Бизнес Кто не заплатил 100 миллиардов?

Кто не заплатил 100 миллиардов?

Минэкономразвития предлагает ужесточить правила оплаты госконтрактов. Ведомство подготовило поправки к закону о госзакупках и Кодексу об административных правонарушениях, согласно которым теперь чиновникам придется рассчитываться с малым бизнесом в течение десяти дней, а с крупными предприятиями – в течение месяца, пишет «Коммерсантъ». Южноуральским предпринимателям эта проблема знакома – по данным «Опоры России», общий долг предприятий по контрактам достигает 100 млрд руб. Подробности – в материале Chel.ru.

За нарушение этих требований Минэкономики предлагает наказывать штрафами и дисквалификацией.

Проект поправок был опубликован для общественного обсуждения еще в сентябре прошлого года, однако его согласование затянулось, пишет издание. Так, Счетная палата предложила сократить предельный срок оплаты по контрактам с малым бизнесом до десяти дней, а ФАС предупредила, что нарушение заказчиками предельного срока оплаты даст возможность подрядчикам взыскивать неустойку, что обернется дополнительными бюджетными расходами. В Генпрокуратуре и «Деловой России» считают, что просрочки и сегодня дорого обходятся казне.

Проблему неоплаты государственными структурами поставленного бизнесом товара или оказанных услуг сегодня активно обсуждают как на федеральном уровне, так и в регионах. Челябинская область не исключение: вопрос исполнения финансовых обязательств по контрактам является одним из ключевых в регионе, отмечают эксперты.

«Сегодня меры поддержки малого и среднего бизнеса, как правило, сводятся к различным финансовым инструментам, – говорит председатель комитета по промышленной политике регионального отделения «Опоры России» Денис Константинов. – Но это капля в море, куда более эффективно было бы наведение порядка с оплатой уже поставленных товаров и оказанных услуг. Это средства, которые должны работать, оживлять экономику, но они зависли из-за неоплаты».

По словам Дениса Константинова, общая задолженность предприятий области по контрактам составляет около 100 миллиардов рублей. В эту сумму входят невыполненные финансовые обязательства как государственных, так и частных структур. При этом эксперт отметил, что наиболее сложная ситуация складывается не в сфере госзакупок, а в сфере отношений малого бизнеса с крупным. «У крупного бизнеса очень много надуманных сложностей, связанных с отбором поставщиков, выбором товара, оплатой заказов, – говорит Константинов. – Там это сплошь и рядом. Перечислять таких неплательщиков придется долго, к сожалению, проще назвать тех, кто всегда платит вовремя».

Что касается законодательных инициатив, направленных на наведение порядка с оплатой госзаказов, то, по мнению Дениса Константинова, они должны были появиться уже давно. «Уже лет пять об этом постоянно идут разговоры, и непонятно, почему какие-то инициативы начинают появляться только сейчас», – отметил он. Представитель «Опоры России» добавил, что, если все же будет найдено решение проблемы, это решит сразу массу проблем экономики. У бизнеса частично пропадет потребность в кредитовании, появятся деньги на развитие и модернизацию, переобучение персонала. «И бизнес начнет работать не только в последние дни года, как сейчас, а в течение всего года», – добавил Константинов.

В конце марта вопрос неоплаты государственными структурами товаров и услуг, полученных от малого бизнеса, обсуждался на заседании рабочей группы Общероссийского народного фронта «Честная и эффективная экономика». Ее председатель Артем Артемьев обозначил на этом совещании еще одну сторону проблемы: представители малого бизнеса по определенным причинам боятся идти в суд и требовать свои деньги. «Малый бизнес вынужден терпеть неоплату, – заявил он. – Предприниматели знают, что обращение в суд будет иметь для них негативные последствия».

Председатель Общественного совета при Минэкономразвития Челябинской области Алексей Овакимян считает, что решить проблему неплатежей можно программными средствами. «Нужна единая система программного обеспечения, – заявил он на заседании рабочей группы ОНФ. – Сейчас в госструктурах используются разные программы, никто не ставил перед ними цель их совместить, создать единую базу, доступную для мониторинга».

«Я вижу единственный выход из этого тупика в “опубличивании” фактов злостного нарушения сроков оплаты, – говорит доверенное лицо президента РФ Вячеслав Афанасьев. – Мы уже привыкли к рейтингам “доверия” и “выживаемости” глав субъектов страны, к рейтингам инвестиционной привлекательности регионов. Сама власть очень трепетно к ним относится. Думаю, естественным будет использовать принцип рейтинга и в оценке “контрактной ответственности” госструктур и бюджетных организаций».

Между тем руководитель областного управления Федеральной антимонопольной службы Анна Козлова отметила, что к составлению подобных рейтингов стоит относиться очень осторожно. Такой рейтинг станет объективным только в том случае, если будет основан на решениях суда, считает она.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления