RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

2 м/c,

южн.

750мм 62%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Бизнес откажется от бумаги

Бизнес откажется от бумаги

С 23 мая 2012 года бизнес сможет полностью избавиться от бумажных документов. Именно с этого дня вступит в силу приказ Федеральной налоговой службы (ФНС) об утверждении форматов электронных счетов-фактур. В конце прошлой недели в Челябинске прошла конфере

С 23 мая 2012 года бизнес сможет полностью избавиться от бумажных документов. Именно с этого дня вступит в силу приказ Федеральной налоговой службы (ФНС) об утверждении форматов электронных счетов-фактур. В конце прошлой недели в Челябинске прошла конференция, на которой предприниматели обсудили плюсы и минусы работы с электронными счетами-фактурами. Представители фискальных органов считают, что нововведение повысит прозрачность налогообложения. Бизнесмены отметили, что узаконивание электронных счетов-фактур поможет упростить взаимодействие между компаниями, их контрагентами и проверяющими органами, а также исключить влияние человеческого фактора. В то же время предприниматели опасаются, что некоторые компании могут затянуть со внедрением этой услуги, а значит эффект будет минимален.

Процесс перевода внешнего документооборота компаний в электронный вид в России набирает обороты. Запрет на использование в электронном виде одного из главных документов экономики как в разрезе бизнеса, так и на уровне государства – счета-фактуры – был снят приказом ФНС России от 5 марта 2012 года. А 23 мая документ, разработанный ФНС и Минфином РФ, вступит в законную силу. Плюсы и минусы нововведения представители бизнеса обсуждали в конце прошлой недели, 17 мая, на пресс-конференции в Челябинске.

«С 23 мая у налогоплательщиков, организаций и индивидуальных предпринимателей появится возможность обмениваться юридически значимыми электронными счетами-фактурами, – пояснил начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Челябинской области Павел Логинов. – Наряду со счетами-фактур идет речь и о введении электронных товарных накладных и актов приемки-передачи – документах, сопровождающих сделки между контрагентами. Все это значительно упростит обмен документами между компаниями и облегчит их взаимодействие с проверяющими органами».

Согласно документу ФНС составление электронных счетов-фактур не является для компании обязательным и штрафов за работу «по старинке» не влечет. Мало того, возможен лишь частичный переход на электронные счета-фактуры.

«Приказ составлен так, чтобы люди попробовали поработать с электронными счетами-фактур на примере одного или нескольких партнеров, оценили преимущества, взвесили плюсы и минусы, – продолжает г-н Логинов. – При желании всегда можно вернуться к выписке бумажных счетов-фактур. Но практика показывает, что, единожды сдав, к примеру, налоговую декларацию в электронном виде, к оформлению этого документа в бумажном виде больше никто не возвращается».

Порядок обмена электронными счетами-фактур между продавцами и покупателями или компанией и проверяющим органом предусматривает обязательного посредника – оператора электронного документооборота и прописывает его обязанности. «У крупной сети магазинов и, допустим, маленькой химчистки разный уровень автоматизации, – поясняет Павел Логинов. – Обслуживающая организация необходима как раз для того, чтобы выровнять уровень автоматизации и не снизить при этом качество электронного документооборота. Этот оператор отвечает за доставку электронных документов и обеспечивает конфиденциальность пересылки. На сайте ФНС России будет вестись реестр операторов электронного документооборота».

Эксперты Chel.ru согласились, что новый порядок работы повлечет ощутимое сокращение сроков документооборота между организациями и оптимизацию налогообложения.

«В ноябре прошлого года мы начали вводить у себя на предприятии электронный документооборот, – рассказала главный бухгалтер комбината хлебопродуктов имени Григоровича Людмила Хомякова. – Частично бумажная работа уже упростилась, но вступления в силу закона об электронных счетах-фактур мы ждали с особенным нетерпением, поскольку это один из самых распространенных наших документов. Все подготовительные работы уже проведены, первые электронные счета-фактуры мы готовы отправить уже 23 мая. Приказ разрешит очень многие наши проблемы и с налоговой инспекцией, и с контрагентами, и с дочерними предприятиями, и с монополистами».

«Большинству как маленьких, так и крупных компаний знакома проблема: трудно собрать акты выполненных работ, – рассказывает генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы ЗАО «Аудит-Классик» Татьяна Севастьянова. – Контрагентов предостаточно, потому необходимо колоссальное количество времени на то, чтобы эти акты подготовить, разослать, проконтролировать, дождаться, пока их подпишут, собрать и обработать. А электронный документооборот позволяет формировать и отправлять эти документы автоматически, в системе онлайн. Этот факт очень важен для подтверждения расходов предприятия для исчисления налога на прибыль и НДС. Теперь я, как покупатель, могу признать свои расходы и взять к вычету НДС максимум через день-два. Плюс экономия времени и человеческого ресурса».

Схожего мнения придерживается и председатель союза предпринимателей Челябинской области Олег Фомин: «Если раньше бухгалтерам приходилось скрупулезно вбивать в счета-фактуры по 150-200 позиций вручную и тратить нереальное количество времени и сил на приведение документов в порядок, теперь для этого будет достаточно лишь нескольких минут».

Респонденты сайта отмечают, что внедрение приказа об электронных счетах-фактур повлияет также и на точность и прозрачность налогообложения. «Бизнес станет прозрачнее, учет – точнее, следовательно, компаниям будет тяжелее скрывать некоторые аспекты своей деятельности», – считает Олег Фомин.

«Произойдет практически полное исключение человеческого фактора, значит, компаниям удастся избежать множества ошибок, которые впоследствии обнаруживают аудиторы, – комментирует г-жа Севастьянова. – А включение в процесс электронного документооборота посредника в виде оператора электронного документооборота позволит исключить некоторые возможности махинаций».

Операторы электронного документооборота в настоящее время предлагают два способа перехода на оформление электронных счетов – универсальный и безлимитный. По словам руководителя направления «Диадок» компании СКБ «Контур» Булата Хасанова, при безлимитном тарифе не ограничено количество документов, но работать можно только через веб-интерфейс. В универсальном тарифе пересылка документа будет стоить от четырех до 10 рублей, но в этом случае можно провести интеграцию с установленными у бухгалтера программами и добавить в них функцию электронного документооборота.

Комментируя цену вопроса, будущие пользователи услуг операторов электронного документооборота отметили, что затраты вполне соизмеримы с отдачей. Среди минусов они называли тот факт, что некоторые компании могут затянуть со внедрением этой услуги.

«При внедрении электронного документооборота затраты нашей компании сократились больше, чем мы понесли дополнительные расходы, – отмечает Татьяна Севастьянова. – Расценки по электронным счетам-фактур тоже считаю вполне обоснованными».

«Электронный документооборот не обязателен, потому опасаюсь, что консервативность и боязнь нововведений руководителей многих предприятий могут замедлить внедрение электронных счетов-фактур, а значит, облегчения работы с некоторыми компаниями придется еще подождать», – заключает г-жа Хомякова.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления