Бизнес Конкурсы попали под поезд

Конкурсы попали под поезд

Две челябинские компании не смогли принять участие в конкурсе ОАО «РЖД» – им объяснили, что победитель уже есть... ООО «Челябстройремонт-1» и ООО НПО «Станкоремонт и модернизация», а также несколько других предприятий из разных регионов обратились в Федер

Две челябинские компании не смогли принять участие в конкурсе ОАО «РЖД» – им объяснили, что победитель уже есть... ООО «Челябстройремонт-1» и ООО НПО «Станкоремонт и модернизация», а также несколько других предприятий из разных регионов обратились в Федеральную антимонопольную службу России, прокуратуру и антикоррупционный комитет. В конце июля ФАС приняла решение возбудить дело в отношении РЖД по факту ограничения конкуренции. По данным ведомства, это не единичный случай. Так, в марте 2010-го года УФАС по Челябинской области зафиксировало грубые нарушения при проведении открытого конкурса на право заключения договора страхования КАСКО и выдачи полисов ОСАГО автомобильному парку ОАО «ЮУЖД». За первое полугодие 2010 года на Южном Урале уже возбуждено 24 дела в сфере ограничения конкуренции. Что касается конкурсов, проводимых естественной монополией, эксперты Chel.ru называют их фикцией. Таким образом, по их мнению, лишь создается видимость конкуренции.

Напомним, 26 июля 2010 года Федеральная антимонопольная служба России возбудила дело в отношении ОАО «РЖД» по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 закона «О защите конкуренции». Такое решение было принято на основании заявления группы компаний: ООО «Челябстройремонт-1», ООО НПО «Станкоремонт и модернизация», ООО «Станкосервис», ООО «Техмастер» и ООО «Урал-Гранит». Отметим, что два первых заявителя являются челябинскими предприятиями.

Как говорится в сообщении ФАС, размещенном на официальном сайте ведомства, центральной дирекцией по ремонту грузовых вагонов – филиалом ОАО «РЖД» – были проведены открытые конкурсы на право заключения договоров оказания услуг по техническому обслуживанию колесотокарных станков для своих вагоноремонтных предприятий в 2009–2011 годах. Конкурсные заявки претендентов рассматривались с учетом двух критериев – балльной оценки и оценки финансово-коммерческих предложений. Сопоставление конкурсных заявок и расчет баллов по каждому участнику проводились в соответствии с утвержденной ОАО «РЖД» методикой, информация о которой содержалась только в протоколах совместного заседания экспертной группы и организатора. «Участники указанных конкурсов не имели возможности ознакомиться с порядком отбора победителя и оценки конкурсных заявок до подведения итогов данных конкурсов», – отмечается в сообщении.

«Таким образом хозяйствующие субъекты, желающие принять участие в торгах, не имели возможности узнать, какие предоставляемые документы и информация могут дать им преимущества при оценке их заявок, – делают вывод сотрудники ФАС России. – В свою очередь, ОАО «РЖД», не публикуя в извещении либо в конкурсной документации критерии начисления баллов, имело возможность изменять порядок определения победителя и критерии оценки заявок участников с целью создания преимущественных условий участия в торгах определенному участнику».

В результате ФАС России усмотрела признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «РЖД», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, в том числе путем создания участнику торгов преимущественных условий участия.

Директор НПО «Станкоремонт и модернизация» Екатерина Мокроусова подтвердила Chel.ru факт обращения в ФАС России, а также в прокуратуру и антикоррупционный комитет. Кроме того, по словам собеседника сайта, не так давно им звонили из транспортной прокуратуры и объяснили, что положительного решения ждать не стоит, так как компания не приняла участие в последнем конкурсе, а значит невозможно проверить, действительно ли цены НПО ниже тех, что были предложены победителем. Отметим, что, по словам заявителей, цены, предложенные компанией-победителем конкурса, значительно превышают варианты других участников торгов, в том числе и тех, что в итоге отказались от участия.

«Мы не стали участвовать в этом конкурсе, так как нам объяснили, что лучше этого не делать, – объясняет ситуацию г-жа Мокроусова. – Кроме того, для участия в торгах необходима банковская гарантия размером в несколько миллионов рублей, а мы не могли изъять эти деньги из оборота, зная, что победитель уже есть». Отметим, что НПО «Станкоремонт и модернизация» ранее уже сотрудничало с ОАО «РЖД», начиная с 2006 года.

Получить оперативный комментарий в пресс-службе ОАО «РЖД» корреспонденту Chel.ru не удалось.

Заместитель руководителя Челябинского УФАС России Наталья Сапрыкина отмечает, что нарушение закона «О защите конкуренции» и, в частности, статьи 17 встречается достаточно часто. Так, в 2009 году в нашем регионе было возбуждено 39 дел по этой статье, выдано 31 предписание. За первые шесть месяцев этого года возбуждено 24 дела, выдано такое же количество предписаний. Как сообщила Наталья Сапрыкина, были зафиксированы нарушения и со стороны филиала ОАО «РЖД» – ОАО «Южно-Уральская железная дорога».

В феврале 2009 года Челябинское УФАС России признало результаты пяти конкурсов, проведенных ЮУЖД, «не соответствующими положениям законодательства о размещении заказов, а также части 1 статьи 17 и части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции». Тогда были выданы соответствующие предписания по устранению выявленных нарушений.

В марте этого года зафиксировано еще одно нарушение при проведении открытого конкурса на право заключения договора страхования КАСКО и выдачи полисов ОСАГО автомобильному парку ЮУЖД. «Были выявлены достаточно грубые нарушения, – говорит г-жа Сапрыкина, – поэтому мы обратились в суд с заявлением о признании недействительными заключенных договоров по результатам торгов». Однако в ЮУЖД не согласились с этим решением, в результате чего оно было обжаловано в суде. В настоящее время, как уточняет заместитель руководителя местного УФАС, дело находится в стадии разбирательства.

С нарушениями в проведении конкурсов, в том числе и с возникновением неравных условий для их участников, сталкивался и генеральный директор ООО «КЭМП» Яков Гуревич. «РЖД – крупная компания, монополия, которая сама выбирает себе партнеров, – говорит собеседник сайта, – а конкуренции как таковой нет, она фиктивна, конкурсы лишь создают ее видимость». Причем эта тенденция, по мнению г-на Гуревича, наблюдается не только в у РЖД, но и у многих других компаний.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления