Южноуральские предприниматели приостанавливают интернет-проекты, запущенные в докризисный период. Весной этого года свою деятельность прекратил сайт челябинский компании «ТрафикРус». Предполагалось, что ресурс, информирующий пользователей о пробках на дорогах Екатеринбурга, – Traffic66.ru – станет полноценным российским аналогом американского сервиса traffic.com. Однако, по словам организаторов проекта, кризис «повернул все тренды вспять», в результате чего многообещающие ресурсы стали неконкурентоспособны в новых рыночных условиях. Специалисты в области интернет-рекламы отмечают, что сегодня даже тем проектам, которые ранее требовали небольших затрат на содержание, необходима быстрая окупаемость. В свою очередь, некоторые потенциальные рекламодатели заявляют о невостребованности ресурса о пробках в регионах.
Напомним, компанию «ТрафикРус» создали в 2007 году управляющие партнеры консалтинговой компании «Академия Сервиса» (специализируется на консультировании розницы, владеет сайтом «Жалоб.ком») Александр Ширеков и Евгений Мальцев. В августе 2008 года партнеры открыли сайт о пробках на дорогах Екатаринбурга – Traffic66.ru.
На запуск проекта было потрачено около ста тысяч долларов. Планировалось, что сайт позволит в режиме онлайн с помощью камер отслеживать транспортную загруженность екатеринбургских улиц. Челябинские предприниматели собирались завоевать аудиторию за счет специализации на дорожной информации и ее детального представления. Организаторы проекта намерены были не просто продемонстрировать пользователям заторы в городе, но и предоставить инструмент, который позволит избежать их. Таким образом, новый портал давал информацию пользователям о примерной скорости движения на улице в конкретный момент, о причине затруднения (плановый ремонт, общественное мероприятие, в отдельных случаях – данные о ДТП). Дополнительно была предусмотрена возможность подключения к любой из нескольких десятков камер наблюдения, с которых портал черпал информацию.
По расчетам организаторов уральского проекта, к концу 2008 года посещаемость Traffic66.ru должна была составить пять тысяч человек в сутки, а сайт стал бы приносить первые деньги за счет медийной рекламы. Партнеры по бизнесу планировали открыть подобный портал и в Челябинске. Всего компания намерена была охватить одиннадцать городов-миллионников и стать полноценным российским аналогом американского сервиса traffic.com.
Однако спустя полгода – в марте 2009-го – ресурс о пробках в Екатеринбурге приостановил свою деятельность. «Это связано с изменениями на рынке, вызванными экономическим кризисом, – сообщает директор компании «ТрафикРус» Александр Ширеков. – Ситуация повернула все тренды вспять. Оказалось, что модель, которая легла в основу сайта, неконкурентоспособна в сложившихся рыночных условиях». По словам господина Ширекова, меньше всего кризис отразился на традиционных ресурсах с наработанной клиентской базой. «Так как мы стартовали за месяц до кризиса, у нас не было времени наработать эту базу, – говорит он. – Сказалось и то, что у предприятий, потенциальных рекламодателей, не было четкого антикризисного плана». В итоге и так небольшое количество рекламодателей сократилось.
Топ-менеджер «ТрафикРус» считает, что нестабильная ситуация сильно отразилась на рынке интернет-рекламы, несмотря на все заявления специалистов о наименьшем влиянии кризиса на Всемирную паутину по сравнению с другими рынками рекламы. «Это только исследования, но жизнь показывает другое, – утверждает г-н Ширеков. – Падение на рынке интернет-ресурсов наблюдалось в районе 40-50 процентов. Многие проекты сейчас испытывают сложности. В связи с этим кто-то совсем закрывает ресурс, кто-то меняет профиль проекта».
Господин Ширеков уверяет, что речь пока не идет о закрытии сайта, однако дальнейшие планы не разглашает. Как отметил топ-менеджер «ТрафикРус», ресурс «Жалоб.ком» настоящее время продолжает существовать как самостоятельный проект и сейчас «неплохо себя чувствует».
По мнению руководителя веб-группы «Дабл-Ю» Сергея Павленко, первая причина закрытия сайта «Трафик66» – неправильное прогнозирование сроков. «Организаторы заявляли о ста тысячах долларов, которые могли уйти на установку веб-камер, организацию инфраструктуры, отдел программирования, операторов и небольшой отдел продаж, – говорит эксперт. – Однако слабо был развит маркетинг. В предложениях для рекламодателей не нашлось ничего интересного и особенного. А всю эту инфраструктуру необходимо поддерживать. Без вливаний рекламодателей это сделать сложно. К тому же они прогнозировали посещаемость в пять тысяч человек к концу 2008 года. В результате посещаемость была не больше тысячи». Респондент Chel.ru пояснил, что с подобными проектами необходимо работать 1,5-2 года, чтобы пользователь привык к этому сервису. Проблема многих инвесторов, по словам г-на Павленко, – неправильные бизнес-план. «Эта модель сайта не так быстро окупается», – заключил эксперт.
«У организаторов, скорее всего, не сложилось видения окупаемости этого проекта, – высказывает свое мнение эксперт в области интернет-бизнеса, член совета директоров компании Rugion Владимир Шевченко. – Такой ресурс требует больших инвестиционных вложений. Необходимо установить камеры на основных перекрестках города, которые в дальнейшем потребуют финансового обслуживания». Еще одной причиной, по мнению г-на Шевченко, стала несформированная еще культура потребления такой информации и конкуренция. «На сегодняшний день есть такие сервисы, как ДорогаTV, Засада.ру, ДубльГис, «Яндекс.Пробки», – продолжает собеседник сайта. – Информация о пробках является очень востребованной, однако активно ею пользуются в Москве и Санкт-Петербурге».
По словам собеседника-эксперта, в настоящее время закрываются преимущественно новые проекты, требующие инвестиций или не являющиеся основным бизнесом владельцев. В свою очередь, меньшие трудности испытывают сайты с выстроенной системой продаж. «Кризис действительно в меньшей степени отразился на этом сегменте рынка, – отмечает господин Шевченко. – В то время как газеты и журналы из-за падения объемов рекламы с трудом поддерживают тиражи, актуальность Интернета растет. Это объективный процесс. Однако перспективы новых проектов, либо тех, где отсутствует четкая система монетизации, неясны».
Потенциальные рекламодатели о подобных проектах пока мало что знают, и, соответственно, вкладывать в них деньги не торопятся. «Что касается Челябинска, у нас пока не такие пробки, чтобы интересоваться о них в Интернете, – считает генеральный директор «Планеты-Авто» Андрей Кольцук. – Достаточно той информации, которую передают по радио. А в Екатеринбурге автолюбители, зная тяжелую ситуацию на дорогах в этом городе, пользуются уже знакомыми "тропами"». Господин Кольцук отметил, что как рекламодатель предпочитает более традиционные места размещения.