Бизнес Турбизнес готовится к летнему размножению

Турбизнес готовится к летнему размножению

В предстоящий летний сезон в Челябинске значительно увеличится количество туристических компаний. К такому выводу пришли участники состоявшейся в Челябинске пресс-конференции «Самостоятельный туризм или турпутевка?». Недавние изменения в законодательстве

В предстоящий летний сезон в Челябинске значительно увеличится количество туристических компаний. К такому выводу пришли участники состоявшейся в Челябинске пресс-конференции «Самостоятельный туризм или турпутевка?». Недавние изменения в законодательстве о туризме, в частности отмена лицензий для турагентов, приносят свои плоды. Открыть бизнес, связанный с туризмом, сейчас может каждый – для этого не нужны лицензии или специальное образование. В результате появляется все больше мелких агентств, учет которых никто не ведет, а отсутствие ответственности турагента позволяет прикрыть бизнес в любой момент. Альтернативой покупки путевок через компанию выступает самостоятельное бронирование – сейчас процент такого способа организовать путешествие увеличивается. Однако челябинские эксперты не прогнозируют значительного роста самостоятельного туризма, так как потребитель в этом случае не всегда сможет сэкономить и при этом затратит больше времени.

В Челябинске появляется все больше туристов, предпочитающих организовывать свой отдых за рубежом самостоятельно. Сегодня представители турбизнеса и сами туристы выяснили, как путешествовать дешевле. Был проведен эксперимент, во время которого челябинец Павел Кутырев заявил, что даже среднестатистический человек может сделать то, что предлагают ему турфирмы. При этом путешествие будет значительно дешевле. Для примера выбрали тайский курорт Паттайю. С перелетом через Москву в Бангкок 12-дневный отдых обошелся бы путешественнику в 48 тысяч рублей.

Между тем присутствующие на мероприятии, посвященном теме «Самостоятельный туризм или турпутевка?», участники туррынка сделали аналогичное предложение с вылетом из Екатеринбурга в пределах 30 тысяч рублей с человека. «Экономия осуществляется за счет перелета, – поясняет директор туристической компании «Холидей Тур» Ольга Тряскина. – Из Екатеринбурга летит чартер «Трансаэро», места в котором заранее выкупает туроператор. Кроме того, туроператоры заранее бронируют места в отелях. Поэтому в страны массового спроса дешевле лететь через турфирмы». В другие страны, куда попасть можно только на регулярном рейсе, по мнению экспертов, путешествие действительно обойдется туристу в меньшую сумму.

Несмотря на это, спрос на самостоятельное бронирование растет. По словам заместителя директора челябинского филиала страховой компании «ВСК» Ольги Васильевой, в настоящее время за медицинской страховкой обращается 15 процентов самостоятельных путешественников. Эксперты считают, интерес к такому отдыху можно объяснить тем, что вся система туризма в Челябинске находится на стадии становления. «В США в прошлом году таких способом отдыха воспользовалось 75 процентов туристов, – приводит пример генеральный директор туристической компании «Сусанин» Анатолий Гуревич. – Однако сейчас этот показатель падает. Дело в том, что если ранее самостоятельное бронирование в США занимало 2–2,5 часа, в настоящее время, в связи с увеличением систем бронирования, количества авиакомпаний, отелей, процесс занимает 15–17 часов. Поэтому американцы вновь возвращаются к услугам турфирм».

Сложность самостоятельного бронирования, которую отметили участники челябинского туррынка, заключается в ответственности туриста за потраченные средства. Однако, приобретая тур через посредника, также можно столкнуться с определенными трудностями. Часто небольшие турфирмы работают по субагентскому договору с более крупными игроками. Чем длиннее цепочка, тем больше риск оказаться без отдыха и денег. Заместитель директора туристической компании «Агентство на Пушкина» Люция Сапожникова привела пример, когда в связи с банкротством екатеринбургской компании «Пальма Тур» своими деньгами рисковал и турист, и субагент, к которому он обращался. «Мы формировали через них сложный тур из Челябинска в Германию по субагентскому договору, – рассказывает наш собеседник. – Работа началась в мае 2009 года, вылет планировался на август. Деньги были заплачены в два этапа. Однако документов и виз дождаться никак не могли. В конце концов сделали звонок туроператору, где нам сказали, что тур до сих пор не оплачен. То есть турфирма, через которую мы работали, не донесла деньги до туроператора. Сумма была большая, но в результате мы добились оплаты тура за 10 часов до вылета. Примерно через месяц эта компания заявила о банкротстве».

Специалисты обсудили еще один аспект при обращении в турфирмы, который имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Покупая продукт через турагента, путешественник может получить скидку. С одной стороны, это устоявшаяся практика при работе с постоянными клиентами. Однако сейчас вопрос предоставления скидок встал очень остро, так как небольшие турагентства предлагают существенное снижение стоимости, чтобы привлечь клиентов. «Вопрос скидок состоит из двух частей, – поясняет Анатолий Гуревич. – Есть «горящие» туры, которые появляются из-за того, что к определенному моменту туроператор не успевает продать места на чартере или в отеле. Но есть скидки турагентов, и туристы в последнее время их просто выпрашивают».

Анатолий Гуревич привел на этот счет один пример. Среднестатистическая туркомпания, состоящая из трех человек, работает через туроператора и получает комиссию в 10 процентов. «Допустим, что ее годовой оборот составляет один миллион рублей, – продолжает собеседник. – Это очень хороший показатель. Таким образом месячный доход составляет около 100 тысяч рублей. Из них около 60-ти уходит на зарплату сотрудникам, аренду, связь, рекламу. Тогда каким образом такая компания может предложить скидку хотя бы в пять процентов?» По мнению господина Гуревича, результат таких скидок – снижение уровня и качества предоставляемых услуг.

«Такие агентства живут за счет лета, – высказывает свое мнение заместитель директора ООО «Русь Трэвел» Дмитрий Киселев. – В связи с изменившимся законодательством о туризме, когда вся ответственность лежит на туроператоре, очень просто зайти на рынок в качестве турагента. Для этого не надо иметь образования или получать лицензию. Такие компании живут 2-3 месяца, а потом исчезают. Поэтому, получая скидку в размере 7-8 процентов, вы не можете быть уверены, уедете ли. Возможно, ко времени вылета в теплые края фирмы уже не будет». Представители турбизнеса отмечают, что сейчас в Челябинске работает более 400 туристических компаний. Количество их никто не фиксирует. «И уже сейчас можно увидеть по вывескам, что недавно появилось около 15 новых компаний, – добавляет господин Киселев. – Возможно, к лету их будет еще на сотню больше».

Эксперты добавили, что туроператоры уже озаботились сложившейся проблемой. Многие из них запрещают своим агентам предлагать туристам скидку от комиссии. В случае отказа многие разрывают договоры с агентами. Проблему, по мнению специалистов, может решить введение ответственности для турагентов. «В последнее время объем убытков от них превысил объем убытков от туроператоров, – считает Анатолий Гуревич. – Сейчас этот вопрос пытается решить Ассоциация туроператоров России совместно с Ростуризмом и торгово-промышленной палатой. Во всех других странах подобная ответственность введена». «А у нас этот рынок стал самым нерегулируемым», – заключает Дмитрий Киселев.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления