RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +9

3 м/c,

ю-в.

749мм 54%
Подробнее
3 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Бизнес «Японцы» на ЧТЗ: желания и возможности

«Японцы» на ЧТЗ: желания и возможности

В Челябинске может появиться российско-японское производство легковых автомобилей. Проект совместного предприятия подготовило ООО «ЧТЗ-Уралтрак». По мнению инициаторов проекта, ЧТЗ обладает профильными производственными площадями и необходимой инфраструкт

В Челябинске может появиться российско-японское производство легковых автомобилей. Проект совместного предприятия подготовило ООО «ЧТЗ-Уралтрак». По мнению инициаторов проекта, ЧТЗ обладает профильными производственными площадями и необходимой инфраструктурой, что позволит с минимальными финансовыми затратами организовать такое производство.

Руководство предприятия готово обсудить варианты сотрудничества с рядом автомобильных компаний Японии – Honda, Suzuki, Mitsubishi и другими. Отметим, встреча руководства ЧТЗ с представителями японских фирм запланирована на 3 июня. Мнения экспертов относительно возможной реализации задуманного разошлись. Одни считают, что успех проекта может быть реальным при наличии проработанных рынков сбыта и четкого разделения зон ответственности партнеров. Другие отмечают, что на ЧТЗ нет технологий сборочного производства легковых автомобилей. Кроме того, эксперты подчеркивают, что в большинстве случаев строительство автозаводов начинается с нуля, имеющиеся производственные площади других предприятий не используются.

Напомним, в апреле в Токио состоялись пятидневные встречи деловых кругов Японии и России под названием «Российско-японское межпарламентское и торгово-экономическое сотрудничество». В состав российской делегации, которую возглавил заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Михаил Николаев, вошли представители Челябинской области – вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты (ЮУТПП) Игорь Аристов и генеральный директор ОАО «Миасский машиностроительный завод» Олег Биушкин. Японскую сторону представляло высшее руководство страны, в частности, председатель палаты советников парламента Японии, заместитель председателя палаты представителей парламента Японии, а также бывший премьер-министр. Кроме того, участниками встречи должны были стать представители двух японских организаций «ДЖЕТРО» и «Ротобо», специализирующихся на внешнеторговой деятельности с Россией, Восточной Европой и странами СНГ. В итоге была проведена встреча только с «Ротобо», встреча с «ДЖЕТРО» по рекомендации руководителя торгового представительства России в Японии была исключена из программы визита.

По словам вице-президента ЮУТПП Игоря Аристова, в ходе визита было принято решение о создании постоянно действующего института межпарламентского взаимодействия для реализации внешнеэкономического сотрудничества Японии с субъектами Российской Федерации. Эту идею поддержал заместитель председателя палаты представителей парламента Японии. Были представлены два проекта. Один из них касался светодиодного производства на миасском машзаводе, другой – организации совместного российско-японского производства легковых автомобилей на площадях ЧТЗ.

Генеральный директор ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Валерий Платонов подтвердил эту информацию. «В апреле мы предоставили ЮУТПП обоснование и предложение согласовать это производство, – говорит собеседник сайта. – Об этом было доложено на встрече с руководством «Ротобо» (см. врезку – Прим. автора)». Кроме того, как уточнил г-н Платонов, проект ЧТЗ был пролоббирован заместителем председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Михаилом Николаевым на уровне главы японского парламента.

У Chel.ru есть документ, согласно которому проект ЧТЗ по созданию совместного производства автомобилей японских марок имеет определенные преимущества перед аналогичными, уже реализованными, проектами. Так, в нем обозначены предлагаемые площади. Это моторный и два производственных корпуса, холодно-штамповый цех, а также комплекс кузнечных цехов. Имеется энергетическая, транспортная и другая сопутствующая инфраструктура, кроме того, промышленность Челябинской области, как отмечается в документе, представлена предприятиями металлургии и машиностроения, что «соответствует требованиям о наличии вспомогательных производств и кооперации». Наконец, акцентируется внимание на «уникальном географическом положении» области, граничащей со странами Центрально-Азиатского региона. Отдельно отмечается содействие региональных властей. «Предлагаемый проект предусматривает минимальные объемы инвестирования, высокую степень готовности к организации производства в кратчайшие сроки, а также наличие перспективного рынка сбыта автомобилей», – резюмируют инициаторы проекта.

«ДЖЕТРО» (JETRO) – японская организация содействия развитию внешней торговли. Название образовано от ее английского написания – Japan External Trade Organization. Создана в 1958 году. Это некоммерческая организация, связанная с японским правительством. Играет роль связующего звена между Министерством внешней торговли и промышленности и различными компаниями, занимается сбором и анализом зарубежной экономической информации. «Ротобо» – японская ассоциация по торговле с Россией и Восточной Европой. Создана в 1967 году. Является дочерней структурой «ДЖЕТРО». В нее входят более 200 различных промышленных предприятий и ассоциаций, банков, страховых компаний. По информации сайта Japantoday.ru.

По словам Игоря Аристова, было решено выйти с этим предложением на руководство следующих японских компаний – Honda Motor Co. LTD, Suzuki Motor Co., Toyota, Mitsubishi, Nissan. 3 июня на ЧТЗ состоится прием 20 представителей различных японских компаний, в рамках которого будут обсуждаться перспективы возможного сотрудничества южноуральского предприятия с японской стороной. При этом, по информации г-на Аристова, сегодня руководство компании Honda находится в активном поиске производственных площадей в России для размещения собственного автозавода. «Безусловно, нам это интересно», – отмечает вице-президент ЮУТПП.

«Преждевременно говорить, насколько этот проект будет успешно реализован, – высказывает мнение Игорь Аристов. – Возможно, японцы предъявят особые условия по его рентабельности».

Chel.ru не располагает данными о реализации на сегодняшний день какого-либо инвестиционного проекта в Челябинской области с помощью «Ротобо», чьи представители также приезжают на ЧТЗ.

Отметим, что большую долю товарооборота между Челябинской областью и Японией составляет экспорт нашей продукции – 43,61 миллиона долларов, импорт же равен 5,53 миллиона долларов (данные Министерства экономического развития за 2009 год). Объем японских инвестиций в прошлом году составил 280 тысяч долларов. При этом, начиная с 2005 года, состоялось пять визитов «РОТОБО» на Южный Урал, в рамках которых обсуждались консалтинговые, промышленные и бизнес-проекты, а также не реализованный до сих пор российско-японский экологический проект в Челябинске.

Любопытно, что в конце апреля этого года в Калужской области состоялось открытие совместного автозавода PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi. По данным профильных СМИ, на этом предприятии японский концерн намерен выпускать среднеразмерные кроссоверы, в частности Outlander. Общий объем инвестиций составил 470 миллионов евро. «Возможно, в Челябинске было бы налажено производство других моделей», – предположил г-н Аристов.

В Челябинской области уже был проект производства («отверточной» сборки) китайского внедорожника «Шаттл». Его реализацией занималось ООО «Уральская автомобильная компания», располагавшаяся на площадях Златоустовского машиностроительного завода. На Златмаш приходили все готовые компоненты и кузова, все это скреплялось-собиралось, и на выходе получался автомобиль за 22 тысячи долларов. Первый был выпущен в марте 2006 года, а уже осенью следующего года было объявлено о прекращении производства. Как тогда объяснил генеральный директор ОАО «Златмаш» Сергей Лемешевский, «Уральская автомобильная компания» рассчитывала получить режим промышленной сборки, что давало таможенные льготы. Однако этого не произошло, в итоге сборка обходилась дороже, чем завоз «Шаттла». «Наши партнеры отвечали за поставку комплектующих и сбыт готовой продукции, мы – за сборку, – пояснил Chel.ru г-н Лемешевский. – Каждая сторона без каких-либо претензий завершила этот проект».

Кроме того, в УрФО с 2007 по 2009 год на ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР) собирались другие китайские автомобили – Geely Otaka и ZhongXing. Причина остановки «отверточной» сборки – повышение таможенных пошлин на автокомплектующие.

Отметим, что сегодня многие автоконцерны имеют собственное производство в России. Это Ford, Renault, Kia, Cherry, Chevrolet, Cadillac, Fiat, BMW, Toyota, Volkswagen и другие. Зарубежное автопроизводство расположено в западной и центральной части РФ. Абсолютное большинство – это заводы, созданные с нуля. Одни из последних – Volkswagen (Калуга), Toyota и General Motors (Шушары) – построены в 2007 году. В связи с кризисом в 2008 году новых производств иномарок не появлялось. В 2009 году был построен автозавод Nissan (Санкт-Петербург), наконец, в 2010 – совместное автопредприятие PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi (Калуга).

Мнения экспертов относительно возможного успеха челябинского проекта разошлись. Так, гендиректор ОАО «Златмаш» Сергей Лемешевский считает, что перспективы совместного автопроизводства на ЧТЗ весьма реальны, однако для этого необходимо проработать рынки сбыта. «Но вряд ли это будет производство легковых автомобилей, – высказывает мнение собеседник сайта. – Учитывая специфику ЧТЗ, логичнее предположить сборку большегрузов». При этом г-н Лемешевский подчеркнул, что вариант «отверточного» производства финансово невыгоден — низкая загрузка линий, невысокий экономический эффект. Рассуждая о возможных трудностях, с которыми может столкнуться руководство ЧТЗ в случае реализации задуманного, генеральный директор Златмаша отметил, что их можно избежать только при условии четкого разделения ответственности. «Если каждая сторона будет иметь свою зону ответственности, то серьезных трудностей и не возникнет», – резюмировал Сергей Лемешевский.

Бизнес-аналитик, начальник фондового департамента компании «Милком-Инвест» Виталий Шурупов скептически оценивает возможные результаты реализации проекта. По его мнению, одной из основных проблем станет кадровый вопрос. «На ЧТЗ нет традиций и технологий сборочного производства легковых авто, – говорит эксперт. – В Калужской области инвесторы почему-то не стали использовать уже имеющуюся инфраструктуру машиностроительных предприятий, а создали завод с нуля».

Обозначенное выше преимущество в виде географического положения Челябинской области, по словам Виталия Шурупова, «не совсем понятно». «Импортировать машины в Казахстан и Среднюю Азию – не самая удачная идея, – продолжает собеседник сайта. – Ситуация по Таможенному союзу пока неясная». В целом же, по мнению бизнес-аналитика, в значительной мере успех подобного производства будет зависеть от таможенных льгот и полноты производственного цикла.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления