Бизнес Красная цена для госзакупок

Красная цена для госзакупок

Чиновники будут обязаны обосновывать начальную цену контракта и указывать источники для ее установления. Об этом говорится в программе изменения нормативной базы о планировании и исполнении госзаказа, утвержденной на днях премьер-министром Владимиром Пути

Чиновники будут обязаны обосновывать начальную цену контракта и указывать источники для ее установления. Об этом говорится в программе изменения нормативной базы о планировании и исполнении госзаказа, утвержденной на днях премьер-министром Владимиром Путиным. В декабре прошлого года подобный пункт был внесен в постановление №408 губернатора Челябинской области Михаила Юревича, которое обязывает определять начальную цену госзакупок в Челябинской области по единой методике. Эксперты Chel.ru не сомневаются в том, что реформирование госзакупок, действительно, назрело. В 2010 году Челябинское УФАС рассмотрело около 500 жалоб от участников торгов. За первую неделю работы в 2011 году прибавилось еще 26 обращений. Однако сами участники торгов не верят в то, что обязательное обоснование цен позволит прервать череду «странных» госзакупок.

Премьер-министр Владимир Путин на этой неделе утвердил программу изменения нормативной базы о планировании и исполнении госзаказа. Начальная цена контракта должна быть не только опубликована, но и обоснована «с указанием источников для ее установления», говорится в распоряжении премьера. Более того, требования обосновать цену будет даже внесено в закон о госзакупках (94-ФЗ), сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на начальника управления Федеральной антимонопольной службы Михаила Евраева.

Однако на Южном Урале решили не дожидаться федеральных распоряжений и на областном уровне приняли методику расчета начальной цены госконтракта. В конце 2010 года губернатор Михаил Юревич подписал постановление № 408 «Об утверждении методики определения начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Челябинской области».

«Раньше методики расчета начальной максимальной цены контракта не было вообще, – поясняет корреспонденту Chel.ru заместитель руководителя главного контрольного управления (ГКУ) Челябинской области Наталья Гутова. – Она только-только разработана в проекте Минэкономразвития и размещена лишь на некоторых сайтах. Найти ее было очень сложно».

По словам Натальи Гутовой, утвержденная постановлением губернатора методика подготовлена, чтобы выполнить поручение президента по снижению коррупции – обеспечить прозрачность в определении начальной цены. В постановлении заказчику рекомендуют руководствоваться несколькими возможными ценами: среднерыночной по региону, ценой единого тарифного органа, а также стоимостью, на которой остановились торги по аналогичным аукционам. Далее заказчик должен вывести среднюю цифру из этих слагаемых.

«Очень важно, что заказчику также рекомендуется применять корректирующие коэффициенты, – заявляет замначальника областного ГКУ. – Наш контролирующий орган потом сможет проверить методику, по которой рассчитывалась начальная цена контракта».

Кроме того, Наталья Гутова сообщила Chel.ru, что на днях она получила документ, утверждающий номенклатуру товаров, работ и услуг для нужд заказчиков. «Этот документ в Москве разрабатывали около трех лет, но никак не могли утвердить, а ведь он является очень важным для сферы госзакупок, – уточняет замначальника областного ГКУ. – Он дает ответ на вопрос, что можно закупать по упрощенной схеме без торгов на сумму менее 100 тысяч рублей». По словам Натальи Гутовой, в документе прописаны 158 групп одноименных товаров, по которым могут идти такие закупки.

Государственные закупки южноуральских чиновников в 2010 году стали одной из самых обсуждаемых тем в печатных и электронных СМИ области, а также в блогах общественных деятелей. Покупка вертолета для губернатора, рабочего стола для министра финансов, автомобилей для обладминистрации и некоторые другие привлекли особое внимание граждан. При этом в большинстве случаев возмущение общественности было вызвано высокой начальной ценой закупок.

«Активный интерес челябинской общественности к госзакупкам и к сайту ГУМРа начался со скандала. Он был связан с тремя автомобилями BMW для областной администрации общей стоимостью 23 миллиона рублей, – вспоминает политолог Александр Подопригора. – Я считаю эту закупку самой странной в 2010 году, в том числе потому что она оформлялась за неделю до инаугурации нового губернатора».

Новые правила размещения государственных контрактов политолог оценивает сдержанно. Собеседник сайта опасается, что при желании чиновник может обосновать все, что угодно. Основная проблема коренится в том, что власть слабо реагирует на откровенно «странные» аукционы, считает Александр Подопригора. В подтверждение эксперт вспоминает, что та самая скандальная закупка трех BMW для обладминистрации четыре месяца спустя привела лишь к штрафу управляющего делами губернатора на 50 тысяч рублей.

«Подобного рода слабенькая реакция властей провоцирует спокойное повторение закупок на том же уровне, – считает политолог. – В конце концов, мы снова наблюдаем почти такой же аукцион. К примеру, челябинская гордума решила приобрести автомобиль ровно на таких же условиях: опять покупка рассчитана на конкретный автосалон, и опять дело закончится штрафом в 50 тысяч рублей».

«Буквально перед Новым годом прокуратура передала нам материалы дела в отношении должностного лица Челябинской гордумы, – подтвердила заместитель руководителя Челябинского УФАС Наталья Сапрыкина. – Дело возбуждено по факту некорректно установленных требований к участникам аукциона на покупку автомобиля для нужд Челябинской гордумы. Они составлены таким образом, что удовлетворить им смогут только автомобили марки BMW. Рассмотрение дела первично уже состоялось, однако дальнейшие процедуры отложены по просьбе сотрудника аппарата. Нам приходилось задавать вопросы из серии: зачем вам салон с узорчатым ясенем».

Замруководителя УФАС признает, что штраф в размере 50 тысяч рублей – это максимум, что грозит ответственному должностному лицу по данному делу.

Принятие федеральной нормы, определяющей начальную цену закупки, могло бы изменить положение дел. Сейчас ФАС не может осуществлять контроль за начальной ценой госконтракта, так как в федеральном законодательстве просто не существует соответствующих законных оснований. «Но они необходимы, – соглашается Наталья Сапрыкина. – Участники торгов иногда говорят, что цена аукциона явна занижена. И, наоборот, иногда поставщики не нарадуются на ту «маржу», которая заложена в стоимости аукциона. Есть и объективная сторона проблемы. Например, при закупке бензина. Ежемесячно оформлять аукцион – слишком трудоемкая работа. Соответственно, закупая горючее на год, заказчик старается заложить в стоимости будущее повышение цен. Это приводит к тому, что в первые месяцы бензин закупается по завышенной цене. С другой стороны, инфляцию тоже нельзя не учитывать».

Наталья Сапрыкина позитивно оценивает постановление губернатора по методике расчета начальной цены, однако считает, что без федеральной нормы все же не обойтись. К примеру, федеральные службы не смогут опираться на областное постановление. «К тому же никакой ответственности за неприменение постановления не предусмотрено, – отмечает Наталья Сапрыкина. – Но в любом случае, это здорово, что такая работа ведется. Получается, что областное правительство сработало на опережение».

Активный участник аукционов по госзакупкам, заместитель директора ОАО «ЧЭТП» Виталий Редер не устает удивляться тем начальным ценам, которые порой фигурируют в информации о госзакупках. «Честно говоря, я иногда не понимаю, откуда они вообще это берут, – отмечает Виталий Редер. – Когда разговариваешь с заказчиками, они ссылаются, к примеру, на то, что в прошлом году состоялся аукцион с такими же цифрами. То, что с того времени поменялись курсы валют, биржевые расценки и прочее, в расчет не берут. Бывает даже, что цена, по которой я покупаю изделия, ниже той, что заявлена в аукционе».

Завышенные цифры, по словам эксперта, тоже встречаются – причем не на 20%, а в три-четыре раза. «Иногда в конкурентной борьбе цена по таким торгам снижается на 80%, – продолжает Виталий Редер. – Часто цены завышают на медицинские перчатки. Скажем, недавно ГУМР объявил большой аукцион, в том числе с двумя лотами по перчаткам. Планируется купить хирургические и смотровые перчатки за 11,5 и 17,5 миллионов рублей. Если зайдете в Интернет, то обнаружите, что реальная цена второго лота примерно восемь миллионов рублей, а не 17,5».

Откровенно завышенная цена отпугивает от участия в торгах. Кроме того, Виталий Редер не скрывает, что в его практике было много случаев, когда ему просто откровенно намекали, чтоб «ушел сам»: «Так и говорят – это не твой аукцион».

В то же время заместитель директора ОАО «ЧЭТП» Виталий Редер скептически относится к обоснованию начальных цен на аукционах. По его мнению, проблема в том, что цепочка, в которой заказчик аукциона должен обосновать цену, а организатор – проверить обоснование, вряд ли будет слаженно работать.

Рейтинг «странных» цен на госзакупки

Рейтинг «странных» цен на госзакупки

Источник: официальные сайты госзаказов

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления