Бизнес «СантаХаус» ушел с долгами

«СантаХаус» ушел с долгами

В Челябинске прекратили работу гипермаркеты «СантаХаус». За несколько месяцев федеральная сеть накопила большую задолженность перед арендодателем – управляющей компанией торговых комплексов «Синегорье» и «КС» (принадлежат бизнесмену Артуру Никитину). В УК

" width=

В Челябинске прекратили работу гипермаркеты «СантаХаус». За несколько месяцев федеральная сеть накопила большую задолженность перед арендодателем – управляющей компанией торговых комплексов «Синегорье» и «КС» (принадлежат бизнесмену Артуру Никитину). В УК, по словам ее представителей, не могут пока решить эту проблему: в компании «Лавента», владеющей петербургской сетью, на звонки арендотателя не отвечают. Сегодня оба челябинских «СантаХауса» опечатаны, сотрудники магазинов уволены. В других городах России гипермаркеты товаров для дома стали закрываться еще в марте. К настоящему времени на «Лавенту» подано около 100 судебных исков. Челябинские арендодатели, если ситуация не урегулируется в ближайшее время, также намерены взыскивать дебиторскую задолженность через суд.

Группа «Лаверна» основана в Санкт-Петербурге в 1992 году. Первоначальной сферой деятельности компании была розничная торговля европейскими строительно-отделочными материалами. В 2004 году в группе появилась дочерняя структура – компания «Лавента». Она занялась развитием в России сети «СантаХаус», став первой, кто открыл в стране такой формат ретейла, как housekeeping. В декабре 2005 года открылся первый гипермаркет под брендом «СантаХаус» на Пулковском шоссе. За три года появилось еще 12 таких магазинов в Санкт-Петербурге, Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Самаре, Липецке, Тольятти, Волгограде, Челябинске.

Ассортимент магазинов «СантаХаус» в первую очередь сконцентрирован на товарах для дома. В гипермаркетах представлена продукция из России, Европы, Америки и Юго-Восточной Азии различных стилевых направлений. Продукцию магазина можно разделить на пять основных сегментов: для дома, ванны, спальни, кухни и детской. Ценовая политика магазинов ориентирована на различный уровень покупателей.

В начале этого года в сети «СантаХаус» стали происходить заметные изменения. В марте 2009 года были закрыты гипермаркеты, работающие под этим брендом в Казани. Этот шаг руководители «Лавенты» рассматривали как следствие негибкого подхода арендодателя к установке адекватных арендных ставок и снижения потока посетителей в торговом центре. Затем «СантаХаус» ушел из Самары – там тоже прекратили работу два магазина сети. Как сообщается в открытых источниках, в апреле группа «Лаверна» продала 75% минус одна акция сети магазинов «СантаХаус» инвестфонду Hammar Invest (Швеция), аффилированному со скандинавским инвестиционным менеджером Ульфом Ловенхаву.

В Челябинске гипермаркеты «СантаХаус» работали до недавних пор в двух торговых комплексах. В ТК «КС» магазин товаров для дома разместился на площади в 3800 квадратных метров. В ТК «Синегорье» оператор занимал 2500 «квадратов».

Однако в настоящее время оба магазина в столице Южного Урала опечатаны. По словам заместителя директора «Бизнес-группы «Креатив» (управляющая компания ТК «Синегорье», ТК «КС», ПТК «Никитинский») Марины Рутковской, «СантаХаус» длительное время не платил за аренду помещений. «Такая ситуация сложилась еще зимой», – говорит собеседник сайта. К настоящему времени решить эту проблему компании-арендодателю не удалось, магазины закрыты в обоих ТК. В «Синегорье» все сотрудники уволены вчерашним числом, в «КС» до пятницы будет работать несколько человек, которые сейчас занимаются инвентаризацией оставшегося товара, основных средств и торгового оборудования. «Сегодня мы пытаемся решить, – продолжает Марина Рутковская, – как и в какие сроки будут освобождены торговые площади».

По словам замдиректора бизнес-группы «Креатив», еще в мае от ООО «Лавента» было получено письмо с просьбой переоформить договоры на другое юридическое лицо – «Мой дом». «Мы дали свое согласие», – говорит г-жа Рутковская. Однако уведомления о том, что договор аренды расторгнут, управляющая компания не получала. «Юридически они до сих пор являются арендаторами в обоих торговых центрах, – продолжает представитель челябинской УК, – но фактически они прекратили свою работу».

По сообщениям федеральных СМИ, в настоящее время на «Лавенту» подано около 100 судебных исков о взыскании долгов на общую сумму почти в 700 миллионов рублей. По словам Марины Рутковской, челябинская компания-арендодатель тоже намерена обращаться в суд с целью взыскания с владельца «СантаХауса» дебиторской задолженности.

Узнать в «Лавенте» причины накопленных долгов, повлекших за собой закрытие магазинов в Челябинске, корреспонденту Chel.ru не удалось – телефоны не отвечали ни в одном из отделов компании. Как предположил челябиснкий бизнес-аналитик Григорий Вахитов, скорее всего, компания вовремя не рассчиталась с поставщиками продукции.

По словам эскпертов, проблема неплатежей со стороны арендаторов широко распространена. «Каждый комплекс решает эти вопросы по-разному, – комментирует директор агентства коммерческой недвижимости «E.R.A.» Сергей Еремеев. – Кто-то опечатывает имущество, кто-то расторгает договор. Однако чаще всего арендодателям удается договориться. Тогда принимается решение о реструктуризации задолженности». С другой стороны, если контакт найти не удалось, администрациям торговых комплексов приходится принимать жесткие, но вынужденные меры. «Имущество опечатывают, когда накопилась задолженность за несколько месяцев», – отмечает специалист.

Собеседник сайта напоминает, что в Челябинске история с гипермаркетами «СантаХаус» не первый подобный случай. Схожую ситуацию можно было наблюдать с магазином детских товаров «Бананамама»: персонал этой компании так же просто исчез. «Чаще всего этим грешат именно федеральные операторы, – считает эксперт Chel.ru. – Арендодатели в регионах не обладают полной информацией о состоянии дел в этих компаниях». С местными ретейлерами, по словам г-на Еремеева, таких проблем не возникает.

Ситуация усугубляется тем, что такие большие площади, которые занимал в торговых комплексах Артура Никитина «СантаХаус», может арендовать только федеральный оператор. «Компания-арендатор должна обладать мощной финансовой составляющей, – отмечает специалист. – В настоящее время привлечь на эти площади новых арендаторов сложно. Заменить «Санта-Хаус» сейчас нечем».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления