Бизнес Усилим конкуренцию – повысим цены?

Усилим конкуренцию – повысим цены?

Очередная попытка властей помочь малому бизнесу вызвала много вопросов. Уже несколько дней в авторитетных федеральных изданиях не смолкают споры вокруг нового закона «О торговле», одобренного российским правительством на прошлой неделе. Горячие дискуссии

" width=

Очередная попытка властей помочь малому бизнесу вызвала много вопросов. Уже несколько дней в авторитетных федеральных изданиях не смолкают споры вокруг нового закона «О торговле», одобренного российским правительством на прошлой неделе. Горячие дискуссии спровоцировала поправка, ограничивающая доминирование торговых сетей с целью усиления конкуренции и, как следствие, снижения цен на прилавках сетей. Согласно статье 16 ретейлеры с суммарным оборотом более одного миллиарда рублей в год и занимающие более 25% рынка в границах городского округа или муниципального района, не смогут покупать и строить новые площадки для открытия магазинов. Участники рынка назвали инициативу, принадлежащую, по их мнению, антимонопольному ведомству, абсурдной и ограничивающей развитие ретейла. Кроме того, специалисты предположили, что от нее пострадают не только продавцы, но и сами потребители: цены в сетях в результате принятия нового закона могут, наоборот, повыситься.

Напомним, 15 июля по распоряжению премьер-министра Владимира Путина на рассмотрение Госдумы был внесен проект Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Цель законопроекта, как считают в правительстве, – «выстроить сбалансированные, цивилизованные отношения по всей цепочке – от производства до прилавка – и в первую очередь навести порядок в такой чувствительной сфере, как торговля продуктами питания».

Все бы ничего, но в закон «О торговле» была внесена поправка, которая вызвала много вопросов. В проекте, одобренном президиумом правительства на прошлой неделе, появилась статья под номером 16 – «Ограничение действий по приобретению торговыми сетями новых торговых объектов». Из поправки следует, что продуктовая сеть с оборотом более 1 млрд руб. не вправе приобретать или строить новые торговые объекты, если ее доля превышает 25% от общего объема реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах городского округа или муниципального образования, а также в Москве и Санкт-Петербурге. В случае нарушения этого требования совершенные сделки могут быть признаны недействительными, в том числе по искам Федеральной антимонопольной службы.

В настоящий момент согласно антимонопольному законодательству порог доминирования компании на рынке – во всех отраслях, включая ретейл – составляет 35%. И, как сообщалось на прошлой неделе в ряде федеральных СМИ, на президиуме правительства проект был одобрен без ограничений по доле рынка, глава ФАС Игорь Артемьев заявлял, что было решено не вводить никаких порогов доминирования. Новая статья в законе появилась на следующий день, и, по мнению участников рынка, инициатором ее появления в тексте законопроекта стало антимонопольное ведомство.

Если проследить историю вопроса, предложение антимонопольщиков было предсказуемо. Так, еще весной 2008 года согласно информации, размещенной на официальном сайте ФАС, ведомство возлагало большие надежды на законопроект «О торговле», обсуждавшийся уже много лет. Антимонопольщики заявляли о своей уверенности в том, что новый ФЗ станет «серьезным, фундаментальным шагом на пути регулирования рынка торговли». Как отметил начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев, антимонопольный орган «как участник процесса разработки этого законопроекта и коллеги из заинтересованных министерств и ведомств рассчитывали на зрелость розничного бизнеса, но были разочарованы, увидев расширение недобросовестной практики со стороны крупнейших игроков рынка цивилизованной розницы».

В качестве яркого примера, демонстрирующего необходимость госрегулирования деятельности игроков на рынке розницы, представители ФАС приводили случай с X5 Retail Group. Эта компания, отмечали в надзорном органе, в последнее время предприняла ряд шагов вопреки установкам, заложенным в проекте отраслевого ФЗ, увеличив масштабы и технические приемы давления на партнеров и других участников рынка. Число жалоб на действия российских ретейлеров, в том числе и X5, только возрастает, заверяли в антимонопольной службе, и, пока новый ФЗ не будет принят и не вступит в силу, крупных ретейлеров сложно привлечь к ответственности. Когда же закон начнет работать, отмечали в ведомстве, органы власти смогут применить не абстрактные требования, а серьезные санкции в отношении X5 и других компаний, в поведении которых будет наблюдаться нарушение законодательства и этики розничного бизнеса.

Однако с наступлением «часа пик» – внесением в Госдуму в июле 2009 года нового законопроекта с неожиданной для российских ретейлеров поправкой – оказалось, что инициатива ФАС может поставить крест на развитии сетевой торговли. Так, директор Уральского филиала X5 Retail Group Алексей Красников, назвавший поправку в закон «абсурдным решением», в телефонной беседе с корреспондентом Chel.ru дал следующий комментарий: «Это ограничение в развитии всего ретейла, крупного в частности. Параметры, при которых закон вступает в силу, достаточно низкие, ничего хорошего от этого не будет».

У некоторых специалистов тем временем есть на счет спорной инициативы властей иное мнение. «Новый закон о торговле направлен как раз таки на защиту всевозможных «Пятерочек» и «Магнитов» от входящих на наш рынок более крупных, иностранных сетей, – считает независимый эксперт-консультант Алексей Шестаков. – Мало какая федеральная сеть занимает в Челябинске долю в 25 процентов. Зато столько может занять один только «Ашан». В Екатеринбурге, например, с приходом этого игрока торговля в ближайшей округе потеряла 10-15 процентов. С приходом сильных, мощных сетей в российские города местный бизнес будет задушен. Поэтому, думаю, цель нового закона – противодействие таким крупным игрокам, как «Ашан», «Карфур», «Метро».

Другие независимые эксперты тем временем видят проблему во внутренней противоречивости закона. Как заявили сегодня «Ведомости», борьба с крупными торговыми сетями вместо снижения цен скорее всего приведет к их росту. Эксперты газеты отмечают, что чиновники, стремясь ограничить сети ради того, чтобы способствовать развитию небольших магазинов, защищают тем самым не конкуренцию, а одну из конкурирующих групп. Мелкий ретейл, в отличие от крупного, не в состоянии экономить за счет объемов продаж и больших скидок от поставщиков, а с ограничением экспансии сетей небольшие магазины смогут повысить цены и удержаться на плаву. Тем самым формально будет поддержана конкуренция, но главная цель инициативы чиновников – снижение цен для покупателей – достигнута в этом случае не будет, отмечает издание.

О том, что с принятием закона о торговле с «абсурдной» поправкой пострадают вместе с бизнесом и сами потребители, заявили и эксперты Chel.ru. Так, Алексей Красников считает, что ограничение в развитии сетевого ретейла, являющегося сдерживающим фактором на рынке ценообразования, будет способствовать повышению цен. «Конкуренция между сетевыми игроками сдерживала цены, – говорит он. – Сейчас они будут расти».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления