Бизнес Особенности национальной ликвидации

Особенности национальной ликвидации

В то время как власти ратуют за активное появление и развитие бизнеса, его профессиональные ликвидаторы считают, что очень мало уделяется внимания их деятельности. Эксперты отмечают такой парадокс: в среднем на открытие бизнеса требуется один миллион рубл

В то время как власти ратуют за активное появление и развитие бизнеса, его профессиональные ликвидаторы считают, что очень мало уделяется внимания их деятельности. Эксперты отмечают такой парадокс: в среднем на открытие бизнеса требуется один миллион рублей, а его ликвидация обойдется значительно дороже. Кроме того, некоторые специалисты считают, что услуги арбитражных управляющих, которые оплачиваются за счет продажи имущества должника, достаточно дороги, что вкупе с кредиторской задолженностью и налоговыми штрафами выливается в серьезную сумму. В связи с этим участники рынка настаивают на том, что к услугам «антикризисных менеджеров» необходимо прибегать на ранеей стадии «заболевания», когда предприятие еще можно спасти. Однако, как уверяют наши собеседники, так поступают далеко не все. Стоимость услуг по финоздоровлению, по мнению некоторых экспертов, не главная препона на пути спасения бизнеса. Проблему «нелюбви» к процедуре банкротства наши собеседники видят еще и в том, что арбитражный управляющий назначается судом, а выбранная кандидатура может не устроить действующее руководство.

Напомним, в последнее время в рамках борьбы с последствиями экономического кризиса государство, а вместе с ним и региональные власти активно призывают граждан развивать собственно дело, пополняя ряды бизнесменов. Так, сегодня безработные, стоящие на учете, могут получить 60 тысяч рублей на открытие дела. Но если создать бизнес становится легче, то закрыть его – большая проблема. А между тем в кризис тема банкротства как никогда актуальна. Однако о финансовом оздоровлении в большинстве случаев говорить не приходится – обращение представителей бизнеса к специалистам происходит слишком поздно.

По словам арбитражного управляющего Бориса Пескова, в последнее время количество процедур финансового оздоровления выросло, однако рост наметился не в начале кризиса, а только во второй половине 2009 года. Это связано с тем, что ухудшение положения бизнеса идет постепенно, а к банкротству приступают в последний момент. «При этом в каждом десятом деле есть признаки преднамеренного банкротства, – отмечает арбитражный управляющий, – но это не значит, что обязательно будет возбуждено уголовное дело». С точки зрения выбора меньшего из зол в ситуации банкротства «выгоднее» быть юридическим лицом, нежели ИП, так как последний в силу требований законодательства расплачивается личным имуществом.

Как отмечает финансовый аналитик Виталий Шурупов, «убить» или, если выразиться более привычно, «закрыть» бизнес дороже, чем открыть его. Поэтому зачастую закрываемую фирму присоединяют к другой, «технической» фирме, зарегистрированной в другом регионе.

«В России процедура банкротства не пользуется популярностью, – комментирует особенности менталитета наших предпринимателей Виталий Шуропов. – Из сотен предприятий Челябинска, попавших в последнее время в трудное положение, в арбитражный суд были направлены иски в отношении предприятий «Станкомаш», «Стройсвязьурал 1», «Энергоинвест», «Центр-Строй», СК «Полистром», «Арх и Строй» и несколько других, поскольку наиболее тяжелая ситуация сложилась в строительной области. Надо отметить, что у банков до таких исков обычно не доходит. У них достаточно быстро отзывают лицензию, а банк присоединяют к другому при содействии АСВ».

Между тем Борис Песков тему ликвидации бизнеса находит не просто важной, но и неоднозначной. Так, арбитражный управляющий делится с нами следующей проблемой: после того, как предприниматель пишет заявление о банкротстве, организовывается выездная налоговая проверка всей его деятельности, которая заканчивается обязательным доначислением налогов и пеней, штрафными санкциями. «Как известно, не ошибаются те, кто не работает, причем большое количество ошибок появляется именно в период «болезни» бизнеса, – говорит г-н Песков. – Поэтому я не знаю ни одной проверки, которая бы обошлась без штрафов». Сумма штрафов зависит от нарушений, но минимум, как правило, достигает 1-1,5 миллионов рублей. «И здесь речь идет о самом скромном бизнесе», – подчеркивает специалист. Кроме того, выездные налоговые проверки проводятся раз в три года (требование закона) и становятся для бизнесмена, по словам специалиста, «настоящим пожаром, который в дальнейшем приводит к банкротству».

Таким образом, предприниматель должен рассчитаться с кредиторами и заплатить штрафы. Если он не в состоянии этого сделать, привлекается арбитражный управляющий, чьи услуги, по мнению эксперта, достаточно дороги. Согласно законодательству, во время конкурсного производства, которое длится в течение полугода, вознаграждение управляющего составляет 30 тысяч рублей в месяц. «И добавьте к этому кредиторскую задолженность, штрафы, судебные издержки и многое другое, – продолжает Борис Песков. – Нужно понимать, что продаваемое с аукциона имущество, чтобы на вырученные деньги рассчитаться со всеми долгами, будет оценено на 30% ниже его рыночной стоимости». При этом собеседник сайта подчеркивает, что процедуры банкротства несколько различаются для ИП и юридических лиц. «В малом бизнесе чаще всего встречаются ООО и индивидуальные предприниматели, – говорит арбитражный управляющий, – если речь идет о предпринимателе, то он может исключиться из реестра как ИП, тогда его долги переходят на него как на физическое лицо, а затем долги переходят по наследству».

Для того чтобы не тратиться на дорогостоящую процедуру банкротства, нужно обращаться к арбитражным управляющим в самом начале трудностей, считает Борис Песков. «Арбитражные управляющие – это профессиональные антикризисные менеджеры, – объясняет свое мнение эксперт, – которые могут реанимировать предприятие».

Тем временем другой арбитражный управляющий, член регионального отделения общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Николай Никоноров не согласен с тем, что процедура ликвидации компании дороже, чем ее открытие. «Нужно понимать, что если у предприятия накоплены серьезные кредиторские задолженности, – говорит собеседник сайта, – это означает, что оно пользовалась чьими-то деньгами и не вернуло их,. Иначе говоря, долги накапливались в то время, как деньги бездумно “проедались”». Кроме того, по словам специалиста, ликвидация бизнеса, у которого нет задолженностей, занимает не более трех месяцев, а заплатить нужно будет только госпошлину. Что касается оплаты услуг арбитражного управляющего, то она, по мнению г-на Никонорова, более чем адекватна. «Заработная плата директора компании, который привел ее к банкротству, наверняка была выше той, что назначается законом для управляющего», – объяснил свою позицию эксперт.

Между тем, по мнению Виталия Шурупова, «нелюбовь» руководства той или иной компании к процессу финансового оздоровления связана не только с дороговизной этой процедуры, но и с опасением не найти общий язык с «антикризисным менеджером». «Директор предприятия-должника, естественно, хочет, чтобы управляющий выражал интересы именно менеджмента предприятия, а не кредиторов, – рассуждает наш собеседник. – Арбитражный управляющий же назначается судом, и выбранная кандидатура вовсе не обязательно устроит действующего директора. Управляющий должен созвать собрание кредиторов, в то же время действующее руководство предпочитает, и не без основания, сепаратные переговоры с кредиторами».

По словам аналитика, возможности финансового оздоровления при всем их разнообразии весьма ограничены, а управляющему надо еще и платить вознаграждения за счет имущества должника. «В связи с этой и другими «особенностями национального бизнеса» потенциальный банкрот зачастую перекочевывает в какой-нибудь Биробиджан, а на его месте возникает «клон» с тем же офисом, персоналом и схожим названием», – заключил наш собеседник.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления