Бизнес УФАС: пожалуйтесь, пожалуйста!

УФАС: пожалуйтесь, пожалуйста!

Южноуральские предприниматели все реже обращаются в местное управление ФАС с жалобами на действия органов власти, ограничивающие конкуренцию. У руководства ведомства эта ситуация вызывает недоумение...

Южноуральские предприниматели все реже обращаются в местное управление ФАС с жалобами на действия органов власти, ограничивающие конкуренцию. У руководства ведомства эта ситуация вызывает недоумение, ведь в последнее время количество нарушений со стороны властей, по словам антимонопольщиков, только увеличилось. Об этом заявило руководство челябинского УФАС в среду на итоговой пресс-конференции. Сетуют в службе и на правовую безграмотность бизнесменов. Эксперты Chel.ru соглашаются с тем, что представители малого бизнеса действительно мало подкованы в юридических тонкостях. Но объясняют это наши собеседники, в частности, тем, что российское законодательство то и дело изменяется и дополняется, а значит быть грамотным в правовых вопросах достаточно сложно. При этом основные сложности, с которыми сталкиваются предприниматели в этой сфере, по мнению специалистов, традиционно связаны с естественными монополиями. А бороться с ними, отмечают эксперты, в рамках антимонопольного законодательства достаточно сложно.

3 февраля в Челябинске состоялась пресс-конференция руководителя Челябинского УФАС России Анны Козловой, посвященная итогам работы антимонопольного органа в 2009 году. Среди прочего глава регионального ведомства сообщила о том, что в последнее время «неоправданно сократилось количество обращений со стороны предпринимателей на действия органов власти и управления, ограничивающие конкуренцию». «Представители малого бизнеса постоянно сталкиваются с множеством административных барьеров, – отметила г-жа Козлова, – однако число их жалоб на действия властей сокращается, хотя количество нарушений со стороны государственных и муниципальных органов растет из года в год».

Кроме того, руководитель территориального антимонопольного органа отметила, что правовая грамотность предпринимателей оставляет желать лучшего. «Бизнесмены не знают наших функций и полномочий, – приводит конкретные примеры Анна Козлова, – порядка обращения и сбора доказательств нарушений. В результате большинство заявлений возвращается, увеличивается число отказов, в 2009 году они составили 67% от общего числа обращений». Так, часть из подобных заявлений, по ее словам, следует направлять в Роспотребнадзор. В такой ситуации, как заявила руководитель челябинского антимонопольного ведомства, было принято решение усилить разъяснительную работу для предпринимателей.

Эксперты Chel.ru единодушно признали отсутствие юридической грамотности челябинских бизнесменов, одной из причин которого, по мнению исполнительного директора НП «Уральская федерация содействия бизнесу» Бориса Пескова, является то, что «государство слишком часто меняет и дополняет наши законы». «Возможно, я говорю крамольные вещи, – рассуждает собеседник сайта, – но, к примеру, в тот же Налоговый кодекс чуть ли не ежеквартально вносятся изменения и дополнения. Откуда в таких условиях у предпринимателей появится правовая грамотность? Вот и создаются различные консалтерские и юридические компании, к услугам которых то и дело приходится прибегать, хотя это и недешево».

По мнению некоторых собеседников, в такой ситуации бизнесменам необходимо объединяться в союзы, в которых работают опытные юристы. В противном случае велик риск бессмысленных обращений. «Действительно, на большую часть предпринимательских обращений в УФАС был получен отказ, – добавляет председатель Рабочего съезда предпринимателей Челябинской области (РСП) Ирина Плещева, – потому что многие из них были просто не по адресу либо заявитель нечетко формулировал проблему».

Одно из последних обращений в антимонопольный орган, по словам председателя РСП, было связано со сложившейся ситуацией в сфере ЖКХ в Карталах. «Всего несколько карталинских управляющих компаний получили доступ к деньгам, выделенным на ремонт ветхо-аварийного жилья, – рассказывает Ирина Плещева. – А эти компании так или иначе контролируются главой города, остальные УК остались ни с чем. В связи с этим мы обратились в УФАС. Точно не знаю, чем все кончилось, но у меня есть подозрения, что никаких результатов наше обращение не дало». Этот случай, по мнению собеседника сайта, является ярких примером административных барьеров.

Тот факт, что Челябинское УФАС России жалуется на малое количество обращений от представителей малого бизнеса, связан с отсутствием юридической грамотности у предпринимателей, считает Борис Песков. «Получив отказ у антимонопольщиков, бизнесмен больше никуда и не обращается, потому что, собственно, и не знает, к кому можно обратиться», – объясняет эксперт. При этом исполнительный директор «Уральской ассоциации содействия бизнесу» отмечает, что стоимость услуг юриста по составлению с заявлением достаточно велика. «Речь идет примерно о пяти тысячах рублей, – приводит цифры г-н Песков, – а если учесть, что таких заявлений, как правило, требуется далеко не одно, то сумма получается приличная».

Тщетность обращений в антимонопольный орган и некоторую безысходность ситуации Борис Песков показывает на одном из реальных примеров. «Предпринимателю было необходимо подключиться к одному из ресурсов, – рассказывает специалист. – Ему дают договор, условия которого его никак не устраивают. Но другого варианта нет: для работы нужны конкретные энергоресурсы. Со временем становится понятно, что он не может выполнять условия договора и идет жаловаться в УФАС. Там ему объясняют, что договор подписан, нужно было приходить до этого. Антимонопольщики действуют тут в рамках закона, они не могут вмешиваться в договорные отношения. Но в итоге ситуации сводится к расторжению договора, потери доступа к ресурсам и, возможно, судебным разбирательствам».

Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления