RU74
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Челябинске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

2 м/c,

вос.

749мм 87%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Work зубами щелк

Work зубами щелк

" width=

Челябинские туристические компании, предлагающие услуги обучения и работы за рубежом, подводят итоги уходящего сезона. Эксперты сходятся во мнении о том, что в 2009 году, по сравнению с 2008-м, рынок студенческих программ значительно «просел». Некоторые говорят об общем снижении продаж по Work&Travel до 50 процентов. В качестве причин спада специалисты называют мировой экономический кризис, обилие в СМИ информации об отсутствии работы в Америке, а также шумиху вокруг «свиного» гриппа. Участники рынка надеются на то, что с набором на 2010 год таких проблем не возникнет. По мнению собеседников сайта, улучшению положения поспособствует, в частности, смягчение визового режима посольством США. Однако на помощь извне надеются не все. Чтобы привлечь клиентов, турфирмы Челябинска меняют маркетинговую политику, предлагая студентам различные бонусы и скидки.

В 2009 году на родителей, мечтающих отправить своих детей-студентов учиться или работать за рубеж, обрушилось сразу несколько проблем. Во-первых, это финансовые трудности, возникшие в связи с экономическим кризисом. Из-за того, что многие клиенты в этом году не смогли себе позволить некогда доступную услугу, большинство компаний Челябинска, специализирующихся на студенческих программах, ощутили падение продаж по Work&Travel. «Набор на 2009 год совпал с экономическим кризисом, – поясняет сайту Chel.ru менеджер отдела студенческих программ туристической компании «Авентура» Игорь Каев. – Чаще всего за студентов платят их родители. В свзяи с сокращением зарплат на многих предприятиях рынок просел на 40-50 процентов». Одной из причин падения, по мнению г-на Каева, стала раздутая в СМИ тема кризиса в США, с сокращением там рабочих мест. Между тем, как уверяет представитель «Авентуры», никто из клиентов, решившихся на поездку за границу, проблем с рабочими местами не испытал.

«Если в начале набора на программу – сентябре-октябре 2008 года – некоторые студенты и их родители просто опасались, что существующая экономическая ситуация в Америке скажется отрицательно на количестве и качестве рабочих мест в Штатах, то ближе к середине зимы появились более объективные причины для отказа от поездки, – комментирует директор компании «Центр международного обмена — Челябинск» Ксения Дорофеева. – Мы живем в регионе, во многом зависящем от того, как функционируют металлургические и смежные с ними предприятия. При определенных трудностях с работой и зарплатой родители части студентов не могли себе позволить оплату стоимости программы. Некоторые наши участники в этом случае получили кредит на участие в программе благодаря сотрудничеству нашего Центра с одним из банков. Однако кто-то вынужден был тказаться от поездки».

Снижение активности по студенческой программе отмечают в еще одной челябинской компании. «Развитие финансового кризиса было причиной беспокойства студентов и порой даже отказа от путешествия, – комментирует руководитель подразделения комании StarTravel Ольга Бойко. – Сейчас же ситуация становится более стабильной и прогнозируемой».

Подлили масла в огонь, кроме информационных «страшилок» о безработице в Америке, и заявления главного санитарного врача России Генадия Онищенко на счет нового вируса, бушующего в некоторых странах. В связи с боязнью заразиться инфекцией «свиного» гриппа у клиентов туристических компаний появились сомнения по поводу выезда за границу. Правда, по словам экспертов Chel.ru, опасения клиентов не оправдались. «У нас сейчас возвращаются первые ребята, – говорит генеральный директор компании Studyland Татьяна Ефимова. – Все довольны и гриппом никто не заболел». Мало того, студенты уехавшие по программе, практически не ощутили информационного давления по поводу нового вируса, отмечает собеседник сайта. «В США эта проблема не освящается так, как у нас, и только один из наших клиентов увидел человека в марлевой повязке в аэропорту», – говорит г-жа Ефимова. «За границей нет такой шумихи вокруг «свиного» гриппа, – высказывает схожее мнение Игорь Китаев. – Поэтому от следующего сезона мы ждем восстановления. Тем более что усиливается тенденция смягчения визовых правил».

По мнению Игоря Каева, на челябинский рынок студенческих программ повлияла и ситуация с крупнейшим южноуральским вузом. В прошлом году Южно-Уральский государственный университет выбрал в качестве официального партнера по программам Work&Travel компанию «Пегас-тур». Тогда, отмечает господин Каев, многие участники рынка резко осудили это соглашение. «Подобные действия ограничивают свободу конкуренции, – говорит он, – ведь туроператоры дают одинаковые гарантии свои студентам». Отметили факт недобросовестной конкуренции и в Центре международного обмена. «Неприятно, когда некоторые коллеги пытаются получить преимущество на этом рынке не совсем правильным путем, – поддерживает коллегу госпожа Дорофеева, – пытаясь ограничить студентам доступ к информации о других агентствах и лишая их возможности выбрать компанию по своему усмотрению».

По словам директора отдела молодежных путешествий туристической компании «Пегас-тур» Ильи Базанова, ранее ежегодный прирост количества желающих поучаствовать в программе составлял 20%, и результаты 2008 года – один из лучших показателей на рынке, так как сам рынок дал более чем двадцати-тридцати процентное падение. Основными причинами падения стали, по мнению г-на Базанова, во-первых, временное прекращение работы многих градообразующих предприятий в регионах, а во-вторых, в российских СМИ было много информации о безработице в Америке. Как следствие, в ноябре 2008 года было отмечено двадцати процентное падение продаж. «Мы были вынуждены устроить интенсивное оповещение, – продолжает представитель «Пегас-тура», – чтобы студенты знали, что работа в Америке все-таки есть. Благодаря тесному сотрудничеству с вузами и грамотному информированию о реальном положении дел в США нам удалось достичь уровня прошлого года по количеству участников программы».

При этом, по словам представителя «Пегас-тура», разразившийся экономический кризис сыграл и положительную роль в популярности программы Work&Travel. «Студентам стало сложнее найти работу у себя в городе, а благодаря возросшему курсу доллара зарплата студентов при переводе в рубли значительно возросла», – пояснил собеседник сайта. А госпожа Дорофеева добавмла, что «так называемый кризис» мало сказался на сфере обслуживания, где и работают обычно студенты. «Даже в будние дни в курортных районах было много туристов, а значит, у наших участников есть возможность зарабатывать и хорошо отдыхать, что немаловажно», – заключила она.

Как отмечает Ольга Бойко, в 2009 году для Work&Travel была расширена аудитория программы. В частности, увеличен возраст участников до 25 лет. Таким образом в ней могли участвовать те, кто получает второе высшее образование. Увеличилась и квота по визам, выдаваемым участникам посольством США. «Благодаря этому процент отказов в визе был практически сведен к нулю», – отмечает, в свою очередь, Ксения Дрофеева. «К тому же, по последним данным, для выхода из рецессии в США предпринимаются все возможные меры, и борьба с экономической нестабильностью идет полным ходом, – рассказывают в StarTravel. – Мы прогнозируем сохранение среднего уровня зарплат для участников Work&Travel в американских компаниях, и, возможно, даже небольшой их рост».

В связи с неблагоприятными тенденциями по снижению продаж сезона-2009, многие участники рынка идут на различные маркетинговые ходы. Например, Studyland снижает цены для студентов нового набора и делает другие предложения. «У нас действет скидка в 100 долларов для тех, кто едет по программе повторно, – поясняет госпожа Ефимова. – Таким образом, почувствовав уменьшение потока, мы стремимся стимулировать клиентов, пытаемся увеличить наши конкурентные преимущества». В StarTravel предпринимают подобные меры. Кроме того, в компании вводят специальный вариант оплаты программы, который уже включает стоимость авиабилета (обычно билет покупался весной). Таким образом, участники программы могут не беспокоиться о повышении цен на авиабилеты, колебании курсов валют и цен на авиатопливо.

В «Центре Международно обмена –Челябинск» отметили, что, несмотря на все, интерес молодых людей к программам международного обмена не становится меньше. Более того, бывшие участники американской программы используют возможность учиться или стажироваться в других странах, даже таких экзотичных для нас, как ЮАР или Аргентина. Часто студенты и выпускники выбирают «немассовые» программы в Канаде, Франции и Новой Зеландии.

Что же касается прогнозов на 2010 год, то, по словам представителя «Пегас-тура», хорошим результатом станет уровень 2008 года плюс ожидаемые 10-20% процентов стабильного роста.

Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления