Бизнес Пиво и водка: ни места, ни феста

Пиво и водка: ни места, ни феста

Торговцев алкогольной продукцией ждут новые ограничения по месту и времени продаж, а также запрет на распространение скрытой рекламы алкоголя и проведение пивных фестивалей. Эти меры прописаны в одобренном 17 декабря...

Торговцев алкогольной продукцией ждут новые ограничения по месту и времени продаж, а также запрет на распространение скрытой рекламы алкоголя и проведение пивных фестивалей. Эти меры прописаны в одобренном 17 декабря российским правительством документе, нацеленном на снижение масштабов злоупотребления алкоголем. Уже сейчас начата работа по практической реализации задуманного. Так, до конца этого года будут разработаны законодательные акты, регулирующие место и время продажи алкогольной продукции, будет предложен механизм единого лицензирования розничной торговли горячительного вместо нынешнего регионального и отменены «нестандартные точки продаж». Эксперты Chel.ru считают, что кардинальные меры могут привести к нежелательному росту производства подпольной продукции. При этом, по мнению участников рынка, необходимо усилить контроль за сбытом слабоалкогольной продукции, потребителем которой в основном и является молодежь. Среди предложенных концепцией мер эксперты считают наиболее эффективным ограничение по времени и предлагают усилить его повышением отпускной цены. Наряду с этим собеседники сайта не исключают, что подобные действия властей носят PR-характер.

В четверг комиссия по регулированию алкогольного рынка одобрила Концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ. Документ был разработан по инициативе президента России Дмитрия Медведева и по поручению премьер-министра страны Владимира Путина. Действие концепции рассчитано на длительный период – вплоть до 2020 года, когда к обозначенному времени планируется снизить уровень потребления алкоголя с сегодняшних 18 литров в год на человека до 5-8 литров. Методы по достижению этих целей должны быть разработаны в ближайшее время, а снижение потребления алкоголя будет проходить в два этапа: до 2013 года планируется достичь уровня потребления сначала 15 литров в год на человека, и только потом – 5-8 литров.

Наряду с общими целями по формированию здорового образа жизни авторы концепции предложили конкретные меры. В их числе запрет на скрытую рекламу алкогольной продукции и ограничение ее розничной торговли по месту и времени. Причем законодательное обоснование последней меры должно быть подготовлено до конца 2009 года. Что касается пивных и винных фестивалей, то их предлагается не только ограничить, но и полностью запретить.

Для реализации поставленных целей уже принимаются конкретные шаги. Так, правительство РФ опубликовало распоряжение, в котором обозначены сроки «комплекса мер по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной продукции». Согласно этому документу Росалкогольрегулирование, Федеральная таможенная служба и Министерство экономического развития должны уже в первом квартале 2010 года подготовить ряд поправок в действующие нормативные акты. Это касается и вышеназванного ограничения места и времени продажи алкогольных напитков, и замены ныне действующего регионального лицензирования розничной торговли алкоголем на единый порядок по всей территории России. Кроме того, есть предложение запретить реализацию пива в «нестандартных точках продаж».

Независимый эксперт Александр Леонов далеко не все из предложенных мер считает эффективными. Так, ранее принятый запрет продажи алкогольных напитков в непосредственной близости от учебных, медицинских, культурных учреждений, по словам собеседника сайта, является надуманным. «В таком случае необходимо запрещать продажу алкоголя во всех продуктовых магазинах и параллельно с этим открывать специализированные алкогольные супермаркеты, – рассуждает наш собеседник. – Но такие меры должны приниматься вместе с ростом сознания людей, поэтому вряд ли они станут своевременными и популярными». На этом фоне более действенным станет именно ограничение по времени, считает эксперт, когда у людей не будет возможности вслед за первой бутылкой алкоголя приобрести вторую и третью.

Борьба со скрытой рекламой, которая, по мнению Александра Леонова, весьма распространена, также принесет свои плоды, но не в столь больших масштабах, как хотелось бы. В качестве примера специалист называет product placement в художественных фильмах, когда главные герои употребляют вполне конкретные алкогольные напитки. «С другой стороны, на такое продвижение обычно тратятся лишь крупные производители, – продолжает г-н Леонов, – предлагающие качественную и зачастую дорогостоящую продукцию, которая явно не влияет на массовое употребление алкоголя». В этой связи необходимо отладить механизм контроля производства контрафакта, ужесточить реализацию слабоалкогольной продукции, потребителем которой как раз и является молодежь, и увеличить розничные цены на алкоголь, тем самым сделав его труднодоступным, предлагает возможные меры эксперт Chel.ru.

Генеральный директор розничной сети «Мавт» Александр Ширеков достаточно сдержанно оценил предложенную концепцию борьбы со злоупотреблением алкоголем. «Ограничения по времени и месту действуют и сейчас, что же еще предложат?» – задается вопросом наш собеседник. Г-н Ширеков вспоминает опыт Советского Союза, когда действовали очень жесткие временные и географические ограничения продажи алкоголя, приведшие к возникновению огромных очередей и невозможности приобрести желаемое количество алкоголя и, как следствие, увеличению объемов производства подпольного алкоголя. «Ситуация неоднозначная, – рассуждает гендиректор РС «Мавт», – с одной стороны, действия властей понятны, с другой – государство имеет большие доходы от производства алкоголя, чтобы принимать какие-то жесткие меры, поэтому это все напоминает некий пиар».

«От массового употребления алкоголя будет сложно отучить, – высказывает мнение заместитель начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Валентин Барановский, – ведь сначала мы посадили на пивную иглу молодежь, алкоголь стал как никогда доступен, а теперь хотим резко все отнять». Комментируя возможные ограничения продажи алкоголя, чиновник отмечает, что рынок все равно восстановится в своих объемах, в том числе и за счет роста производства контрафактной продукции, что, безусловно, нежелательно. По словам г-на Барановского, в такой ситуации следует идти от простого к сложному, постепенно решая поставленные задачи. «С 1 января 2010 года минимальная стоимость водки составит 89 рублей, – рассуждает специалист. – Когда рынок и потребители адаптируются, возможно, следует еще повысить цену, скажем, до 100 рублей. Параллельно с этим нужно вести активную социальную рекламу по борьбе с алкоголизмом».

К слову, вчера же, 17 декабря, на рассмотрение в Госдуму были внесены поправки в законы «Об ограничении розничной продажи и потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе» и «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции». Авторы инициативы, депутаты Виктор Звагельский и Андрей Голушко, предлагают расширить список мест, в которых нельзя будет продавать слабоалкогольные напитки. В число таких мест предлагают включить киоски, ларьки, контейнеры, палатки, автомашины и продажу с рук, а также «места массового скопления граждан» – аэропорты, вокзалы и продовольственные рынки. Эти меры, по мнению авторов поправок, ограничат доступ детей к пиву. Однако эксперты Chel.ru считают, что подобные запреты отрицательно скажутся на малом бизнесе, так как продажа пива и слабоалкогольных напитков, по оценкам отдельных участников рынка, составляет до 40% прибыли.

Фото: Фото с сайта Gazetteonline.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления