Пиво запретят продавать ночью. Такое станет возможным, если Госдума примет соответствующие поправки, инициаторами которых, как это ни странно, являются сами пивоваренные компании. Запрет на продажу пива и напитков на его основе будет действовать после 23 часов вечера и до 9 часов утра. Такие меры, по мнению авторов инициативы, станут оптимальным балансом между предложениями Росалкоголя (приравнять пиво к алкоголю, ввести лицензирование и обязательную маркировку) и прежней позицией пивоваров (не включать пиво в список алкогольных напитков). Снижения уровня продаж участники пивного рынка не боятся, считая, что в ночное время не так много желающих приобрести пенный напиток, кроме того, возможный запрет не коснется общепита. При этом эксперты считают, что такие меры в первую очередь затронут малый бизнес: круглосуточные киоски и ларьки потеряют свой основной доход, который как раз формируется за счет вечерних и ночных продаж пива. Таким образом «ларечный» бизнес может исчезнуть как вид.
Напомним, 18 мая в Государственной думе состоялся экспертный совет по вопросам государственного регулирования производства и оборота пивоваренной продукции, в котором приняли участие не только депутаты, но и представители пивной отрасли. Последние предложили проект поправок в федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе».
Наиболее радикальной инициативой стал запрет розничной продажи пива и напитков на его основе в период с 23 часов вечера и до 9 часов утра (мест общественного питания это коснуться не должно). Для ретейлеров подготовлен переходный срок – весь 2011 год. За это время они смогут подготовиться к возможному ограничению.
Кроме того, предлагается запретить продажу пенного напитка с содержанием этилового спирта более 5 процентов в местах массового скопления людей, вблизи источников повышенной опасности, а также в киосках, ларьках, контейнерах, то есть там, где нет стационарных торговых помещений. Еще одна инициатива представителей пивоваренной отрасли – это введение дополнительных ограничений на продажу пива по географическому принципу. Согласно предложенным поправкам, федеральные или региональные власти должны определить расстояние вокруг образовательных, спортивных, детских и других учреждений, на котором торговля напитком должна быть запрещена.
В рамках российской антиалкогольной кампании, инициатором которой стал президент РФ Дмитрий Медведев, это первая подобная инициатива, исходящая от самих производителей пива. Ранее с рядом запретительных или ограничительных мер выступало Росалкогольрегулирование. В частности, оно внесло законопроект, согласно которому пиво приравнивается к алкоголю, а значит, для производства и продажи пива потребуется лицензия и обязательная маркировка. Кроме того, Росалкоголь предлагает уменьшить объем пивной тары до 0,33 литра.
Участники пивного рынка инициативы ведомства, отвечающего за регулирование алкогольного рынка страны, восприняли в штыки, особенно в той части, что касается приравнивания пенного напитка к алкоголю. Их аргумент достаточно прост: при производстве пива этиловый спирт не используется. Таким образом предложенные ими поправки являются компромиссом с властью.
В заседании экспертного совета принимали участие и представители пивоваренной компании «Балтика». Как пояснил Chel.ru директор по корпоративным связям и информации ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Алексей Кедрин, предложенные меры являются эффективными и целесообразными для снижения злоупотребления пивом и алкогольными напитками. «Уже всем понятно, что принятое ранее решение по троекратному повышению акцизов на пиво было сделано без должного экономического обоснования, – отмечает собеседник сайта. – И результаты, которые мы имеем – рост продаж водки на 19,2% на фоне падения производства пива на 19,7% в первом квартале – не оказались для нас сюрпризом». В связи с этим, по словам г-на Кедрина, при реализации мер государственной алкогольной политики необходимо искать правильный баланс между мерами, направленными на сохранение здоровья, и экономическими аспектами.
Что касается теоретического снижения уровня продаж в случае введения запрета на ночную торговлю пивом, то в компании «Балтика» уверена, что оно будет минимально. Причина – небольшая доля людей, приобретающих пиво и алкогольные напитки в ночное время. «Поскольку для организаций общественного питания будет сделано исключение, эта мера не будет иметь большого влияния на общий объем потребления, но будет обладать социальным эффектом», - резюмировал Алексей Кедрин.
Заместитель директора по продажам ТС «Союз» Андрей Новокрещенов считает, что эти предложения являются первыми шагами на пути к запрету розничной продажи пива в киосках и ларьках. При этом объемы реализации напитка в крупных магазинах не уменьшатся, так как многие из них не работают после 23 часов. «Продажи переместятся по времени, – высказывает мнение эксперт, – «ларечный» бизнес, скорее всего, со временем полностью уйдет, а значит, часть продаж переместится в магазины».
Несколько иного мнения придерживается коммерческий директор РС «Проспект» Андрей Грибанов, считая, что в случае принятия поправок изменения в уровне продаж будут носить сезонный характер, то есть летом они станут более заметны, нежели зимой. «Соблюдать этот запрет будут крупные магазины и торговые сети, – говорит собеседник сайта, – а киоски, ларьки и полуподвальные магазинчики как существуют вне правового поля, так и будут существовать».
Весьма вероятны и другие последствия принятия этих поправок, считает г-н Грибанов. Так, если после введения запрета на ночную продажу крепких алкогольных напитков люди перешли на пиво, то, в случае с аналогичным запретом пенного напитка, многие перейдут на «боярышник».
Начальник управления по торговле и услугам администрации Челябинска Сергей Березуев считает, что запрет на продажу пива приведет к массовому появлению суррогата и возникновению «наливаек». «Крупных магазинов это действительно не коснется, – высказывает мнение собеседник сайта, – пострадает малый бизнес, то есть владельцы киосков и ларьков, для которых пиво и ночь – основной доход». Возможное принятие поправок может привести и к еще более страшным последствиям – в поисках прибыли киоски перейдут на продажу так называемой непищевой жидкости (что не запрещено законом), массовые отравления от которой имели место несколько лет назад.
Кроме того, г-н Березуев удивлен тому, что такие инициативы идут от самих производителей пива, ведь, по его мнению, в случае принятия поправок их продажи серьезно сократятся. «В конце концов, не запретами нужно бороться с пьянством», – резюмировал чиновник.
Ранее на эту тему:
23.04.2010 Лицензия на пену
18.12.2009 Пиво и водка: ни места, ни феста
9.12.2009 Пиво сыграет в ящик
7.10.2009 Пиводка в законе
10.09.2009 Сухой закон для ларьков