RU74
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Челябинске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

2 м/c,

вос.

749мм 87%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Есть ли свет в конце трубы

Есть ли свет в конце трубы

Представители трубной промышленности всерьез обеспокоились несовершенством российского законодательства. На выездном заседании комитета Государственной думы РФ по транспорту, которое прошло в минувшую пятницу в Челябинске, были перечислены проблемы трубно

Представители трубной промышленности всерьез обеспокоились несовершенством российского законодательства. На выездном заседании комитета Государственной думы РФ по транспорту, которое прошло в минувшую пятницу в Челябинске, были перечислены проблемы трубной отрасли. Они связаны с небольшой долей участия российского капитала в реализации крупных инвестпроектов. К этому, по словам специалистов, приводит множество факторов. Например, много вопросов возникает по переносу таможенной границы России. Кроме того, снижению конкурентоспособности российских труб в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке способствует протекционистская транспортная политика Китая. В результате было решено принять меры по разработке государственной политики, направленной на развитие высокотехнологичной базы в металлургической и трубной отраслях России.

С 2002 по 2004 год в России сформировались три основные компании, обеспечивающие трубную отрасль страны продукцией. Это ОАО «ТМК», ЗАО «Группа ЧТПЗ» и ЗАО «ОМК». В настоящее время российские предприятия выпускают около 40 процентов продукции на новом оборудовании. По уровню модернизации Россия в данной сфере опережает другие страны мира, включая Европу, США и Китай. Доля экспорта отечественной трубной продукции составляет 15-20 процентов от общего объема поставок, который за последние пять лет вырос с 750 до 1,5 миллиона тонн. Кроме того, значительно расширилась география поставок: с 15 до 80 стран мира.

Насущные проблемы трубной промышленности обсуждались 9 апреля на расширенном выездном заседании комитета Государственной думы РФ по транспорту. Кроме того, по словам председателя комитета по строительству Законодательного собрания области Юрия Карликанова, были затронуты вопросы государственных гарантий при реализации проектов в трубной отрасли. «Обсуждались также вопросы обеспечения, сопровождения по кредитам предприятий отрасли, – рассказывает г-н Карликанов. – Эта тема на сегодняшний момент очень актуальна и находится в поле зрения правительства Челябинской области, депутатов Законодательного собрания и регионального политсовета "Единой России"».

Российские трубные компании имеют опыт поставок для таких проектов, как Варандейский нефтеналивной терминал и Байдарацкая губа. Между тем участники заседания отметили, что доля российских поставок по результатам двух тендеров составила всего 25 процентов. Представители трубной промышленности обеспокоились тем, что подобная ситуация может повториться и при проведении тендеров на поставку трубной продукции для совместных проектов преимущественно с участием российского капитала. В связи с этим на заседании было принято решение законодательно закрепить принцип эквивалентного участия российских промпредприятий в реализации межгосударственных трубопроводных проектов пропорционально доле акционерного капитала, принадлежащего России в этих проектах.

Как добавляют специалисты, в 2009 году в нефтегазовом комплексе отмечалось снижение потребления трубной продукции на 27 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Однако оперативно было принято решение о введении защитных мер. В частности, постановлением правительства РФ «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов проката и труб из черных металлов» установлены импортные таможенные пошлины на всю трубную продукцию в размере 15-20 процентов.

На этом фоне резким контрастом, по мнению участников заседания, являются сроки принятия решений по проводимым расследованиям в отношении импорта трубной продукции. Федеральный закон №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», который предусматривает введение предварительной пошлины на время проведения расследований, не применяется. Срок введения специальных защитных пошлин по результатам расследований занимает от 24 до 36 месяцев. В то время как в США решение об установлении предварительной пошлины принимается через 20 дней после подачи заявления.

Кроме того, участники заседания назвали проблемы, связанные с переносом с 1 июля 2010 года таможенной границы РФ на внешний периметр таможенной границы Республики Беларусь и Казахстана. По мнению собравшихся, это может негативно отразиться на экономическом состоянии трубной отрасли. Дело в том, что механизм принятия решений комиссией Таможенного союза существует только в виде структурной схемы. Регламенты не разработаны, функции органов комиссии известны только в обобщенном виде, а департамент для проведения расследований в отношении импорта трубной продукции только создается. В ходе заседания было предложено возложить эти функции на Минпромторг.

Вместе с тем уже сейчас существует угроза ввоза трубной продукции, прежде всего – произведенной на Украине, без уплаты антидемпинговых и специальных защитных пошлин на территорию России через единую границу на белорусском, а впоследствии на казахстанском участке ТС. Кроме того, тарифная политика на российском железнодорожном транспорте создает льготные условия азиатским производителям. А это в свою очередь, по словам специалистов, вытесняет российскую продукцию с рынков Восточной Сибири и Дальнего Востока, так как центры ее потребления и современные трубные мощности расположены далеко друг от друга.

Докладчики, члены комитета Госдумы РФ по транспорту, также заявили, что снижению конкурентоспособности российских труб в этом регионе способствует протекционистская транспортная политика Китая. В этой стране железнодорожный тариф равен 0,012 доллара за тонну на один километр, что в четыре раза дешевле российских тарифов. При этом максимальное расстояние от китайских трубных заводов до российской границы в три-пять раз меньше, чем от российских.

Сложившиеся обстоятельства, по мнению участников заседания, требуют активизации усилий по разработке ФЗ «О трубопроводном транспорте». «К сожалению, в настоящее время инновационная деятельность в сфере трубной промышленности выпала из внимания правительства, – добавил депутат Госдумы РФ Анатолий Лисицын. – Законодательство надо дорабатывать, так как вопросы частно-государственного партнерства в нем вообще не рассмотрены. Кроме тех мер, которые связаны с нашим несовершенным российским законодательством, есть меры достаточно оперативные, которые может принимать российское правительство. Они связаны с таможенными пошлинами. Также у нас есть возможность стимулировать предприятия трубной промышленности кредитными процессами, гарантированными заказами, отстаивать свои позиции в борьбе за международные заказы. Благодаря этому можно поддержать проекты, которые являются инновационными».

Московский гость отметил, что комитет Госдумы по транспорту в настоящее время получает много писем с различными проектами в трубной области. «И конечно, мы следим за теми проектами, которые можно назвать инновационными», – заверил он. В пример был приведен стан на ОАО «ЧТПЗ» «Высота 239», который, по словам участников заседания, является показательным в сфере инновационного производства. Представители ЧТПЗ, присутствующие на заседании, между тем, признались, что и у них не все так гладко. При запуске нового проекта челябинские трубникистолкнулись, в частности, с проблемой кадрового дефицита. «Необходимо, чтобы абитуриенты знали о таких проектах, как «Высота 239», понимали перспективы развития и выбирали рабочие специальности, – отметил депутат ЗСО, председатель совета директоров ЗАО «Группа ЧТПЗ» Александр Федоров. – Обучение, в свою очередь, должно проходить на новом оборудовании». Сейчас вновь набранные сотрудники предприятия проходят дополнительное обучение в России и за рубежом.

Перечислили владельцы Группы ЧТПЗ и ряд задач, которые необходимо выполнить. «Во-первых, необходимо четкое понимание развития рынка, – добавил член Совета Федерации, акционер Группы ЧТПЗ Андрей Комаров. – У нас есть прогнозы развития Газпрома до 2020 года. Нам понятно, куда будет двигаться Транснефть до 2015 года. Хотелось бы, чтобы все эти проекты состоялись, а темпы развития отрасли, заданные государством, не снижались».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления