RU74
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Челябинске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

0 м/c,

747мм 87%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Увелку превратят в особую зону

Увелку превратят в особую зону

Правительство РФ начало разработку проекта «внутренних офшоров». Заявки на открытие особых экономических зон подали уже 24 региона, в Челябинской области такой статус может получить Увельский район. Какой интерес для инвесторов представляет увельская ОЭЗ, есть ли перспективы у этого механизма развития экономики и какую поддержку окажет государство – в материале Chel.ru.

ТЛК «Южноуральский» расширяет границы

Особые экономические зоны (ОЭЗ) – уникальный механизм развития экономики. Первоначально это были «штучные объекты», преобладала точка зрения, что их не может быть много. Однако затем число заявок на создание региональных ОЭЗ заметно увеличилось. На сегодняшний день заявки на создание таких объектов подали уже 24 региона, география – от Дальнего Востока до Чечни.

«По 12 заявкам от регионов решения почти готовы. Это не идеи, а оформленные заявки с конкретными предложениями по резидентам и инвестициям», – цитирует «Газета.ру» министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева.

Минэкономразвития Челябинской области готовит заявку в правительство РФ на создание ОЭЗ в Увельском районе. Напомним, что в рамках взаимодействия стран ШОС на территории Челябинской области реализуется инвестиционный проект по строительству мультимодального транспортно-логистического комплекса «Южноуральский». Благодаря проекту открывается новый транспортный коридор Китай – Казахстан – Челябинская область, который позволит сократить сроки поставок грузов из Китая в Россию с 36 до десяти дней.

15 мая 2015 года в тестовом режиме начал работу железнодорожный терминал ТЛК, состоящий из шести железнодорожных путей и площадки для хранения грузов площадью 14 гектаров. Терминал принят всеми надзорными органами и полностью готов к работе. 27 мая на ТЛК прибыл первый грузовой состав из Китая с партией товаров для Башкортостана. Через этот же терминал планируется отправлять китайским партнерам продукты питания, зерно и корма. При выходе на полную производственную мощность терминал сможет принимать 2,5 миллиона тонн грузов в год, до семи составов в день.

Сегодня правительство региона проводит работу по дальнейшему развитию прилегающей к ТЛК территории. «Следующим шагом должно стать создание в Увельском районе особой экономической зоны промышленно-производственного типа с размещением высокотехнологичных современных сборочных производств в области машиностроения, а также инновационных предприятий в области сельхозпереработки и производства продуктов питания», – рассказала сайту Chel.ru министр экономического развития Челябинской области Татьяна Кузнецова.

По информации Минэкономразвития, создание этого объекта предусмотрено Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года. «Эта инициатива поддержана президентом РФ Владимиром Путиным. Премьер Дмитрий Медведев уже дал соответствующие поручения по проработке вопроса на федеральном уровне», – говорит Татьяна Кузнецова.

Главное – резиденты

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что каждый регион, который хочет создать у себя такой объект, должен иметь на это веские причины и обосновать перед федеральными властями, почему именно у него должна быть создана ОЭЗ и какого именно типа.

«Нужно отметить, что такие зоны создаются на перспективу, и от них не стоит ждать мгновенных результатов, – говорит Дмитрий Баранов. – При создании ОЭЗ текущие экономические условия, как правило, не принимаются в расчет, точнее, служат в качестве некоей отправной точки, но уж точно не являются основанием для принятия соответствующего решения. Объясняется это тем, что ОЭЗ призвана решать не текущие проблемы отрасли и региона, а создается на перспективу, как правило, на несколько десятилетий. Базироваться на текущей ситуации совершенно неверно, потому что экономика постоянно меняется и то, что сегодня было верным, завтра может стать помехой в развитии».

Да данным аналитиков УК «Финам Менеджмент», на середину марта 2015 года в России действовало 17 ОЭЗ, многие из которых весьма успешны. «В качестве примера можно привести объект в Алабуге, одну из лучших особых экономических зон в стране, – говорит Дмитрий Баранов. – На сегодняшний день ОЭЗ Алабуга – это свыше 40 резидентов, более пяти тысяч рабочих мест, почти 87 миллиардов рублей инвестиций, порядка десяти миллиардов рублей перечисленных налогов в бюджеты всех уровней, более 133 миллиардов рублей стоимость произведенных здесь товаров. Показатели других ОЭЗ страны не менее впечатляющие. Так что нет никаких сомнений в том, что этот формат нужен стране».

Однако не все имели подобный успех. Закрылась, так и не успев начать работать, ОЭЗ в Калининградской области. «Льготный режим выпуска произведенной здесь продукции, в последующем направляемой в страны Евразийского союза, вступает в противоречие с таможенными правилами ВТО», – пишет «Газета.ru».

Экономический эффект от создания ОЭЗ минимальный – всего 0,68%, заявили в 2012 году аудиторы Счетной палаты. Эксперты полагают, что для губернаторов ОЭЗ становится брендовым проектом, который повышает эффективность главы региона перед федеральной властью. «Пока зону согласуют, пока подготовят документацию, пока там начнет выдавать продукцию первый инвестор, проходят годы. Все это время чиновник выглядит успешным управленцем в глазах федерального центра», – полагают эксперты.

«Создание ОЭЗ не должно становиться самоцелью, и тем более зона не должна создаваться, потому что это модно, – заключает Дмитрий Баранов. – В каждом конкретном случае нужно определять экономическую целесообразность подобного проекта. Если она есть, то тогда можно начинать подготовительную работу. Она должна включать в себя, среди прочего, поиск и подготовку площадки под размещение зоны, проектирование и строительство инфраструктуры. Но начинать работу нужно с поиска резидентов ОЭЗ, проведения переговоров с ними. Ведь если их не будет, то весь смысл создания зоны теряется».

Дорога к зарубежным партнерам

Резидентам ОЭЗ будут созданы благоприятные условия за счет предоставления налоговых и административных преференций в соответствии с российским законодательством, сообщает Минэкономразвития Челябинской области. Кроме этого, интерес для инвесторов к созданию производств на данной территории представляет ее логистическая привлекательность, наличие зоны таможенного контроля, особенно для компаний, планирующих сотрудничество с КНР и другими зарубежными партнерами, а также высокая степень обеспеченности необходимой инженерной инфраструктурой.

«На сегодняшний день между правительством области и потенциальными инвесторами подготовлены к подписанию четыре соглашения о намерениях по реализации инвестиционных проектов на территории будущей ОЭЗ. Выделение дополнительных средств из федерального бюджета на создание этого объекта в Челябинской области не планируется», – говорит Татьяна Кузнецова.

Кстати, именно отсутствие государственного финансирования, по мнению экспертов, является одной из причин долгой раскачки подобных проектов. Расширяя список ОЭЗ, правительство тем не менее сворачивает объем государственной поддержки на создание инфраструктуры в зонах.

На 2016 год в Минэкономразвития РФ планируют выделить на инженерные коммуникации к зонам всего 1,6 млрд рублей, пишет «Газета.ру». Это втрое меньше, чем в этом году. Тем самым власти косвенно признают, что потенциал ОЭЗ исчерпан. Отечественные офшоры не стали драйверами роста даже в региональном масштабе.

У регионального Минэкономразвития позиция совершенно противоположная. По данным ведомства, в зонах зарегистрировано 380 резидентов, в том числе порядка 70 с участием иностранных инвесторов. «Резидентам ОЭЗ предоставляются готовая инфраструктура, налоговые льготы и режим свободной таможенной зоны, что может сэкономить до 30% от суммы первоначальных капитальных вложений», – заявляют в ведомстве.

Однако, по словам экспертов, даже если переговоры с потенциальными инвесторами пройдут успешно и они проявят заинтересованность в создаваемом объекте, а федеральные власти поддержат эту инициативу, ждать быстрого начала работы ОЭЗ не стоит.

«Нужно будет принять и юридически оформить решения о создании ОЭЗ на федеральном и региональном уровне, выделить землю, спроектировать зону, построить инфраструктуру возле неё и в ней самой. Только после этого резиденты смогут начать строить свои производства в ней, а работать начнут ещё позже. Так что пройдёт несколько лет, прежде чем производства в ОЭЗ заработают, начнут производить продукцию», – резюмирует Дмитрий Баранов.

Фото: Фото Blackzheep с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления