Бизнес Турагентов привяжут к операторам?

Турагентов привяжут к операторам?

На этой неделе на рассмотрение в Госдуму был внесен проект изменений к закону «Об основах туристической деятельности в РФ». В него вошло несколько поправок: о снижении фингарантий для туроператоров по въездному туризму...

На этой неделе на рассмотрение в Госдуму был внесен проект изменений к закону «Об основах туристической деятельности в РФ». В него вошло несколько поправок: о снижении фингарантий для туроператоров по въездному туризму, обязательном аудите туроператоров выездного туризма, а также о запрете турагентам продавать продукт от своего имени, а не от лица туроператора. Последняя поправка должна, по мнению законодателей, упорядочить ситуацию в рознице. Между тем возможные изменения вызвали противоречивые мнения представителей индустрии отдыха. Большинство из них считают, что закон нуждается в доработке.

Напомним, в 2007 году в России было отменено лицензирование турагентской деятельности. Между тем для туроператоров была введена система фингарантий, а также создан единый федеральный реестр. А продажа туристического продукта через турагентов по сей день никем и ничем не регулируется. Все это время законодатели, представители туристической отрасли неоднократно говорили о необходимости регулирования деятельности турагентов. Предлагается множество вариантов – от создания СРО до возобновления лицензирования. Однако до сих пор ни одна инициатива не воплотилась в жизнь.

На этой неделе депутат Госдумы Владимир Головнев внес очередной законопроект с поправками к закону о туристической деятельности. После изучения Советом Думы он будет разослан в регионы для получения отзывов, замечаний и предложений, а затем представлен для рассмотрения в первом чтении. Поправки касаются снижения размера финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма, с 10 миллионов рублей до 500 тысяч рублей.

Также планируется установить дополнительное основание для исключения сведений о туроператоре из единого федерального реестра по решению арбитражного суда, ведение регистрации турпутевок на бумажных и электронных носителях в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, предлагается обязать туроператоров по выездному туризму ежегодно проводить обязательный аудит своей деятельности. Это коснется компаний в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют более 100 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 30 миллионов рублей.

Однако самой обсуждаемой поправкой стало обязательство турагентов работать исключительно от имени и по поручению туроператоров. Так, по мнению вице-президента Ассоциации туроператоров России Владимира Канторовича, данная мера может послужить не только защите прав потребителей, но и монополизации рынка. Свое мнение ряду СМИ высказал и вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, который отметил, что такие изменения грозят увеличением стоимости турпродукта или уходом агентов в серые схемы. По его словам, мера, регулирующая турагентскую деятельность, необходима, но она должна соответствовать реалиям современного рынка. Среди таких инициатив он отметил введение реестра для турагентов.

Согласны с этим и представители челябинского турбизнеса. «Существующий в настоящее время закон способен защищать права потребителя, он находится полностью на стороне туриста», – отмечает президент Челябинской ассоциации туристических организаций Виктор Михальчук. По его мнению, более жизнеспособными являются инициативы по введению обязательных реестров для турагентов на региональном уровне. «Раньше у нас было лицензирование, – вспоминает он. – Каждый желающий работать в сфере туризма должен был подать заявление в Министерство по спорту и туризму. Специалисты ведомства рассматривали заявку, так как компания, занимающаяся турагентской деятельностью, должна была соответствовать ряду требований. После отмены порог вхождения в данный бизнес стал очень простым».

Генеральный директор туристической компании «Спутник» Людмила Мосина также считает предложенный законопроект спорным. «Еще в 2002 году закон о туристической деятельности говорил, что турагент должен заключать договор от имени туроператора, – отмечает она. – Однако это противоречило нормам Гражданского кодекса. Поэтому было принято решение о продаже продукта от имени турагента. Новые поправки потребуют изменений в Гражданском кодексе».

Если это все-таки произойдет и инициатива депутата-единоросса воплотится в жизнь, то у туроператоров будет несколько путей развития. «Либо они начнут создавать собственную сеть агентств, что потребует больших финансовых вложений, либо будут заключать договора лишь с опытными, надежными агентствами, – продолжает собеседник сайта. – Есть и другой путь – взимание больших депозитов с турагентов. Таким образом операторы застрахуют себя от недобросовестных партнеров».

По мнению директора туристической компании «Сусанин» Анатолия Гуревича, поправки могут благотворно сказаться на крупных компаниях. Благодаря изменениям туроператоры будут более ответственно относиться к выбору агентов, ведь вся ответственность ляжет на них. Между тем больших надежд на думскую инициативу он не возлагает, считая ее очередной «мертворожденной идеей». «Запрет, налагаемый законом, легко обойти, – поясняет он. – Ведь любой агент может выступать в качестве клиента». Более существенной мерой, по его словам, может стать страхование каждой поездки. «А если идти по простому пути, регулировать турагентскую деятельность можно посредством тех же фингарантий», – заключает он.

А директор туристической компании «Дан» Карина Бердичевская считает законопроект «справедливым» именно потому, что он усиливает ответственность туроператора. «Задача агента заключается только в том, чтобы достоверно донести информацию до клиента, – уточняет она. – Однако клиент, которого, например, по каким-то причинам не заселили в отель, приходит с претензиями именно к нам, а не к туроператору. Между тем мы не отвечаем за формирование продукта, не можем влиять на качество оказываемых туроператором услуг. Но получается, что расплачиваться за ошибки операторов в 50% случаев приходится агентам». Собеседница сайта ратует и за возврат лицензирования. «Сейчас на рынок прийти может кто угодно, мошенников появилось очень много, – продолжает она. – И скандалов, когда агент взял деньги с клиента, но не заплатил их оператору, тоже очень много».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления