Прокуратура Челябинской области начала проверку законности аукциона на осуществление строительного контроля автомобильных дорог, объявленного региональным министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства. Сумма контракта, который получил ОГУП «Челябинскавтодор», составила более 115 миллионов рублей. Соответствующие заявления в прокуратуру подали местные блогеры, которые посчитали аукцион незаконным и потребовали отменить его. В свою очередь, руководство Минстроя уверено, что их претензии необоснованны, так как те расчеты, которые дали блогерам основание обратиться в надзорный орган, сделаны неверно – без учета всех норм соответствующего постановления правительства РФ.
31 декабря 2010 года на сайте государственного заказа Челябинской области опубликовано извещение о проведении открытого аукциона на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и мостовых сооружений Челябинской области, в том числе технический надзор. Заказчиком выступило министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.
Согласно техническому заданию, победитель аукциона будет выполнять технический надзор за содержанием автомобильных дорог; управлять строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом автодорог; осуществлять строительный контроль при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и так далее.
Начальная сумма контракта составила 115,421 миллиона рублей. На аукцион было подано две заявки – от ОГУП «Челябинскавтодор» и ООО «Дорпроект Технадзор» (Санкт-Петербург). Однако второго участника аукциона к торгам не допустили. «Не представлен документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа», – объясняется в протоколе рассмотрения заявки. В результате аукцион признан несостоявшимся, и по закону контракт может быть заключен с единственным участником аукциона.
Несколько дней назад этот заказ оказался в центре внимания челябинских блогеров Стаса Вахрушева, Валерия Назарова и лидера молодых эсеров Дмитрия Гудкова, которые впоследствии направили заявления в прокуратуру Челябинской области с просьбой проверить законность состоявшегося аукциона. В качестве основания для обращения в силовую структуру они выбрали постановление правительства РФ №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», согласно которому, по их мнению, сумма госконктракта значительно завышена. В своих расчетах блогеры опирались на две цифры – 848 миллионов руб., которые на момент размещения заказа были выделены из федерального бюджета, и 7,8 миллиарда рублей – общую сумму затрат на дорожное строительство в 2011 году. И, согласно нормативам, блогеры применяли коэффициент 1,09%, так как сумма превышает 750 миллионов рублей.
Поясним, что согласно постановлению правительства РФ №468, расходы заказчика на осуществление строительного контроля рассчитываются исходя из соответствующих нормативов, причем расчет идет в базисных ценах 2000 года с применением коэффициента, утвержденного в четвертом квартале 2010 года. Применяемый процент для этих же расчетов зависит от стоимости строительства: чем эта стоимость выше, тем больше процент. Стоит отметить, что когда речь идет о стоимости строительства, то имеется в виду цена конкретного объекта, а не общая сумма затрат на строительство автодорог.
Кроме того, блогеры обратили внимание на то, что «Челябинскавтодор» находится по тому же адресу, что и заказчик аукциона – региональный Минстрой. Были высказаны и претензии в части количества сотрудников ОГУП, число которых должно соответствовать нормам, обозначенным в том же постановлении правительства РФ: чем выше стоимость строительства, тем больше число специалистов.
В итоге челябинские участники блогосферы посчитали необходимым обратиться в областную прокуратуру с просьбой отменить проведенный аукцион в силу его незаконности.
Старший помощник прокурора Челябинской области Оксана Моржеухина подтвердила Chel.ru наличие заявлений. «Прокурор Челябинской области Александр Войтович уже дал поручение проверить законность организации этого аукциона, – сообщила г-жа Моржеухина. – Однако поводом для этого послужили не только поступившие заявления, но и публикации в СМИ на эту же тему». Кроме того, по ее словам, сегодня в прокуратуре действует специальная рабочая группа, которая занимается мониторингом государственных и муниципальных заказов, и, в случае размещения заказа на крупную сумму, у его заказчика запрашивается необходимая документация для соответствующей проверки.
«С точки зрения формирования цены нужно обратить внимание, что аукцион проводился по двум направлениям, – комментирует министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Виктор Тупикин. – Это обеспечение строительного контроля за объектами реконструкции, строительства и капитального ремонта дорог и второе – содержание автодорог, где обеспечивается технический надзор».
«Блогеры берут 850 миллионов рублей, которые выделены из федерального бюджета, берут коэффициент 1,09%, забывая о том, что если правильно читать постановление правительства РФ, то коэффициент применяется к цене объекта в стоимости 2000 года, – продолжает собеседник сайта. – Официальный переводной коэффициент, введенный в четвертом квартале прошлого года к цене 2000-го, – это 5,47. И даже если брать их цифру и разделить на 5,47, объект будет стоить 160 миллионов рублей. И коэффициент по этой таблице будет не 1,09%, а другой». Кроме того, Виктор Тупикин подчеркивает, что оперировать бюджетными суммами, то есть 848 миллионами и 7,8 миллиардов рублей, нельзя, так как в расчетах предусматривается стоимость объекта строительства.
Говоря о техническом надзоре, Виктор Тупикин объясняет, что сумма на его осуществление исчислялась по нормам «Дорнормоконтроля». «Здесь все нормы выдержаны с учетом протяженности автомобильных дорог, периодичности осмотров и так далее. – В итоге сумма содержания получилась более 70 миллионов, но мы предусмотрели 59 в составе 115 миллионов рублей».
Что касается вопросов по ОГУП «Челябинскавтодор», то, по словам г-на Тупикина, это предприятие было выделено из состава главного управления дорожного хозяйства Челябинской области в 2003 году. И целью этого было разделение полномочий между государственным учреждением и заказчиком. «Это те же самые люди, которые работали в главном управлении дорожного хозяйства области, естественно, они остались в этом же здании, переоформив необходимые документы, – говорит глава регионального Минстроя. – «Челябинскавтодор» обеспечивает должный уровень контроля за содержанием и строительством автодорог областного значения, в котором работает более 100 специалистов – кураторы, отделы контроля, лаборатории и прочее. Другие организации не могут иметь той информационной базы, которая была накоплена ОГУП за десятилетия работы».