На челябинском медиарынке назревает пиратский скандал. Владельцы журнала «Выбирай» намерены юридически преследовать готовящийся к печати журнал «Выбирай Южный Урал», не имеющий к издательской группе Paramon никакого отношения. Ее представители считают, что владельцы нового журнала нарушили их права, незаконно использовав зарегистрированный товарный знак. Сейчас они ждут выхода издания и собирают доказательную базу для обращения в суд. Это уже не первый случай подделки, с которым столкнулся «Выбирай» за время своего существования. Коммерчески успешный проект привлекает массу желающих заработать на чужом имени в разных городах России.
C 22 июля руководители и сотрудники компаний нескольких городов Южного Урала стали находить в своей электронной почте интересное коммерческое предложение. В письмах говорилось об открытии нового журнала «Выбирай Южный Урал», который появится на медиарынке 15 августа. В приложении к письмам был размещен прайс-лист на размещение рекламы в журнале. Настоящие владельцы ожидают выхода пиратской копии и собирают доказательную базу для предстоящих судебных разбирательств.
Журнал «Выбирай» – самый успешный проект издательской группы Paramon. В настоящее время выходит в 28 городах России. Первый номер журнала появился 1 апреля 2000 года в Челябинске. «Выбирай» позиционируется как гид по развлечениям и культурной жизни мегаполиса. Контент журнала составляет справочный блок, новости города, календарь культурных событий, тест-драйвы сферы услуг и развлечений, обзоры кинопремьер, новинки аудио и видео, компьютерных игр, гороскоп на ближайшие две недели. Распространяется бесплатно в кафе и магазинах города. Ежемесячный тираж «Выбирая» во всех городах его издания – более миллиона экземпляров.
Известный и успешный бренд «Выбирай» не первый раз подвергается нападкам пиратов. С 2002 года с регулярным постоянством выходят «Выбираи» в различных городах России и стран СНГ. С этого времени руководство издательской группы тратит немало сил и средств на защиту бренда, создавая глубоко эшелонированную оборону: в настоящее время в России охраняются бренды «Выбирай соблазны большого города», «Соблазны большого города», «Выбирайка». А бренд «Выбирай» имеет высшую степень защиты в словесной форме, то есть в любом графическом исполнении. Директор по развитию издательской группы Paramon Андрей Бондарюк говорит, что сейчас «Выбирай» – единственный журнальный бренд на региональных рынках России, защищенный на 100%. Однако это не мешает пиратам все чаще посягать на его незаконное использование. По количеству пиратских атак разной степени изощренности среди южноуральских брендов «Выбирай» может сравниться разве что с «Макфой».
Первая атака на «Выбирай» состоялась в 2002 году. В украинском городе Запорожье был издан журнал «Выбирай соблазны большого города». Учредителем и издателем выступило ООО «Теплоприбор-Украина», а идею подала челябинка Татьяна Черникова, приехавшая в Запорожье с «Выбирайкой» в руках. После этого ИГ Paramon инициировала международную регистрацию одноименного товарного знака на страны СНГ, но до момента ее получения в 2004 году пиратское издание из-за неудачной маркетинговой политики само прекратило существовать. В настоящее время уже запущена процедура регистрации товарного знака «Выбирай» в словесной форме на страны бывшего СССР, а также на страны ЕС.
«В случае с «Выбираем» пираты делятся на злонамеренных и невольных, – поясняет господин Бондарюк. – Пример Запорожья – умышленное пиратство, где человек с помощью известного бренда хотел заработать больше денег. Принципиально другая история в Калининграде. С 2004 года там существует газета «Выбирай Калининград». В конце прошлого года мы дали ее издателям более чем достаточный срок на ребрендинг и перерегистрацию СМИ, но получили отказ. Сейчас этим вопросом занимаются судебные инстанции. А вот новосибирские издатели журнала «Выбирай, покупай и отдыхай» оказались юридически более грамотными, чем их калининградские коллеги, и после первого же предупреждения сменили название журнала на «Отличный Выбор». Это и есть пираты поневоле, которые в свое время легкомысленно не позаботились об охраноспособности названий своих продуктов».
Самый же вопиющий случай подделки «Выбирая» произошел в Сочи полтора года назад. Бывшая сотрудница настоящего сочинского «Выбирая» решила создать свой продукт. Пиратская версия называлась «Выбирай лучшее». В досудебном порядке ИГ Paramon добилась прекращения издания «клонированного» СМИ и внушительной материальной компенсации.
Печатные СМИ с названиями, до степени смешения сходными с «Выбираем» издаются в Серове, Орске, Брянске, Подмосковье, Узбекистане. ИГ Paramon намерена решать вопрос с ними постепенно, по мере охвата медиарынков в этих регионах.
Но если угрозы издалека вполне ожидаемы, то информация о появлении клона на Южном Урале, цитадели издания, повергли сотрудников ИГ Paramo» в шок. В 20-х числах июля в офисы компаний Магнитогорска, Златоуста, Миасса и других городов пришло коммерческое предложение от менеджера по рекламе готовящегося к выпуску журнала «Выбирай Южный Урал». В письме содержалось описание перспектив размещения рекламы в новом издании и прайс-лист. Как выяснилось, последний был просто скопирован с онлайн-версии «Выбирая», причем со ссылкой на сам сайт. Почтовый адрес, указанный в письме, – проспект Победы, 160. Именно там ранее находился офис ИГ Paramon.
Потенциальные рекламодатели моментально заинтересовались. Со слов Андрея Бондарюка в небольших городах Челябинской области давно просят выпускать известный журнал. Издательская группа даже всерьез подумывала об открытии «Выбирая» в Миассе и Златоусте. Сдержал фактор нехватки контента – в маленьких городках критически мало событий культурной жизни. Сейчас истинные владельцы бренда заняли выжидательную позицию и занялись сбором доказательной базы. Макет пиратского журнала до сих пор никто не видел. Возможно, он и не появится, а учредители окажутся мошенниками, сорвавшими куш с непросвященных рекламодателей. Правда, все можно предотвратить с помощью правоохранительных органов, которые будут действовать по статье 147 УК РФ «Нарушение изобретательских и патентных прав».
Корреспонденту Chel.ru удалось дозвониться по телефонам, указанным в рекламной рассылке «Выбирай Южный Урал» и под видом рекламодателя узнать подробности проекта-клона. Менеджер по рекламе будущего журнала Елена Исаева объяснила, что структура издания будет полностью соответствовать структуре «Выбирая» в Челябинске. Елена также заверила, что к ИГ Paramon новое издание отношения не имеет.
«К сожалению, разместить рекламу в первом номере мы уже не сможем, – поведала госпожа Исаева. – Номер сверстан и во вторник идет в печать. Но в дальнейшем у вас есть такая возможность. Журнал будет выходить 15 числа каждого месяца. Распространяться мы будем в Златоусте, Миассе, Каслях, Кыштыме, Сатке среди VIP-клиентов престижных салонов, ресторанов, клубов, развлекательных комплексов, а также на бортах самолетов. Но это уже в Челябинске. Рубрики, такие же как в челябинском «Выбирае»: развлечения, досуг, салоны красоты, банки. Много информации о выходе новых фильмов, товаров. Имиджевая статья будет стоить 10 тысяч рублей, причем на каждую последующую полосу мы предлагаем от 5 до 10% скидки».
По словам господина Бондарюка, происходящие – это только цветочки, настоящая борьба за правообладание развернется в городах других стран. Однако подробности «Выбирай» пока держит в тайне. Что же касается локальных пиратов, то они рискуют понести не только материальную ответственность до пяти миллионов рублей, но и уголовную сроком до трех лет по статье 46 Закона РФ «О товарных знаках».
«Выбирай» сейчас занимает правильную позицию, – считает директор Уральской ассоциации по защите авторских прав и интеллектуальной собственности Анна Ханас. – Это в их интересах: как только журнал сверстается и выйдет, будет проще доказать нарушение прав обладателя патента. Хотя это странная ситуация, ведь при регистрации издания его владельцам необходимо было предъявить все документы. С другой стороны, они могли зарегистрировать продукт не как журнал, а как, например, справочник. Но в любом случае нарушением является и эта почтовая рассылка, так как по Гражданскому кодексу использовано название, сходное до степени смешения. Сейчас правообладатель должен решить ждать выхода продукта либо принять превентивные меры».