Бизнес Ипэшников штрафуют за «Машу и медведя»

Ипэшников штрафуют за «Машу и медведя»

Южноуральские предприниматели, без лицензии торгующие товарами с изображениями персонажей известных мультфильмов, рискуют получить судебные иски и нарваться на штрафы. Только с начала этого года Арбитражный суд Челябинской области уже рассмотрел или в данный момент рассматривает десятки дел, касающихся незаконного использования мультяшных образов. Например, запатентованные герои анимационного сериала «Маша и медведь», попав на полки магазинов, часто оборачиваются штрафными санкциями для тех, у кого нет разрешения от правообладателя.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

С начала 2016 года в областном арбитраже состоялось уже 38 судебных заседаний по делам, в которых истцом выступает общество с ограниченной ответственностью «Маша и медведь» (входит в группу компаний «Анимаккорд»). Ответчиками за одним исключением являются индивидуальные предприниматели. Персонажи известного мультфильма используются в различных товарах – от игрушек, детской одежды, настольных игр и канцелярских товаров до продуктов питания и мебели. На ближайший месяц назначено еще девять заседаний по искам «Маши и медведя». В общей сложности с начала года рассматривается 18 дел от этого истца.

Судебные решения, как правило, принимаются в пользу истца, хотя в большинстве случаев требования правообладателя удовлетворяются лишь частично. Например, 11 марта арбитраж взыскал с челябинского предпринимателя 40 тысяч рублей (не считая возмещения расходов истца на госпошлину и приобретение вещественных доказательств) за изображение персонажей мультфильма «Маша и медведь» на детской одежде (футболках, кепках, топиках, носовых платках), хотя владелец товарного знака требовал 110 тыс. руб.

Как сообщил Chel.ru представитель компании «Маша и медведь» Артем Александров, предметом судебных споров в основном является нарушение зарегистрированных в Роспатенте прав на товарные знаки. «Перечень товаров с нарушениями обширен, основные категории – игрушки, канцелярские товары, одежда, – пояснил он. – Бывают нарушения со стороны продавцов мебели, иногда – продуктов питания и другой продукции».

По словам Артема Александрова, в регионах у компании есть представители, задачей которых является выявление случаев незаконного использования товарного знака. «Они ведут мониторинг, следят за ассортиментом магазинов, и если видят нарушение прав компании, осуществляют контрольную закупку, производят видеофиксацию и собирают доказательную базу, – рассказал юрист. – Материалы с доказательствами передаются в суд».

Александров отметил, что большинство дел вне зависимости от региона удается выиграть. «Бывают случаи, когда суд отказывает нам, но их немного, – говорит представитель компании «Маша и медведь». – Если мы видим, что есть недочеты в доказательной базе, то предпочитаем не направлять такой иск в суд. Допустим, если товар нечетко виден на видео или нет чека. Но такое бывает крайне редко, большинство наших представителей работают уже давно и имеют большой опыт сбора доказательств. Более 95% дел мы выигрываем: даже если в первой инстанции суд отказывает, обжалуем вплоть до кассации и, как правило, успешно».

Эксперты отмечают, что вопрос ответственности предпринимателей за использование подобных товарных знаков очень актуален и часто оказывается поводом для споров и дискуссий. «Именно череда таких исков, граничащих со злоупотреблением правом, и привела к тому, что в Гражданский кодекс РФ, в статью 1252 части 3, была внесена поправка, – говорит управляющий партнер юридической компании «Гаврюшкин и партнеры» Сергей Гаврюшкин. – Согласно ей, если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется за каждый неправомерно используемый результат. Но «если права на соответствующие результаты или средства индивидуализации принадлежат одному правообладателю, общий размер компенсации за нарушение прав на них с учетом характера и последствий нарушения может быть снижен судом..., но не может составлять менее 50% суммы минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения».

По словам Сергея Гаврюшкина, по таким искам можно взыскать от 10 тысяч до 500 тысяч рублей, при этом определение суммы зависит от ряда спорных моментов. «Вопрос в том, что считать нарушением, – отметил юрист. – Если, например, на линейке стоимостью 30 рублей размещены и Маша, и медведь, это одно нарушение или два? Одно время суд по интеллектуальным правам придерживался мнения, что нужно взыскивать за одно правонарушение в таких случаях, потом Верховный суд РФ отменил такую позицию и указал, что должен учитываться отдельно каждый случай и каждый персонаж».

Также Сергей Гаврюшкин отметил, что совсем недавно в ГК РФ появилась еще одна поправка, которая позволяет взыскивать суммы компенсаций и с розничного магазина, и с оптовика солидарно, поскольку ответственность несут оба.

Партнер адвокатского бюро «ЛЕ-АРМ» Сергей Горшков подчеркнул, что ответственность за незаконное использование товарных знаков предусмотрена не только гражданским, но и уголовным законодательством, а также Кодексом об административных правонарушениях: «Уголовным кодексом предусмотрена ответственность по статье 146 за нарушение авторских и смежных прав, если сумма ущерба превысила 100 тысяч рублей, и по статье 180 – за незаконное использование средств индивидуализации товаров, если ущерб составил более 250 тысяч рублей».

Горшков отметил, что суды в таких делах однозначно встают на сторону правообладателей. «Единственным способом для ответчика избежать ответственности является наличие доказательств, что данный товар был введен в гражданский оборот правообладателем, – комментирует он. – При этом каждый правообладатель знает, какой товар производит он или лицензиат, и обращается с исками только к тем лицам, которые продают контрафактные товары. Доводы о том, что товар приобретен у других лиц или о незнании, что он является контрафактным, судом не принимаются».

Юрист добавил, что на каждом товаре по закону должна содержаться информация о его производителе. Чтобы избежать риска, владелец розничного магазина может зайти на сайт производителя и проверить, выпускается ли данный товар, кем он законно реализуется, имеется ли у производителя право на использование в своей продукции чужих произведений. Также, приобретая товар, можно запросить у оптовика или производителя документы, подтверждающие факт введения его в гражданский оборот правообладателем.

Фото: Фото пользователя Mashaandthebear с сайта Instagram.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления