо, когда есть богатый сосед: если он ничего не даст, то хотя бы и ничего не попросит, – отмечает руководитель уфимской организации. – Межрегиональное сотрудничество всегда было в списке приоритетов Башкортостана. Совместная работа наших регионов дает большие конкурентные преимущества, в особенности на рынке туризма. Башкортостан и Челябинская область входят в число крупнейших туроператоров Урала. Думаю, совместная деятельность двух регионов всем пойдет на пользу. Нам предстоит большая, серьезная работа в этом направлении, и мы к ней готовы».

" src=

Местные игроки, вносящие весомый вклад в развитие туриндустрии на Южном Урале, готовы пойти навстречу бизнесменам из соседнего региона. «Национальный парк спорта и туризма «Тургояк» пополнился в этом году еще одни комплексом – «Фонград», и я уверен, что реализующиеся проекты будут прирастать новыми бизнес-единицами. Кроме того, есть претенденты на реализацию новых проектов, например, на озере Кисегач, – отмечает президент парка Олег Сиротин. – У нас есть очень хороший потенциал. Андрей Назаров сделал нам на форуме предложение по созданию объединенной особой экономической зоны, и мы достигли в этом вопросе устного соглашения – парк «Тургояк» обязательно будет в этом участвовать. Если туристические ресурсы двух регионов будут объединены в единую систему, мы станем более конкурентоспособными».

Однако московские специалисты радужные взгляды политиков и бизнесменов на южноуральский туризм разделяют лишь частично. Так, по мнению члена Президиума международной академии туризма, члена правления Российского союза туриндустрии (РСТ, Москва) Маргариты Железновой, объединения с одной Башкирией явно недостаточно. «В регионе, безусловно, развитие горнолыжного, экологического, экскурсионного направлений перспективно. Но я считаю, что Челябинской области нужно немедленно подумать о создании кластера с Екатеринбургом, – уверен отраслевой эксперт. – Это усилит инвестиционную и туристическую привлекательность и Челябинской области, и Урала в целом».

" src=

Также представитель московской организации отметила необоснованность амбиций участников рынка туризма на Южном Урале. «Посмотрев на соотношение цены и качества в некоторых туристических структурах Челябинской области, я столкнулась с завышенной самооценкой местных операторов, – отметила г-жа Железнова. – Чтобы увидеть свои недостатки, необходимо посещать всероссийские и международные выставки. Так, на следующем мероприятии, которое состоится в Берлине, для Челябинской области будет бесплатно предоставлена площадь – я бы порекомендовала поучаствовать в этой выставке».

По словам г-жи Железновой, при создании туристической зоны в регионе необходимо усиливать ее привлекательность для внешних туристов. «Как человек, имеющий достаточный опыт в этой сфере, с полной ответственностью могу сказать, что на международном рынке туризма с точки зрения развития туриндустрии Челябинская область пока не просматривается, – отмечает представитель РСТ. – Если ваша территория не присутствует в основных точках развития – там, где собираются инвесторы, – на карте мирового туризма вас не будет. Этот рынок формируется не стихийно, а достаточно четко».

По словам московского эксперта, в развитии туриндустрии в конкретном регионе необходимо учитывать мировые тенденции. «Не существует отдельного московского, петербургского или уральского туризма, есть мировые тенденции, – продолжает Маргарита Железнова. – Опыт туриндустрии, самостоятельно развивающейся в России, достаточно молодой, и каждый крупный регион РФ, имея самостоятельную политику в отношении развития этого спектра экономики, должен уделять ему серьезное внимание».

Отметив своевременность подготовки ЗСО нового закона для поддержки туристко-рекреационной зоны на Южном Урале, г-жа Железнова подчеркнула необходимость проработки отдельных моментов. «Существует ряд позиций, по которым необходимо провести ускоренную корректировку, – отмечает столичный специалист. – Первое, что необходимо учесть в данном направлении, – это комплексный подход к проблеме. В частности, необходимо уделить внимание повышению уровня подготовки персонала. Также не должно быть на озерах хаотичных застроек, которые сегодня встречаются в регионе. Участвовать в этом процессе должны и губернатор, и заксобрание, и бизнес-структуры».

Кроме прочего, представитель РСТ призывает чиновников не бояться продешевить. По мнению отраслевого эксперта, в туризме неправильно учитывать только прямой счет, потому что в этом бизнесе существуют и счет опосредованный. «Когда власти начинают подсчитывать прибыль на уровне муниципального образования, администрации города или области, мне хочется сказать им, что в туризме нужно учитывать не только прямые налоговые отчисления, – говорит г-жа Железнова. – Люди, приезжающие на отдых, покупают сувенирную продукцию, посещают пункты питания, то есть вносят свой вклад в развитие всех направлений в индустрии туризма в конкретном регионе. Когда начинаешь суммировать все это, прибыль увеличивается в десятки раз».

В завершение г-жа Железнова отметила, что, всем, кто работает в сфере туризма, не помешало бы улыбаться. «Улыбка, как мы знаем из мирового опыта, стоит денег», – заключила она.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления