Бизнес Реклама совесть потеряла

Реклама совесть потеряла

В Челябинске к административной ответственности все чаще стали привлекаться рекламодатели, а не только рекламораспространители. Выросло число недобросовестной рекламы...

В Челябинске к административной ответственности все чаще стали привлекаться рекламодатели, а не только рекламораспространители. Выросло число недобросовестной рекламы, в которой, например, были уличены такие компании, как «Люкс Вода» и «Единая служба такси». Лидерами в нарушениях рекламного законодательства являются медицинские учреждения, пивоваренные компании и банки.

Как правило, речь идет о формальных нарушениях, но они повторяются из раза в раз. Участники рынка наружной рекламы признают, что без минимальных нарушений не обойтись, иначе, к примеру, пивной рекламы не было бы вообще. А лишить себя подобных сезонных рекламных кампаний «наружники» не могут – загрузка до сих пор невелика, утверждают эксперты. В этой ситуации, по их мнению, нужны не карательные меры, а диалог, совместная работа антимонопольного органа и общественных организаций, участников рынка.

Напомним, 13 августа Челябинское УФАС России подвело итоги первого полугодия 2010 года в части соблюдения рекламного законодательства. Так, за это время было рассмотрено около 100 фактов возможных нарушений, возбуждено 47 дел, сумма штрафов составила 314 тысяч рублей. В прошлом году было выписано штрафов на сумму более полумиллиона рублей. 40,4% всех нарушений приходится на рекламу лекарственных средств, медицинской техники и услуг. Второе место у рекламы пивной и алкогольной продукции – 27,7%. Остальное – недобросовестная и недостоверная реклама, а также иные нарушения.

По словам заместителя руководителя Челябинского УФАС России, начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренции Людмилы Галичиной, многие нарушения носят формальный характер, однако они постоянно повторяются. Например, в рекламе медицинских услуг вместо требуемой фразы о необходимости консультации у специалиста добавляется «нашей клиники». Если говорить о нарушениях в продвижении пива, то стандартом здесь является неверное размещение рекламной конструкции, которая находится ближе 100 метров от медицинских, учебных, культурных и иных учреждений. «Так размещается практически вся пивная реклама», – подчеркнула г-жа Галичина.

В число традиционных нарушений попадает и реклама кредитов, когда многие условия, влияющие на его стоимость, подаются микротекстом. Это является нарушением, так как речь идет об отсутствии части существенной информации.

Есть и более заметные нарушения рекламного законодательства. Так, особенное внимание привлекла реклама шоколада Alpen Gold с изображением девушки, ползущей за этой сладостью. По словам заместителя руководителя местного УФАС, эта реклама создает угрозу безопасности дорожного движения (отвлекает внимание). С мнением надзорного органа согласны и в областном ГИБДД. Однако рекламодатель так не считает, поэтому рассмотрение этого дела продолжается – очередное заседание должно состояться на этой неделе.

Кроме того, в Челябинске не редкость реклама на дорожных конструкциях, появляющаяся без разрешения городского управления по наружной рекламе и информации. Речь идет об анонсах концертов и выступлений. Дело рассматривается в отношении нескольких компаний, размещающих подобную информацию, в том числе и в отношении центра развлечений «Галактика».

По мнению Людмилы Галичиной, сегодня значительно выросло число недобросовестной рекламы, которой практически не было еще три-пять лет назад. «Возможно, экономический кризис так обострил конкуренцию, – предположила замруководителя Челябинского УФАС, – некоторые компании стали рекламировать не положительные качества своего товара, а отрицательные качества конкурента». В качестве примера г-жа Галичина привела рекламу ООО «Люкс Вода», в которой сопоставлялись характеристики их продукции и воды из водопровода. При этом, по словам представителя антимонопольного органа, показатели качества были не сопоставимы и некорректны. «Так, пробы на количество хлороформа в воде брались ненадлежащим образом, в нескольких квартирах, а результаты выдавались как характерные для всего города», – уточнила Людмила Галичина. В результате было возбуждено дело, и ООО «Люкс Вода» в июле было привлечено к административной ответственности.

Недостоверной рекламой была признана реклама диспетчерской службы «Единая служба такси». По словам замруководителя местного УФАС, в результате такого продвижения у людей складывалось впечатление, что данная служба предоставляет информацию о тарифах всех челябинских перевозчиков. Однако на самом деле ООО «Единая служба такси» заключила договоры с несколькими транспортными компаниями, чьи услуги и предлагала.

Что касается особенностей и тенденций в сфере нарушений рекламного законодательства, то здесь, по словам г-жи Галичиной, очевидным является возросшая грамотность населения – число заявлений от граждан только увеличивается. Однако и рекламодатели становятся более изощренными в продвижении своих услуг и товаров, пытаясь уйти от ответственности. Есть и еще одна особенность этого года – в число нарушителей стали попадать сами рекламодатели, тогда как ранее это было редкостью – в большинстве своем не соблюдали законодательство рекламораспространители.

Кроме того, в этом году стало больше ходатайств о рассрочке по выплате штрафов со стороны нарушителей. «Если речь идет о незначительном нарушении либо компания предоставляет документы, подтверждающие серьезные финансовые трудности, то мы идем навстречу», – уточнила Людмила Галичина.

Председатель Челябинской областной ассоциации наружной рекламы и информации (ЧОАНРИ) Александр Юдин считает, что гораздо больше нарушений антимонопольного законодательства можно найти не в деятельности участников рынка, а в проводимых конкурсах и аукционах на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций. Кроме того, собеседник сайта привел пример «недоработки» челябинского УФАС. По его словам, в одной из социальных реклам, направленных на борьбу с пьянством, был обозначен водочный бренд – «Столичная». «Вроде бы в Челябинске щиты привели в порядок – заретушировали, но на трассе все так и осталось, а ведь этого быть не должно», – высказывает мнение г-н Юдин.

В целом, по словам эксперта, для сокращения числа нарушений в сфере наружной рекламы необходима профилактическая работа антимонопольного органа совместно с общественными организациями города. «Не наказывать нужно, а вместе работать», – подытожил председатель ЧОАНРИ.

Директор ГК «Элефант» Михаил Смирнов согласен с коллегой – в этом вопросе необходим диалог, так как сегодня «наружники» испытывают серьезные финансовые трудности, поэтому демонтирование рекламных щитов в связи с тем или иным нарушением крайне нежелательно. «Для нас кризис еще продолжается, загрузка мала, – объясняет собеседник сайта, – поэтому мы как воздух хватаем сезонные рекламные кампании, в том числе и пива». Кроме того, по словам г-на Смирнова, если соблюдать все требования законодательства, то рекламы пива не станет вообще, поэтому небольшие нарушения неизбежны. «А бюджеты пивоваренных компаний «перетекут» на телевидение», – предположил эксперт.

Михаил Смирнов предлагает учитывать и те трудности, с которыми в настоящее время сталкиваются участники рынка наружной рекламы в связи с активными дорожными работами. «На участке по улице Худякова пришлось демонтировать 6-7 рекламных щитов, тут и карательных мер не нужно», – заключил директор ГК «Элефант».

Ранее на эту тему:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления