Бизнес Какая в кризис розница

Какая в кризис розница

Для успешной деятельности ретейлерам необходимо снизить «аморально» завышенные зарплаты и сократить количество сотрудников, развивать частные марки и интернет-торговлю, налаживать отношения с местными производителями товаров...

Для успешной деятельности ретейлерам необходимо снизить «аморально» завышенные зарплаты и сократить количество сотрудников, развивать частные марки и интернет-торговлю, налаживать отношения с местными производителями товаров без давления со стороны чиновников. К таким выводам пришли участники Уральского конгресса розничной торговли, состоявшегося в конце недели в Екатеринбурге. В целом эксперты отметили, что рынок оживает, покупатели хоть экономно, но все-таки готовы тратить свои деньги. Однако часть проблем, порожденных экономическим кризисом, до сих пор остается актуальными. В их числе взаимоотношения между поставщиками, производителями и ретейлерами, а также отрицательный имидж розничных сетей на фоне выросших цен на продукты питания.

15-16 октября в Екатеринбурге состоялся Уральский конгресс розничной торговли, организованный компанией Smarta Conferences. В первый день федеральные и региональные ретейлеры, производители и поставщики продукции, управляющие и девелоперы торговых центров, консультанты в области ретейла приняли участие в тематических заседаниях и конференциях. На второй были запланированы экскурсии по торговым объектам уральской столицы.

Почти год назад начался мировой финансовый кризис, ставший впоследствии экономическим. В связи с этим Уральский конгресс ретейлеров стал своеобразным подведением итогов и анализом той ситуации, в которой к сегодняшнему дню оказались участники рынка розничной торговли.

Руководитель подразделения по работе с розничными сетями компании Nielson Денис Шириков (Москва) начал свое выступление с вопроса о том, что первично – ситуация на рынке или мысли в головах покупателей? Отметим, Nielson специализируется на услугах мониторинга розничной торговли товарами повседневного спроса и исследованиях в области розничной торговли, потребительских товаров и услуг. По исследованиям компании, несмотря на то, что показатель «Готовность покупать» перестал падать, до сих пор 80% потребителей продолжает экономно относиться к покупкам, при этом Урал находится на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга по уровню потребления на душу населения. Существует и общая для всей страны тенденция: супермаркеты и традиционные магазины потеряли часть своих клиентов, которые перешли в дискаунтеры, гипермаркеты и открытые рынки.

Одной из ключевых тем стало обсуждение частных марок розничных сетей. По данным г-на Ширикова, их доля в стоимостном объеме продаж в России составляет всего 2%, в то время как в Европе эти цифры несравнимо выше, к примеру, в Швейцарии этот показатель равняется 46%. За рубежом продажа товаров собственной марки является серьезной статьей доходов ретейлеров. В России же слабое развитие этого направления связано, во-первых, с тем, что у нас мало крупных розничных сетей (РС), а во-вторых, частная марка – это ответственный шаг, ведь по ней судят о сети. «В России нет понимания того, что развитие частных марок может быть даже более успешным бизнесом, чем продажа брендированной продукции», – резюмировал представитель компании Nielson.

Директор Уральского филиала X5 Retail Group («Пятерочка», «Проспект», «Карусель») Алексей Красников отметил, что частная марка – это в том числе серьезная поддержка производителей, так как в этом случае они получают гарантированный заказ на продукцию, которую точно выкупят, причем на выгодных условиях. Рынок продуктовой розницы, по мнению г-на Красникова, слабо консолидирован – доля крупных компаний не превышает 10%. При этом совокупный объем торговли в УрФО и Пермском крае составляет 500 миллиардов рублей.

В кризисные времена дискаунтер «Пятерочка», по словам директора Уральского филиала Х5, чувствует себя более уверенно, чем другие форматы магазинов – количество покупателей увеличилось на 15%. Несмотря на этот рост, для уменьшения расходов в компании было принято решение о централизации логистики – сегодня она достигает 60% (в два раза больше по сравнению с прошлым годом). «В следующем году мы намерены увеличить централизацию до 90%», – поделился планами Алексей Красников. Кроме того, участник конгресса отметил необходимость развития нового формата работы магазинов – интернет-торговли, что становится особенно актуальным в связи с грядущим принятием закона «О торговле», регламентирующего ограничение развития крупных РС.

Тема взаимоотношений ретейлеров и поставщиков стала во время кризиса особенно острой. И если г-н Красников отметил только ту особенность, что поставщиком мяса птицы в екатеринбургские магазины сети является компания из Челябинской области, владелец ТМ «Аргаяша» (компания «Уралбройлер»), так как местные производители завышают цены, то директор по закупкам компании «Лента» в Сибирско-Уральской дирекции Кирилл Мюрзепп остановился на этом вопросе подробнее (в УрФО гипермаркет «Лента» расположен в Тюмени). Так, г-н Мюрзепп отметил, что поставщики импортной продукции повысили цены «на десятки процентов, закладывая в стоимость товаров не только предполагаемую инфляцию, но и другие финансовые риски». В этой ситуации покупатели и сами участники рынка ожидали увеличение доли отечественных товаров на полках магазинов, но импортозамещения не произошло. «А российские производители просто подняли цены, как и поставщики импорта», – подчеркнул представитель розничной сети.

Еще одной серьезной проблемой, по мнению Кирилла Мюрзеппа, является активное лоббирование местными властями интересов части производителей. «Появились так называемые политические поставщики, которые просто-напросто сели на шею властям, – отметил еще один нюанс спикер конгресса. – Получается, нет той положительной чистки, которую можно было бы ожидать от кризиса – неэффективность некоторых предприятий консервируется». Однако таких поставщиков, по словам директора по закупкам компании «Лента», немного – «успешно развивающимся предприятиям такое лоббирование ни к чему». По оценкам Кирилла Мюрзеппа, в ассортименте «Ленты» 30% товаров – это продукция местных производителей.

По словам регионального управляющего по Уралу компании «Метро Кэш энд Керри» Алены Ельшиной, 80% продуктовой группы товаров, представленных в их сети, – российского производства. Локальные поставщики прежде всего интересны как производители так называемой свежей еды, обладающей коротким сроком годности. «Мы заинтересованы в том, чтобы местный производитель имел возможность расширить свои производственные мощности и таким образом поставлять продукцию во все наши торговые центры, расположенные в пределах одного региона, в частности Урало-Сибирского», – высказала пожелание г-жа Ельшина. Что касается взаимоотношений с властями, то руководство «Метро Кэш энд Керри» прислушивается к их рекомендациям, которые бывают особенно полезны в начале деятельности нового ТЦ.

«50-60% предприятий-производителей закроется, если розничные сети установят отсрочку платежей в 90-120 дней», – привел цифры директор Областного расчетно-факторингового центра Максим Стахеев (Екатеринбург). В сложившейся сегодня ситуации самое важное, по мнению г-на Стахеева, стабилизировать ликвидность и динамику расчета в отношениях между РС и поставщиками.

В контексте этой темы Максим Стахеев привел следующую цитату: «В моей жизни есть одна проблема – это мой банкир», а генеральный директор компании Management Development Group Дмитрий Потапенко (Москва) назвал ряд проблем и ошибок, которые совершают розничные сети в своей деятельности. Среди прочего это неудачное местоположение, ориентированность на средний класс и позиционирование в премиум-сегменте, так как в России, по словам г-на Потапенко, среднего класса никогда не существовало. Кроме того, к числу ошибок относятся завышенные операционные расходы и количество сотрудников, а также «аморальные зарплаты». «И самое важное: если вы не знаете ответа на вопрос, как вы будете работать 15 января, можете закрывать свой бизнес и освобождать место на рынке», – эмоционально заключил свое выступление Дмитрий Потапенко.

По мнению представителя «Ленты», «самая большая проблема розничных сетей – это отрицательный имидж: ретейл всегда виноват перед покупателями».

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления