RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

4 м/c,

ю-в.

749мм 58%
Подробнее
2 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Бизнес Челябинск останется нескладным

Челябинск останется нескладным

Челябинским компаниям, ожидающим появления в городе крупных логистических комплексов класса А, придется повременить со сменой складских помещений. Федеральные операторы, проявившие интерес к столице Южного Урала и наметившие здесь...

" src=

Челябинским компаниям, ожидающим появления в городе крупных логистических комплексов класса А, придется повременить со сменой складских помещений. Федеральные операторы, проявившие интерес к столице Южного Урала и наметившие здесь реализацию своих сетевых проектов, оказавшись ограниченными в получении банковских кредитов, пересматривают стратегию развития в регионах. Недостаток средств вынуждает компании смещать акценты и делать ставку на более приоритетные площадки. Челябинск в число тех городов, которыми сети логистических комплексов интересуются в первую очередь, не входит. По мнению экспертов, сроки реализации проектов в регионе могут быть отложены еще и потому, что они проходят стадию согласования. Кроме того, потенциальные арендодатели сегодня не настолько платежеспособны, чтобы обеспечить центрам стабильный высокий спрос, считают специалисты. Сами операторы отмечают, что кризис вынуждает инвесторов заново исследовать уровень востребованности их площадей в Челябинске.

Напомним, что на сегодняшний день в Челябинске и его окрестностях фактически нет ни одного действующего крупного логистического комплекса. О дефиците складских помещений в регионе уже не первый год говорится на областных и федеральных экономических форумах, на эту проблему регулярно указывает областное руководство. Сегодня большинство местных ретейлеров арендует складские помещения, построенные еще в советское время. Некоторые сети строят собственные склады, скромные масштабы которых не позволяют называть эти объекты логистическими комплексами. Между тем в последние годы розничный рынок Челябинска и области активно развивался, что вызвало интерес к региону со стороны федеральных и международных инвесторов.

Весной прошлого года о своих планах построить в столице Южного Урала крупный складской комплекс заявила московская компания «Евразия логистик». Согласно проекту столичного инвестора, в Челябинске должен появиться крупный логистический центр класса А площадью 250 тысяч квадратных метров. Ориентировочный объем инвестиций составлял 100 миллионов долларов. Комплекс должен войти в сеть из 16 подобных объектов, расположенных таким образом, чтобы объединить основные торговые и транспортные узлы России в единую цепочку распределительных центров. Таким образом московская компания планировала стать лидером среди логистических сетей России и одним из крупнейших складских операторов в Европе.

Вслед за «Евразией логистик» о намерении построить рядом с Челябинском (в Копейске) крупный складской комплекс объявили столичная инвестиционная группа «Авалон» и британский фонд Raven Russia, развивающие на территории России совместный проект Megalogix. Заявленная площадь логистического центра, который должен быть возведен в рамках этого проекта, – в общей сложности 250 метров. В собственность компании уже приобретен участок земли площадью 56 гектаров рядом с поселком Вахрушево, на котором Megalogix запланировала возвести сначала первую очередь комплекса (площадью 100 тысяч кв. м.), а затем по мере роста спроса – еще две очереди. Объем инвестиций был запланирован на уровне 150 миллионов долларов.

Кроме вышеназванных свой выход на рынок качественных складских помещений анонсировали еще несколько компаний, в том числе и местных. Объявляя о своих планах по развитию в регионах, операторы указывали на то, что Челябинск интересен им с точки зрения месторасположения, поскольку находится на стыке транспортных узлов. Кроме того, компании принимали во внимание низкую насыщенность рынка, которая, как правило, обещает хороший спрос.

Однако изменившаяся экономическая ситуация внесла свои коррективы в планы логистических операторов. Федеральные сети объявили о пересмотре политики развития в регионах. Трудные финансовые условия вынудили инвесторов расставить приоритеты и продолжить реализацию лишь части проектов, а возведение остальных комплексов отложить до тех пор, пока ситуация не начнет стабилизироваться. По информации, сообщаемой экспертами Chel.ru, в условиях кризиса компании делают акцент на развитие в наиболее привлекательных на сегодняшний день регионах, в число которых Челябинск не входит. При этом, как отмечают специалисты, причина не только в неясности относительно спроса на складские услуги на Южном Урале, но и в том, что все челябинские проекты находятся на ранней стадии реализации, и она еще может быть отложена на небольшой срок.

Как сообщил Chel.ru директор компании Megalogix Давид Гуссе, проект логистического комплекса в Копейске продолжает проходить стадию согласования. «Когда этот этап будет пройден, мы перейдем к изучению спроса на наши помещения в регионе и только после этого сможем принять решение о сроках, – говорит он. – Пока сложно обозначить их даже примерно, поскольку кризис действительно повлиял на финансовые возможности наших потенциальных клиентов». По словам г-на Гуссе, Челябинск по-прежнему интересен компании, и оператор ни в коем случае не отказывается от проекта, просто следует требованиям рынка и не хочет рисковать.

«Евразия логистик» также внесла свои коррективы в планы регионального развития сети. Как сообщил коммерческий директор компании Сергей Верещагин, оператору пришлось отказаться от стратегии одновременной реализации всех проектов и перейти к поэтапной схеме. «В целом сроки создания сети складских комплексов Greengate не изменятся, однако мы решили следовать по пути не экстенсивного параллельного развития всех проектов, а наоборот – интенсивного и поэтапного», – сообщил топ-менеджер компании. Таким образом, оператор планирует уложиться в намеченные ранее сроки, возводя не все объекты сразу, а один за другим, однако более быстрыми темпами. При этом, как уверяет г-н Верещагин, расстановка приоритетов никак не связана с ситуацией в конкретных регионах. «Планов мы не поменяли, лишь сместили некоторые акценты на ближайшие несколько месяцев, – говорит он. – Что касается финансирования, то оно, безусловно, стало менее доступным, однако нам как лидеру рынка удается решать эту проблему». Как сообщили в «Евразии логистик», участок земли в Челябинске компания еще не приобрела, однако он будет куплен в ближайшее время.

По мнению экспертов Chel.ru, при выборе приоритетных площадок сетевые операторы руководствуются прежде всего такими критериями, как стадия реализации проекта и наличие очевидного спроса. В Челябинске все проекты находятся на раннем этапе воплощения в жизнь, а спрос, по мнению специалистов, оставляет желать лучшего. «Качественных складских помещений в Челябинске действительно не хватает, но если принимать во внимание платежеспособность потенциальных клиентов, то большого спроса на такие комплексы в регионе нет, – считает директор группы компаний «Лайнер» Борис Юрченко. – А в условиях кризиса ситуация стала еще более сложной, и не совсем ясно, как будет развиваться рынок дальше. Что касается пересмотра планов, то оно вызвано, без сомнения, недостатком свободных средств из-за кризиса. Те деньги, которыми располагают компании, они стараются вкладывать в проекты, где риски лучше просчитаны. То есть в первую очередь будут построены те комплексы, которые уже согласованы и для которых уже найдены арендаторы».

«Рынок складской недвижимости застыл в ожидании, – комментирует директор департамента консалтинга компании London Consulting & Management Company Сергей Богданчиков. – В этом году году рентабельность проектов снизилась, строительство большинства из них заморозилось, а себестоимость выросла на 20–25%. Сложившаяся ситуация напрямую связана с разразившимся международным банковским кризисом, из-за которого сначала ужесточились условия получения кредитов, а потом кредитное финансирование и вовсе прекратилось, выросли цены на строительные материалы, арендные ставки увеличились. Из-за всех этих проблем многие девелоперы стали переносить сроки ввода объектов в эксплуатацию или вовсе отказываться от проектов».

Впрочем, по мнению г-на Юрченко, при выборе городов операторам приходится обращать внимание и на такой фактор, как лояльность муниципальных властей. «Например, у нашей группы компаний есть проект логистического комплекса, однако мы не встретили понимания со стороны городской администрации и сейчас отстаиваем свои права через суд», – заключил топ-менеджер «Лайнера».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления