Бизнес «Дочка» спасет электрички?

«Дочка» спасет электрички?

Южно-Уральская железная дорога объявила о намерении создать дочернюю компанию, которая займется пригородными перевозками на территории Челябинской области. В ЮУЖД не первый год говорят об убыточности этого вида бизнеса...

Южно-Уральская железная дорога объявила о намерении создать дочернюю компанию, которая займется пригородными перевозками на территории Челябинской области. В ЮУЖД не первый год говорят об убыточности этого вида бизнеса. В настоящее время цена билетов на пригородные поезда составляет не более 40 процентов от себестоимости проезда. Решить проблему, согласно задумкам инициаторов, поможет создание ОАО «Южно-Уральская пригородная компания». Правда, для этого нужна поддержка областных властей, в правительство уже отправлены соответствующие предложения. Пока не решено, по какой схеме будет работать пригородная «дочка», бизнес-план утверждается в департаментах РЖД. Эксперты в области пассажироперевозок считают, что и на этом поприще можно достичь успеха, главное – правильно оптимизировать работу. По словам специалистов, причина убыточности кроется в том, что этой сфере деятельности в структуре РЖД почти не уделяют внимания. В областном правительстве к предложению железнодорожников относятся без особенного энтузиазма. Властям предлагают поучаствовать в создании новой компании лишь деньгами, не называя четких механизмов достижения рентабельности бизнеса.

На прошедшей 13 января пресс-конференции начальника Южно-Уральской железной дороги Виктора Попова были подведены итоги деятельности предприятия за 2009 год. Большое внимание уделили пригородным пассажироперевозкам, об убыточности которых на ЮУЖД говорят уже давно. Отметим, что в прошедшем году пассажиропоток в этой сфере значительно снизился. Снижение объемов произошло в категории платных перевозок – на 13 процентов, федеральных льготников – на семь процентов, региональных льготников – на 14 процентов. В результате убытки от пригородных перевозок составили на ЮУЖД полтора миллиарда рублей. Из них 931 миллион пришелся на Челябинскую область. При этом компенсация за «выпадающие расходы» составила лишь 13,9 процента от истинных объемов убытков.

По данным ЮУЖД, на снижение объемов перевозок повлияла отмена малозаполняемых пригородных поездов, а также высокая конкурентоспособность альтернативного вида транспорта. Так, в Челябинске были запущены дополнительные рейсы маршрутных такси, по некоторым направлениям – с интервалом в 15 минут. Кроме того, отмечается и фактор снижения объемов производства на ведущих промышленных предприятиях Челябинска, как следствие, изменение режима работы и сокращение численности. При этом, по словам г-на Попова, стоимость билета в пригородном поезде составляет не более 40 процентов от себестоимости проезда.

Ежегодно основной железнодорожный перевозчик теряет значительные средства вследствие государственного регулирования тарифов в пригородном сообщении. Проблему выпадающих доходов РЖД поднимает на протяжении нескольких лет. Напомним, в начале 2005 года в силу вступил Федеральный закон №184, по которому организация и финансирование пригородного ж/д транспорта должны осуществляться за счет субъектов РФ. В материалах пресс-службы ЮУЖД говорится, что в связи с этим компания на протяжении нескольких лет вела переговоры с региональными властями, надеясь на исполнение последними своих обязательств, и принимала убытки на себя.

В течение нескольких лет стороны договаривались об объеме компенсации, однако она не покрывает убытки в полном объеме. ЮУЖД намерена продолжать работу по поэтапному переходу к 100-процентному уровню компенсаций выпадающих доходов из региональных бюджетов. В планах компании – сокращение убытков от пригородных перевозок до 1,2 млрд рублей в 2010 году за счет оптимизации движения, в частности, отмены невостребованных маршрутов и электричек, а также сокращения внутренних издержек.

Но это не все методы, способные снизить убытки предприятия. В настоящее время разрабатывается проект создания ОАО «Южно-Уральской пригородной компании», которая будет осуществлять пригородные железнодорожные перевозки на территории Челябинской области. Для реализации этого проекта и планируется привлечь правительство области как заказчика на социальные перевозки. В данной компании, в зависимости от заказа на перевозки, будут сформированы необходимые маршруты, их количество и определен механизм компенсации убытков от существующего тарифообразования.

«В соответствии с программой реформирования железнодорожного транспорта в 2011 году весь перевозочный процесс будет передан соответствующим хозяйствующим субъектам, то есть дочерним обществам, – уточнила сотрудник пресс-службы ЮУЖД Мария Селиванова. – В том числе это коснется и пригородных перевозок. В настоящее время проект бизнес-плана Южно-Уральской пригородной компании рассматривается в департаментах РЖД. После этого он будет вынесен на рассмотрение в правление РЖД». Железнодорожники надеются, что этот процесс будет завершен ко второму кварталу 2010 года.

Первый вице-губернатор Челябинской области Владимир Дятлов в беседе с корреспондентом Chel.ru информацию о переговорах с ЮУЖД подтвердил. «Однако пока никаких конкретных решений не принято, – объясняет чиновник. – Поэтому неизвестно, будет ли участвовать в создании этой компании правительство. Дело в том, что мы должны понимать, за счет каких именно механизмов будет снижаться убыточность пригородных перевозок. Пока никакого бизнес-плана нам не представлено и предлагают поучаствовать в этом только деньгами. Но просто так входить в новую компанию не имеет смысла».

У экспертов в области пассажироперевозок свое мнение на счет доходности этого вида бизнеса. Так, владелец сети маршрутных такси Юрий Русин считает, что пригородные перевозки всегда были прибыльными, особенно в весенне-летний период. «Все зависит от того, как организована работа», – считает предприниматель. По его мнению, представители ЮУЖД немного лукавят называя одной из причин снижения пассажирооброта на железной дороге конкуренцию с маршрутными такси. «У железной дороги всегда были значительные преимущества, – поясняет наш собеседник. – Это движение по определенному заранее расписанию, скорость, наличие платформ в тех местах, где нет автомобильных путей сообщения».

Специалист отмечает, что на результаты пригородных перевозок может повлиять привлечение туда частного бизнеса. «ЮУЖД – это большая структура, – добавляет Юрий Русин. – Здесь сложнее проследить все нюансы, чем в меньшей компании, где скорость принятия решения выше. Поэтому и создание дочерней компании в сотрудничестве с властями может оказаться перспективным решением. Ведь мало решать вопросы только по стоимости проезда, повышая ее в стремлении сократить убытки, надо правильно оптимизировать деятельность и привлекать клиентов новыми возможностями, которые до сих пор не реализуются.

Так, в пригородном сообщении не обновляется подвижной состав, пассажиров чаще всего ожидают неудобные платформы. Важна также и работа низшего звена, в частности, кассиров и проводников. А например, по маршруту Челябинск–Бутаки можно было привлечь дополнительных клиентов, которые пользуются услугами такси, сделав расписание более удобным. Важно заниматься этим бизнесом вплотную, а не идти по накатанной колее, тогда вопросы убыточности уйдут. Люди будут готовы платить больше, если у них будет возможность ехать в комфортных условиях».

Начальник фондового департамента агентства «Милком-Инвест» Виталий Шурупов вспоминает, что впервые создание Южно-Уральской железной дорогой совместного с правительством области предприятия по пригородным перевозкам пассажиров планировалось еще в 2003 году при акционировании РЖД. Затем эта тема всплывала еще несколько раз.

«Сейчас ЮУЖД вновь предлагает правительству создание совместного АО, где контрольный пакет будет у области, но та, конечно, не торопится принимать предложение, – говорит эксперт. – Рентабельность пригородных перевозок именно ЮУЖД не является чем-то исключительным. За 2008 год по данным ЮУЖД расходы от этого вида деятельности превысили доходы в четыре раза. Убыток при этом составил 1,6 миллиарда рублей. Компенсирована из бюджетов Челябинской, Оренбургской и Курганской областей была только четверть убытков. В 2009 году ситуация по компенсациям убытков от пригородных перевозок была еще хуже. В 2010 ожидается дальнейшее снижение компенсаций».

По словам г-на Шурупова, в этому году ожидается дальнейший рост тарифов на пригородные перевозки. «Кроме того, возможно, отменой с января пригородных поездов Миасс-1, Шумиха, Шагол дело не ограничится, – продолжает наш собеседник. – Впрочем, уже сейчас на многих маршрутах выгоднее ездить автобусами. И поступок Уоррена Баффета, заключившего в прошлом году сделку по купле не самого крупного в США оператора ж/д перевозок за 26 миллардов долларов, в России склонны рассматривать, скорее, как анекдот».

Собеседник сайта считает, что подробно проанализировать, почему перевозки убыточны, весьма сложно. «Расчеты себестоимости проезда ЮУЖД не публикует, да и в целом монополия ОАО «РЖД» является достаточно закрытой структурой, – отмечает эксперт. – Появление совместного предприятия теоретически должно сделать доходы/расходы по перевозкам более «прозрачными» и привлечь дополнительные средства на обновление и развитие транспортной сети».

Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления