Бизнес Малому бизнесу отдадут 25% госзакупок

Малому бизнесу отдадут 25% госзакупок

Увеличить объем закупок у малого бизнеса до 25% предлагается с 1 января 2016 года, соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение в Госдуму. К инициативе предпринимательское сообщество отнеслось положительно, правда, с небольшой долей скепсиса. Почему сейчас малому бизнесу тяжело выигрывать тендеры и какие шаги необходимо предпринять, чтобы идея не превратилась в очередную декларацию, – мнения экспертов в статье на Chel.ru.

В случае если законопроект будет одобрен, обязательная квота малого предпринимательства в госзакупках увеличится до 25%. Напомним, на сегодняшний день заказчики обязаны отдавать малому и среднему бизнесу (МСБ) не менее 15% от совокупного годового объема закупок. Повышение планки позволит поддержать предпринимателей в кризисный период, полагает автор законодательной инициативы (ЛДПР) Иван Абрамов. По его мнению, это сократит число субъектов, работающих «в тени», снизит существующие риски, препятствующие нормальному развитию малого и среднего бизнеса в стране.

За последние два года закрылась примерно четверть малых предприятий, сообщил Сhel.ru председатель комитета по вопросам государственных и муниципальных корпоративных закупок и электронных торгов ЧРО «Опора России» Леонид Коваль. «Наши бизнесмены должны быть уверены, что будут обеспечены заказами, особенно те, кто занимается производством. Я убежден, что увеличение доли до 25% поможет малому бизнесу, это станет реальной мерой поддержки», – заявил он.

В то же время Леонид Коваль обратился к крупному бизнесу с пожеланием: получая большие государственные контракты, привлекать к их выполнению на правах партнера представителей малого бизнеса. «Я имею в виду аутсорсинг. Условно говоря, корпорация выиграла на 100 миллионов какой-то крупный тендер, допустим, это крупная поставка. В в каждой такой поставке есть работы, которые могут выполнить по договору подряда или субподряда небольшие предприятия», – пояснил он. Собеседник отметил, что у заказчика это будет засчитываться как процент участия малого бизнеса.

По его словам, региональное отделение «Опоры» уже обсудило эту инициативу, все участники заседания высказали свое одобрение, в том числе сами предприниматели. «Необходимо будет максимально донести до каждого предпринимателя эти изменения. Чем больше представителей малого и среднего бизнеса будет вовлечено в госзакупки, тем меньше будет напряженность на рынке труда», – подчеркнул спикер.

Вместе с тем не все предприниматели, опрошенные сайтом Chel.ru, видят в проекте реальную меру поддержки. «По большому счету она не поможет, пока не будут решены уже накопившиеся проблемы в получении государственных и муниципальных заказов. Их на самом деле несколько. Например, сегодня тяжело выигрывать тендеры потому, что некоторые аффилированные фирмы, имеющие, так сказать, инсайдерскую информацию, демпингуют. Это значит, что шансы выиграть тендер составляют не 50 на 50, а 20% – победы и 80% – проигрыша», – заявил директор ООО «Профэлектрострой» Игорь Рюмин.

Кроме того, по его словам, бывают сложности с исполнением финансовых обязательств со стороны заказчика. Иногда даже приходится вести судебные тяжбы, чтобы отстоять свои права. Также не всегда оперативно производится индексация сметы. «В прошлом году мы успешно поучаствовали в нескольких госзакупках, в 2015 году пока такого опыта нет», – рассказал Рюмин.

Другие участники рынка отмечают: квоты в 15% добивались долгое время, но нынешняя практика показывает, что и этот порог не всегда выполняется. Причина – не создан механизм контроля за его соблюдением.

«Сама мера и сам закон очень своевременны и хороши, но, как обычно, они могут превратиться в некую декларацию и на этом уровне остаться. Как сейчас проходят госзакупки? В основном все говорят, что при концернах и госпредприятиях есть какие-то аффилированные компании, которым достаются контракты. Пока не будет контроля, что им помешает писать в отчетах, что 15% или 25% было отдано малому бизнесу? В этой статистике могут быть и реальные малые предприятия, выигравшие тендеры, и подконтрольные фирмы. Если им позволят и дальше только делать вид, что они работают с малым бизнесом, то они разделят крупные потоки на несколько малых, и все будет по-прежнему», – убежден руководитель областного центра субконтрактации Станислав Твердохлеб.

Чтобы этот механизм заработал, надо избавиться от профанации, считает он.

«Здесь необходимы такие полномочия у проверяющих, которые позволят контролировать, как расширяется география поставок, как находят эти предприятия, отслеживать, не являются ли они номинальными. Ведь как может быть: открылось ООО, по оборотам и по численности штата попадающее под определение малого бизнеса, и через него реализуют импортную продукцию, например. Нужно, чтобы это были реально действующие предприятия с производством на территории России, чтобы у нас еще и какая-то добавленная стоимость оставалась. Тогда это будет очень даже значимое решение, которое позволит достаточно многим производственным предприятиям малого бизнеса получить ощутимую поддержку», – убежден Станислав Твердохлеб.

Также эксперты предлагают подумать над тем, чтобы создать условия для кредитования предпринимателей, участвующих в аукционах.

«Чем больше объем заказа, тем больше объем обеспечения заявки. Допустим, контракт на 10 миллионов рублей, бизнесмену надо внести 500 тысяч для его обеспечения. Порой у предпринимателя таких свободных средств нет, поэтому он вынужден обращаться в банк за гарантией или кредитом. Хотелось бы, чтобы банковское сообщество тоже в этом как-то поучаствовало», – подытожил председатель комитета по вопросам госзакупок и ЧРО «Опора России» Леонид Коваль.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления