Челябинские компании нуждаются в японских технологиях, но ожидать их скорого внедрения не стоит. Об этом с присущей нашим соседям восточной вежливостью заявил глава делегации японских деловых кругов, которая в течение двух дней работала в Челябинске. В ходе визита были подписаны меморандум и соглашение о сотрудничестве. Японской стороне представили несколько проектов, в числе которых план строительства завода по производству металлической тары для пищевой и химической промышленности. Общая сумма инвестиций составит 74 миллиона долларов, срок окупаемости – пять-шесть лет.
Выступая на презентации челябинских и японских компаний в Центре международной торговли, вице-губернатор области Юрий Клепов назвал несколько приоритетных направлений для инвестицирования в экономику Южного Урала. В их числе машиностроение и промышленное строительство, создание животноводческих и птицеводческих комплексов, внедрение энергосберегающих технологий, диверсификация экономики моногородов, а также развитие туризма и строительство логистического комплекса международного класса.
Президент Центра международной торговли Сергей Овчинников рассказал об уже реализованных российско-японских бизнес-проектах. Так, несколько лет назад завод «Теплоприбор» начал совместное с японской компанией изготовление измерительных приборов. В 2007 году Челябгипромез приобрел японскую лицензию на переработку сталелитейных шлаков, которые, по словам вице-президента Ассоциации международного технического сотрудничества Кютакюсю Кадзуя Кудо, являются «чистым золотом», так как имеют в своем составе большую долю металла. «В настоящее время идет строительство первого завода по переработке шлаков», – отметил г-н Овчинников.
В марте 2010 года Центр международной торговли стал дилером японской компании Espec, специализирующейся на производстве заводов зеленых растений. «Компания намерена сотрудничать с совхозом «Тепличный» и другими челябинскими предприятиями», – рассказал о планах директор центра.
Кроме того, в апреле этого года в Челябинске было открыто представительство компании DHOWA TECHNOS. «Эта компания является лидером по производству робототехники, – уточнил Сергей Овчинников, – ее можно назвать японским Siemens». В конце выступления г-н Овчинников отметил характерную особенность сотрудничества с японцами, которые «готовы продавать не просто железо, а технологии для его производства».
Генеральный директор Миасского машиностроительного завода Олег Биушкин отметил, что сотрудничество этого предприятия с японской стороной началось еще десять лет с производства особо чистого кварцевого стекла. На сегодня завод заинтересован в совместной деятельности в области энергосбережения, в частности в изготовлении светодиодов. «Нам необходимо оборудование для быстрой сборки светодиодных систем», – уточнил г-н Биушкин.
Директор комбината «Магнезит» Владимир Зайцев говорил о необходимости создания совместного предприятия по производству специальных огнеупоров. Еще одно южноуральское предприятие завод «Кристалл» ищет партнера для создания производства по переработке высокочистого кварца для его последующего использования в микроэлектронике. Об этом сообщил Юрий Клепов, отметив, что компания, которая первая зайдет на этот перспективный рынок, «снимет все сливки».
Специалист отдела внешнеэкономических связей ЧКПЗ Ольга Давыдевская
рассказала о заинтересованности предприятия в продолжающейся локализации иностранных компонентов автопрома. Сейчас ЧКПЗ производит отдельные детали, при этом для увеличения добавочной стоимости необходимо производить узлы и агрегаты «А это лучше делать с партнером, имеющем ноу-хау в определенной отрасли», – отметила г-жа Давыдевская.
В отличие от большинства выступавших генеральный директор компании Solar Investments Сергей Казаков представил гостям уже готовый проект по созданию компании для производства металлической тары для пищевой и химической промышленности, рабочее название которой – ICAN. Речь идет о строительстве трех заводов. Базовый расположится в Челябинске (выгодность географического положения), другие два – в Самаре и на Дальнем Востоке (рассматривается вариант Находки). По словам г-на Казакова, спрос на металлическую тару в России растет, однако данная отрасль развита очень мало. По его оценкам, потенциальная емкость рынка Большого Урала составляет миллиард банок в год. Целевой рынок – 85 миллионов человек.
Инвестиции в челябинский завод составят 48 миллионов долларов, всего же потребуется около 74 миллионов долларов. По подсчетам гендиректора Solar Investments, на каждый вложенный рубль объем продаж составит 3,4 рубля. Срок окупаемости – 5-6 лет. «Срок реализации проекта зависит от инвестирования», – отметил Сергей Казаков.
Российская сторона готовая выступить инвестором и подрядчиком проекта, ожидая от своих японских коллег в первую очередь исполнения обязательств по техническому обеспечению проекта. «Учитывая построенный в Челябинской области завод Rexam по производству алюминиевой тары, регион может стать тарным кластером», – резюмировал г-н Казаков.
Отметим, что президент ассоциации «РОТОБО», председатель совета директоров Mitsubishi Motors Такаши Нисиока, возглавлявший японскую делегацию, ранее признался, что быстрой реализации проектов ждать не стоит. А если речь идет о крупном проекте, то его освоение может занять несколько лет. «Японцы очень долго готовят решения, – рассказал генеральный директор Миасского машзавода Олег Биушкин, – мы же привыкли к большей динамке». Кроме того, по его словам, японцы, как правило, воздерживаются от публичного обсуждения контрактов до их фактического подписания.
Ранее на эту тему:
1.06.2010 Японцы» на ЧТЗ: желания и возможности