Бизнес Бизнес закадрит студентов

Бизнес закадрит студентов

Предпринимателей призвали к участию в софинансировании системы профессионального образования. Такое пожелание озвучил президент России Дмитрий Медведев на совместном заседании Госсовета...

Предпринимателей призвали к участию в софинансировании системы профессионального образования. Такое пожелание озвучил президент России Дмитрий Медведев на совместном заседании Госсовета и комиссии при президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России. Глава государства отметил, что именно представители бизнес-сообщества должны формировать профессиональный заказ на будущих специалистов. Крупные промышленные предприятия Челябинской области давно сотрудничают с высшими учебными заведениями. Однако мнения по поводу финансирования у представителей бизнес-сообщества расходятся. По мнению одних руководителей, участие бизнеса в подготовке кадров должно начинаться с первого курса обучения. Другие согласны платить за это обучение, но только с третьего курса, когда становится ясно, получится ли из студента профессионал. Представители других сегментов бизнеса считают, что платным образовательным учреждениям, а среди вузов таких большинство, дополнительное финансирование не нужно.

На прошедшем 31 августа 2010 года совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России обсуждались перспективы развития профессионального образования. Президент России Дмитрий Медведев отметил, что большое значение для его развития имеет принцип софинансирования. Он призвал представителей бизнес-сообщества к участию в программах софинансирования, поскольку именно предприниматели должны формировать профессиональный заказ на будущих специалистов. Кроме того, глава государства отметил важность непосредственного сотрудничества учебных заведений разных уровней с работодателями.

Представители работодателей в свою очередь отмечают, что в стране давно назрела необходимость регулирования системы производства кадров. «Получается, сейчас все у нас учатся, на кого хочется, а потом упорно ищут вакансии, которых на рынке труда и нет», – комментирует депутат Госдумы, президент челябинского регионального объединения работодателей «ПРОМАСС» Валерий Панов. Одним из ключевых звеньев в цепочке между работниками и бизнес-сообществом, по его мнению, являются объединения работодателей, которые разрабатывают региональные целевые прогнозы потребности в кадрах. «Система образования и работодатели должны наладить постоянное взаимодействие, причем это, как видится, взаимовыгодный процесс, – добавляет эксперт. – Работодатели, формируя заказ на квалифицированных работников и тем самым обеспечивая себе тыл для развития, получают доступ к образовательному процессу, а образовательные учреждения – возможность привлечения дополнительных источников финансирования».

Присутствующий на заседании Госсовета губернатор Челябинской области Михаил Юревич в последующих интервью рассказал, что в регионе уже практикуется формирование образовательных цепочек, связывающих учреждения профессионального образования с работодателем. По его словам, действует 28 областных ресурсных центров, на базе которых внедрена система внешней оценки качества подготовки выпускников с участием работодателей.

Крупные предприятия Челябинской области тоже наладили взаимодействие с образовательными учреждениями. «ОАО «ЧМК» придерживается такой формы сотрудничества и работает со многими вузами, – поясняет заместитель начальника управления персоналом ОАО «ЧМК» Алексей Баканов. – Это Южно-Уральский государственный университет, Магнитогорский государственный технический университет, Уральский государственный технический университет, Уральский государственный университет путей сообщения, Челябинский государственный университет и Московский институт стали и сплавов».

По словам господина Баканова, работа с молодыми кадрами на комбинате начинается задолго до приема выпускника на предприятие. «Управление персоналом присматривается к студентам уже со второго-третьего курса, – добавляет он. – Работники управления проводят презентации предприятия на факультетах и выпускающих кафедрах вузов, организуют экскурсии по комбинату и встречи со студентами. Поэтому перспективы своей будущей профессии, а возможно и работы на комбинате, ребята видят с первого года обучения. Второкурсникам уже более подробно рассказывают о предприятии, его структуре, видах продукции, традициях и социальной сфере. Третьекурсников приглашают на практику. Работа с ними строится так, чтобы на каждом этапе обучения их производственная подготовка осуществлялась на базе ЧМК с учетом возможности совмещения с учебой. Лучших студентов на комбинате берут на заметку и в дальнейшем оказывают содействие в прохождении преддипломной практики и защите дипломной работы».

Есть договор о сотрудничестве с ЮУрГУ и у Челябинского цинкового завода. «В соответствии с ним мы третий год формируем часть группы по специальности «Металлургия цветных металлов», оплачивая учебу этих студентов», – рассказывает директор по работе с персоналом и административным вопросам ОАО «Челябинский цинковый завод» Константин Розенберг. Однако вопросы у представителей бизнеса все же есть. «Качество подготовки среднее, – считает господин Розенберг. – Мы сегодня можем с уверенностью сказать, какие специалисты нам нужны, то есть сформировать заказ. Но вся ответственность за подготовку лежит на заводе. Вуз никак за процесс не отвечает. Хотелось бы, чтобы мы подключались на уровне третьего курса, когда становится ясно, что собой представляют будущие специалисты на заводской практике. В этом случае за потенциальные кадры мы согласны платить деньги».

На ЧМК наоборот полагают, что взаимодействие с вузами должно строиться на регулярной и системной работе, а в отношении студентов – с первого года их обучения. «При такой системе эффективна совместная организация студенческих практик на предприятии, которая обеспечивает формирование практических навыков у студентов, сокращение адаптационного периода и дообучения молодых специалистов», – добавляет Алексей Баканов.

Вопросы к качеству обучения есть и у представителей других сегментов бизнеса. «Думаю, что в настоящее время вузы в софинансировании не нуждаются, – комментирует генеральный директор холдинга «Рестостар» Олег Иванов. – Сейчас, наверное, 99 процентов студентов учатся там на платной основе. Есть факультеты, где готовят достаточное количество технологов, специалистов пищевой промышленности или менеджеров. Учатся ради диплома, а не получения знаний. В результате – взять любой выпуск, скажем, в ЮУрГУ… Думаю, по своему профилю устраивается только 10 процентов выпускников. Остальные пропадают в никуда. Между тем в нашей отрасли не хватает профессионалов, начиная с официантов и заканчивая менеджерами. И мы бы рады брать на работу молодых специалистов, но их просто нет».

По словам господина Иванова, в Челябинске есть частные учебные заведения, где студентам дают необходимый уровень знаний. «Например, частный гуманитарный институт, – отмечает он. – Там готовят ограниченное количество узких специалистов, ответственно подходят к набору преподавательского состава, отправляют студентов на стажировки. Но и обучение там одно из самых дорогих в городе, нацеленное на более обеспеченных ребят, которые в большинстве своем уезжают работать за рубеж. В результате сам вуз ни в каком финансировании со стороны бизнеса не нуждается».

А вот в работе других образовательных учреждений, которые готовят узких специалистов, в данном случае ресторанного бизнеса, по мнению Олега Иванова, надо менять стандарты обучения. «Выпускники должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляет рынок, – считает он. – В наших училищах готовить учат на допотопных плитах, а студенты в глаза не видят современного оборудования и приходят на работу словно дикие». В этом случае, по словам господина Иванова, участие бизнес-сообщества в программах софинансирования могло бы исправить ситуацию. «Однако и представители бизнеса, вкладывая деньги в образование, должны иметь возможность как-то влиять на процесс обучения и требовать действительно качественных специалистов, – заключает он. – Такая система, конечно, должна быть юридически подкрепленной».

По мнению представителей сферы образования, взаимодействие вузов и бизнеса должно быть многоплановым. «Одним из условий должна быть взаимная ответственность участников этого процесса, – поясняет ректор ЧелГУ Андрей Шатин. – Пока еще распространенным является факт, когда вуз готовит нужных предприятиям специалистов, но они отказывают выпускникам в трудоустройстве ввиду отсутствия опыта работы. С этим связана еще одна проблема: многие вузы готовят специалистов за средства государства, которые в итоге оказываются потраченными впустую».

Господин Шатин считает, что разрешить эти проблемы можно через целевые заказы и контракты на подготовку специалистов. «Главное, чтобы содержание подготовки выпускников соответствовало интересам практики, – отмечает он. – К сожалению, существует разрыв между тем, чему учат вузы, и требованиями предприятий. В результате работодатель высказывает неудовольствие подготовкой специалиста и вынужден доучивать его на предприятии. Эту проблему необходимо решать на основе лучшего международного опыта. Вузы должны ориентироваться на требования рынка труда. Доминировать в содержании обучения должны требования профессиональных стандартов. Но пока у нас требования к результатам обучения определяются образовательными стандартами, а требования к труду – квалификационными справочниками, а профессиональные стандарты остаются новым явлением».

Выяснилось, что профессиональные стандарты разрабатываются Российским союзом промышленников и предпринимателей. Основная идея – первичные единицы стандартов должны быть описанием результатов обучения по модулям учебных планов. А ЧелГУ в настоящее время является координатором международного проекта Темпус, направленного на разработку национальной рамки квалификации, документа, который выражает в обобщенном виде требования к выпускнику, как с точки зрения работодателя, так и с точки зрения образовательного учреждения.

В вузе от представителей бизнес-сообщества также ожидают более активного участия в формировании содержания учебных программ, в определении тематики курсовых и дипломных работ, участвовать в Государственных аттестационных комиссиях, организации практик и стажировок, преподавании дисциплин специализации. «Это те формы взаимодействия, которые нужно расширять, – продолжает Андрей Шатин. – В Челябинском государственном университете пример такого взаимодействия – сотрудничество физического и математического факультетов с научными центрами: ГРЦ им. академика В.П. Макеева в Миассе, Российским Федеральным ядерным центром в Озерске, биологического факультета – с Институтом радиационной биологии, ведущими лечебными учреждениями, экономического факультета – с Институтом экономики РАН, предприятиями, банками и страховыми компаниями».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления