Бизнес «Станкомаш» надеется на немцев

«Станкомаш» надеется на немцев

На базе цехов челябинского завода «Станкомаш» планируется создать гигантский технопарк – своего рода кластер по машиностроению и металлообработке. Для этого более сотни гектаров Федерального научного центра вместе...

На базе цехов челябинского завода «Станкомаш» планируется создать гигантский технопарк – своего рода кластер по машиностроению и металлообработке. Для этого более сотни гектаров Федерального научного центра вместе с корпусами будут проданы новым собственникам. Областное правительство готово даже за бюджетные деньги выкупать не занятые в производстве промплощадки и отдавать их инвесторам. Об этом сегодня, 2 февраля, сообщил губернатор области Михаил Юревич в ходе визита на «Станкомаш». По его словам, реанимация простаивающих цехов предприятия может заинтересовать иностранных инвесторов, в частности немецких. Эксперты называют сразу несколько сложностей, которые возникнут при реализации таких планов. Вероятна кадровая проблема, кроме того, есть сомнения, что немецкие инвесторы заинтересуются цехами «Станкомаша».

Напомним, что ОАО «ФНПЦ "Станкомаш"» постигла судьба многих предприятий оборонной отрасли. Еще в июне 2005 года сообщалось, что предприятие задолжало своим работникам свыше 100 миллионов рублей. Главной причиной несвоевременных выплат называлось отсутствие оборонных заказов. Заводу помогла кооперация с ФГУП «НПО "Сплав"». Однако значительная кредиторская задолженность «Станкомаша» блокировала перевод основных фондов предприятия во вновь созданную структуру. 29 сентября 2009 года Арбитражный суд Челябинской области принял решение ввести на предприятии процедуру банкротства. По состоянию на 31 марта 2010 года только просроченная кредиторская задолженность «Станкомаша» оценивалась в 2 миллиарда рублей.

Однако 2010-й год стал для завода вполне успешным, считает генеральный директор ОАО «ФНПЦ "Станкомаш"» Сергей Агарков. Рост производства превысил 39% – выпуск продукции вырос с 450 до 640 миллионов рублей. С учетом услуг объем реализации увеличился до 720 миллионов рублей. По заказу «Транснефти» завод практически завершил изготовление опытного образца штампа сварной задвижки для трубопроводов диаметром один метр. «Изделие не имеет аналогов в России, – уточняет Сергей Агарков. – До конца 2011 года задвижки планируется запустить в серийное производство. Также в 2011 году в 20 раз (до 120 миллионов рублей) возрастут объемы поставок беззазорных сцепных устройств для РЖД».

Только на первое полугодие 2011-го завод уже заключил контракты по поставкам гражданской продукции на сумму более 134 млн рублей. Объемы отгрузки горно-шахтного оборудования предполагается сохранить на уровне 9 миллионов рублей. Доля оборонной продукции в нынешнем году составит около 70%, объемы экспорта – не менее 10%. Завод продолжит собственные инвестиции в техническое перевооружение. В 2011 году объем вложений в модернизацию основного производства должен вырасти с 20 до 30 млн рублей. Средняя зарплата на предприятии сейчас превышает 13,5 тысячи рублей в месяц.

По словам Сергея Агаркова, на предприятии стартовали три программы снижения стоимости продукции. Предполагается, что их реализация к 2012 году все-таки позволит вывести предприятие на уровень безубыточности. «В частности, будет сокращен занимаемый предприятием земельный участок с 177 гектаров до 70, – рассказывает Сергей Агарков. – Излишние земли вместе с промышленными корпусами предполагается передать в счет погашения кредиторской задолженности. Численность работников завода сохранится на уровне 2000 человек».

Сейчас «Станкомаш» занимает два цеха площадью 35 и 38 тысяч квадратных метров. Еще около 300 тысяч квадратных метров промплощадей со всеми коммуникациями не используются в производстве. «Это же целый потенциальный технопарк гигантского размера, – считает губернатор Челябинской области Михаил Юревич. – На этой площадке совместно с заводом «Станкомаш» и под руководством администрации области планируется создать серьезный кластер по машиностроению и металлообработке. Разные собственники придут сюда. Главное – каждый квадратный метр должен работать. В советские времена на «Станкомаше» трудилось около 20 тысяч человек. Нужно сделать так, чтобы в технопарке трудоустроилось еще больше».

Кластер предполагает несколько самостоятельных собственников, работающих в кооперации. Привлекать будут и отечественных предпринимателей, и зарубежных. Последние, по словам главы региона, будут привозить с собой новые технологии.

Михаил Юревич намерен предложить площадки «Станкомаша» инвесторам во время своей поездки в Германию. «Готовые цеха. Недорого, – сформулировал послание бизнесменам губернатор. – Хоть завтра начинай завозить оборудование и делать косметический ремонт. И затем заходи на наш рынок работать». Областная администрация даже готова за бюджетные деньги выкупить отдельные площади «Станкомаша» в расчете на то, что потом получит гораздо больше в виде налогов.

Около двух десятков зданий, принадлежавших «Станкомашу», сегодня уже имеют новых собственников. По словам губернатора, в некоторых из проданных цехов уже кипит работа. По мнению главы региона, основная проблема развития этих промплощадок сейчас в том, что пока для них не разработан юридический механизм, который бы позволил инвесторам прийти на эту территорию. Созданием такого механизма займется новый вице-губернатор Алексей Овакимян.

Президент Ассоциации оборонных предприятий Челябинской области Вячеслав Шестопалов обратил внимание на две проблемы, которые могут возникнуть при реализации планов губернатора. Например, тяжело будет совместить оборонный заказ с привлечением иностранных инвесторов. «Вопросы режима, конечно, появятся. «Станкомаш» ведь существует за счет оборонных заказов, – напоминает глава южноуральских оборонщиков. – Но, думаю, это проблему можно будет решить. Например, создадут специальное отделение с режимными цехами и ограничат иностранцам доступ в них».

Вторая сложность кажется эксперту гораздо более серьезной. «Я недавно вернулся из Германии. Производства там не загружены до конца. Переносить часть действующего производства в Россию и при этом инвестировать сюда – проблематично для немцев, – размышляет собеседник сайта. – Им бы свои производства сохранить. У них там колоссальные увольнения и сокращения и на "Ауди", и на "Фольксвагене", и на "Мерседесе"». Вячеслав Шестопалов видит другой вариант спасения завода – активизировать сотрудничество с российскими нефтяными компаниями: с «Транснефтью», «Лукойлом».

Сдержанно реагирует на планы по развитию завода и бизнес-аналитик, начальник фондового департамента инвестиционной компании «Милком-инвест» Виталий Шурупов. «Отчуждение неиспользуемых земель Станкомаша не является чем-то неожиданным, – высказывает свое мнение эксперт. Еще год назад была запланирована продажа 100 гектаров. Попытаться основать на базе «Станкомаша» крупнейший технопарк машиностроения, конечно, можно. Только где взять людей, которые будут этот технопарк создавать? Завозить вахтовым методом из горнозаводской зоны? Понятно, что часть предлагаемых промплощадок все-таки будет использоваться по назначению, но вопрос создания крупного кластера остается открытым».

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления