Один из ведущих российских продуктовых операторов – группа компаний «Вестер» – объявил о намерении закрепить свои позиции в Челябинске. Для этого ретейлер до конца 2009 года планирует возвести в городе торговый комплекс площадью в 32 тысячи квадратных метров и стать в нем одним из якорных арендаторов. Эксперты челябинского рынка считают, что гипермаркет «Вестер» вполне способен создать серьезную конкуренцию уже работающим в городе сети «Молния» и гипермаркету «Наш». Однако на 2008–2009 годы в городе намечен запуск ряда серьезных объектов, после чего закрепиться в Челябинске новому игроку будет гораздо сложнее.
Руководство ГК «Вестер» считает Челябинск одним из самых интересных регионов для развития, поэтому в планах расширения компании южноуральской столице отведена одна из ведущих ролей. По словам руководителя дирекции по связям с общественностью группы компаний «Вестер» Риммы Ремизовой, Челябинск является одним из наиболее развитых регионов России как с точки зрения розницы, так и с точки зрения коммерческой недвижимости. «Очевидно, что потенциал этих направлений здесь огромен, – говорит она. – В связи с этим регион представляется очень привлекательным и потенциально прибыльным. Строительство нашего первого в Челябинске объекта начнется сразу по окончании юридического оформления участка. Получение необходимой документации на землю сейчас находится в завершающей стадии».
Группа компаний «Вестер» основана в Калининграде в 1990 году. Занимает одну из ведущих позиций среди российских розничных операторов. Объединяет федеральную продуктовую сеть «Вестер» и компанию «ВестРусДевелопмент», занимающуюся развитием девелоперских проектов. По итогам 2007 года оборот ГК составил около 750 млн $, а инвестиции в развитие компании превысили 150 млн $. В планах на текущий год – увеличить товарооборот более чем в два раза – до 1,6 млрд $. А в ближайшие два-три года, используя стратегию региональной экспансии, войти в пятерку лидеров российского ретейла.
Где именно находится площадка, на которой планируется возвести торговый комплекс, в головном офисе ГК «Вестер» назвать отказались, ссылаясь на коммерческую тайну. «Под ТК определена площадка в 50 тысяч квадратных метров, – сообщила г-жа Ремизова. – Общая площадь возведенного здания составит 32 450 квадратных метров. В строительство будет инвестировано порядка 16 миллионов долларов. Возведением ТК займется компания «ВестРусДевелопмент». А в качестве одного из якорных арендаторов выступит гипермаркет «Вестер Гипер». Мы привлечем также ведущие сети магазинов электроники, товаров DIY и известных одежных брендов».
Основным конкурентным преимуществом своих гипермаркетов руководство компании «Вестер» называет предложение качественных товаров и сервиса по максимально выгодным для потребителей ценам. «''Цены ниже конкурентов!'' – этой политики мы придерживаемся во всех регионах нашего присутствия, – рассказывает Римма Ремизова. – Еще одна немаловажная составляющая наших магазинов – это насыщенная ассортиментная линейка. В гипермаркетах количество позиций в ассортименте начинается от 40 тысяч, а в супермаркетах представлено от 15 до 35 тысяч наименований. Сочетание товаров продовольственной и непродовольственной групп определено в процентном соотношении как 40 к 60, что наиболее удобно и привлекательно для покупателей».
Челябинские ретейлеры ставят под сомнение реальность обозначенных компанией «Вестер» сроков на строительство ТК и сумму планируемых капиталовложений. «На согласование всех разрешительных документов для строительства торгового центра и непосредственно на его возведение необходимо не менее двух лет. Удивляет, что компания «Вестер» намерена открыть свой ТК уже в конце 2009 года, тогда как на сегодня не полностью оформлены документы даже на землю», – комментирует директор по развитию сети гипермаркетов «Теорема» Алексей Шестаков.
«Себестоимость одного квадратного метра в торговом центре составляет порядка полутора тысяч долларов, – утверждает директор «Академии сервиса» (экс-директор торговой сети «Молния») Александр Ширеков. – Путем нехитрых математических вычислений получается, что «Вестер» намерен вложить в строительство одного квадратного метра около пятисот долларов, что нереально даже при реализации проекта дочерней компанией».
В целом же силы этого федерального игрока местные эксперты оценивают по-разному, указывая, что громкие заявления группы могут оказаться лишь подготовкой к продаже части активов.
«Этот ретейлер известен профессионально отлаженными логистикой и товарооборотом, а также успешным привлечением как своих, так и сторонних средств, – комментирует руководитель департамента коммерческой недвижимости агентства «Компаньон» Станислав Ахмедзянов. – Факт, что в северо-западном федеральном округе сеть гипермаркетов «Вестер» вошла в тройку лучших компаний наряду с такими, как «Балтика» и «Мегафон», говорит об этой сети как о достойном конкуренте уже действующей в Челябинске сети «Молния» и тем игрокам, которые только планируют выход на наш рынок».
«Да, сеть «Вестер» известна как образование с достаточно серьезными амбициями, в частности намерением в текущем году удвоить свой товарооборот и в ближайшие три года войти в тройку лидеров российского ретейла. Но на самом деле компания, скорее всего, декларирует настолько серьезные планы, подготавливая почву для полной продажи или сбыта пакета акций, – считает г-н Шестаков. – Необязательно все эти намерения осуществлять. На данном этапе компании достаточно просто привлечения дополнительных инвесторов и создания хорошо звучащего имени».
Эксперты сегмента ретейла в Челябинске считают, что ГК «Вестер» несколько припозднилась с освоением Челябинска: несмотря на недостаточную насыщенность рынка в данный момент, на ближайшие два года в городе намечен запуск нескольких серьезных объектов торговли, что может помешать компании занять серьезные позиции на местном рынке.
«На сегодня Челябинский рынок загружен на 50–60 процентов, – комментирует Александр Ширеков. – Но к 2009 году в городе откроется несколько интересных объектов. Например, рядом с «Метро» встанет «Ашан», будут запущены ТРК «Родник», ТРК «Фиеста» и гипермаркет «Молния» в Ленинском районе. После этого в Челябинске наступит переломный момент. И если сейчас о конкуренции только говорят, то через два-три года она начнется на самом деле. Причем достаточно серьезная. Период с конца 2009 года по начало 2010-го станет, по сути, переломным моментом на рынке ретейла Челябинска. Именно тогда каждая сеть города займет позицию, соответствующую ее реальным возможностям».