Бизнес «Урал» столкнулся с КАМАЗом?

«Урал» столкнулся с КАМАЗом?

Очередное южноуральское предприятие может столкнуться с серьезными трудностями. Руководство группы «ГАЗ» всерьез обеспокоено возможностью разрыва контракта между входящим в холдинг автомобильным заводом «Урал» и Министерством обороны РФ. 5 октября стало и

Очередное южноуральское предприятие может столкнуться с серьезными трудностями. Руководство группы «ГАЗ» всерьез обеспокоено возможностью разрыва контракта между входящим в холдинг автомобильным заводом «Урал» (Миасс) и Министерством обороны РФ. 5 октября стало известно, что, несмотря на предварительные договоренности, гособоронзаказ может либо сократиться, либо вообще обойти миасский завод стороной. На самом «Урале» предполагают, что Минообороны может сделать выбор в пользу КАМАЗа, однако власти такую информацию пока не подтверждают. Представители предприятия сообщают, что на данный момент именно госзакупки спасают миасский завод, составляя 50 процентов объемов производства. В связи с этим нависшая над АЗ «Урал» угроза обеспокоила и южноуральских чиновников. Сегодня губернатор Челябинской области обратился к министру обороны РФ, чтобы урегулировать ситуацию.

История Уральского автозавода началась с решения Госкомитета обороны от 30 ноября 1941 года об организации в Миассе автомоторного и литейного производств, эвакуированных с Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). В марте 1942-го начал работать первый цех нового предприятия, а в 1943-м завод преобразовывается в автомобильный. Первый уральский автомобиль ЗИС-5В сошел с конвейера в 1944 году. Тогда же первая партия автомобилей нового АЗ была отправлена на фронт. В 1994 году прошло акционирование предприятия, получившего название ОАО «УралАЗ», а в 1998-м на нем было введено внешнее управление. В июне 2000 года была завершена реструктуризация ОАО «УралАЗ», преобразование в ОАО «Автомобильный завод "Урал"», а в 2001-м предприятие вошло в состав холдинга «РусПромАвто» (сегодня – группа «ГАЗ»). В настоящее время на «Урале» трудится 13 тысяч 891 человек. В связи с экономическим кризисом объем производства на автозаводе составляет лишь 39,2% к уровню 2008 года.

Автомобильный завод «Урал» образован в 2001 году в результате реструктуризации производственного комплекса «УралАЗ». Предприятие входит в состав группы «ГАЗ» и является основным активом в структуре дивизиона «Грузовые автомобили». В состав дивизиона также входят расположенные в Миассе ОАО «УралАЗ-Энерго» и ООО «Социальный комплекс», а также ОАО «Саранский завод автосамосвалов». Среди заказчиков преобладают крупные нефтегазодобыващие компании (ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС», «ТНК-BP», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз») и государственные заказчики – Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ.

5 октября стало известно, что градообразующее предприятие Миасса может лишиться основной статьи дохода – гособронзаказа. Контракт между АЗ «Урал» и Минобороны РФ общей стоимостью в восемь миллиардов рублей был заключен сроком на три года – с 2008 по 2010. Как рассказал корреспонденту Chel.ru министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Евгений Тефтелев, в этом году по контракту автозавод уже произвел около двух тысяч автомобилей. «Сейчас все думают о 2010 годе, – поясняет чиновник. – Позиция Минообороны РФ названа, и, возможно, сумма заказа будет значительно сокращена». Но самые негативные прогнозы заключаются в том, что контракт может быть и вовсе расторгнут. По словам господина Тефтелева, сейчас руководство завода всерьез обеспокоено тем, что заказ может уйти в Набережные Челны, на предприятие «КАМАЗ».

«Автомобильный завод «Урал» был уведомлен о том, что Минобороны планирует расторгнуть контракт с «Уралом» на 2010 год, – комментирует ситуацию заместитель председателя правления группы «ГАЗ» Елена Матвеева. – Мы опасаемся, что это начало процесса вытеснения «Уралов» из армии, что идет вразрез с заявленным ранее в Минобороны принципом паритетного снабжения Вооруженных сил РФ автомобилями различных отечественных производителей на конкурентной основе». По словам г-жи Матвеевой, если АЗ «Урал» лишится гособоронзаказа, который составляет до 50 процентов объемов производства предприятия, это может повлечь социальную катастрофу для Миасса, в котором «Урал» является градообразующим предприятием и крупнейшим налогоплательщиком. Кроме того, как отмечает топ-менеджер группы «ГАЗ», это решение поставит под угрозу выживание 400 поставщиков предприятия и нескольких десятков производителей спецтехники на базе автомобилей «Урал». «Существенная часть поставщиков завода сосредоточена в Челябинской области, поэтому лишение предприятия гособоронзаказа создает риск роста социальной напряженности в регионе», – утверждает г-жа Матвеева.

Судьба Уральского автомобильного завода неразрывно связана с Вооруженными силами, считают в группе «ГАЗ». «При этом АЗ «Урал» удерживает цену на свою продукцию армейского назначения на 300-400 тысяч ниже аналогичных моделей продукции других отечественных производителей (КАМАЗа)», сообщается в официальном комментарии холдинга. А в период кризиса и кардинального падения рынка грузовых автомобилей именно государственный оборонный заказ стал поддержкой для самого крупного предприятия Миасса». Этот заказ стал фундаментальным, обеспечивающим оптимальную загрузку производственных мощностей в кризисный период, уточняют в группе «ГАЗ».

«В настоящее время идет работа по урегулированию сложившейся ситуации, – уверяет Евгений Тефтелев. – Сегодня и руководство автозавода, и губернатор обратились к министру обороны РФ». Как сообщает пресс-служба губернатора, в письме Петра Сумина Анатолию Сердюкову указывается, что, несмотря на достигнутые ранее договоренности о полном выполнении трехлетнего контракта, главное автобронетанковое управление Минобороны России вторично предложило заводу расторгнуть договор, мотивируя это отсутствием финансовых средств. Петр Сумин высказал в письме опасение, что сворачивание гособоронзаказа на системообразующем и градообразующем предприятии, коим является миасский автозавод, приведет к ухудшению социально-экономической обстановки как в городе, так и в регионе в целом.

Подготовил обращение в Министерство обороны РФ и депутат Государственной думы РФ, президент ЧРОР «ПРОМАСС» Валерий Панов. Комментируя ситуацию, сложившуюся вокруг оборонного заказа ОАО «АЗ «Урал», г-н Панов отметил следующее: «Решение Минобороны о разрыве контракта с автозаводом «Урал» может привести к остановке конвейера, что в сложившейся неблагоприятной экономической ситуации означает коллапс предприятия. Помимо остановки производства грузовиков, негативные последствия наступят и для всего города Миасса. 65-летняя история завода не должна прекратиться. Накопленный опыт и огромный кадровый потенциал завода должен работать на создание новых видов инновационной продукции, повышая обороноспособность страны. Это задача руководства завода и группы «ГАЗ». В этом им готовы помогать депутаты всех уровней, региональные и федеральные власти».

«Во времена СССР УралАЗ являлся одним из ведущих производителей седельных тягачей для нужд СА и народного хозяйства, – вспоминает историю завода начальник фондового департамента финансового агентства «Милком-Инвест» Виталий Шурупов. – Эти машины могли эксплуатироваться в разных климатических условиях. Остряки в армии еще шутили, что создателя «Урала-375» (с «прожорливым» карбюратором) ЦРУ наградило медалью «За развал экономики СССР», но УралАЗ запустил в серию «Урал-375Д». После распада СССР объемы закупок упали в разы, и в 1998 завод вступил в процедуру банкротства. Спустя два года на базе УралАЗа было создано ОАО «Автомобильный завод "Урал"», позднее вошедшее в группу «ГАЗ» Олега Дерипаски. До 2008 года завод понемногу наращивал свои активы, но в 2008-м прочие операционные расходы вдруг выросли (по данным «Интерфакса») по сравнению с предыдущим, 2007-м сразу в 12 раз при одновременном снижении прочих доходов втрое. В итоге, получив в 2008-м более 4 млрд руб. чистого убытка, «Урал» вошел в кризисный 2009-й год».

Возможно, рассуждает эксперт, сейчас Минобороны решило отказаться от конкуренции в пользу унификации армейских тягачей на базе КАМАЗа. Впрочем, и самому КАМАЗу, по мнению г-на Шурупова, приходится несладко. «Минобороны РФ экономит на всем, и вовсе не факт, что в случае расторжения договора с «Уралом» контракт достанется КАМАЗу, – предполагает аналитик. – Пока речь идет о том, что и оборонзаказ на КАМАЗе тоже сократят». В любом случае, отмечает эксперт, отмена госзаказа «весом» более 11 млрд руб. будет для «Урала» тяжелым ударом.

«Завод «Урал» за постсоветский период так и не запустил крупносерийное производство принципиально новых моделей, – добавляет в заключение Виталий Шурупов. – Понятно, что сухопутным войскам Франции или Японии грузовики миасского предприятия малоинтересны. Но наладить продажу в какую-нибудь Венесуэлу недорогих машин с противопульным бронированием и спаренной «Шилкой» в кузове ему все-таки было под силу».

Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления