Бизнес Предпринимателям объявят штрафной удар?

Предпринимателям объявят штрафной удар?

Штрафы за обман потребителей хотят поднять в разы – в Госдуму поступил проект поправок к соответствующему федеральному закону. Инициаторы предлагают штрафовать индивидуальных предпринимателей на 50-70 тысяч рублей, юрлиц – на 100-300 тысяч рублей. А за рецидив предусмотрен штраф до миллиона рублей или приостановка деятельности. Информация об этом прозвучала на пресс-конференции в РБК. Эксперты Chel.ru уверены, что принятие поправок не очистит рынки от нарушителей, а вызовет волну потребительского терроризма и усилит давление на бизнес со стороны надзорных органов.

В Госдуму внесен проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающий серьезное ужесточение ответственности за нарушения прав потребителей. Инициатором проекта выступил заместитель председателя комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский. Он предлагает внести изменения в четыре статьи КоАП, касающиеся продажи товара и оказания услуг плохого качества, обмана и нарушения прав потребителей, а также непредоставления необходимой информации.

По мнению разработчика, принятые 20 лет назад нормативы уже устарели и сегодняшние размеры штрафов не являются критическими – провинившимся экономически выгоднее заплатить штраф, чем тратить время и деньги на устранение нарушений. Напомним, сегодня согласно КоАП штраф за обман потребителя составляет от одной до двух тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей для юрлиц (включая ИП). Виктор Звагельский предлагает назначить штраф для должностных лиц в 7-10 тысяч рублей, для ИП – 50-70 тысяч, а для юридических лиц – 100-300 тысяч. Наказание за повторное нарушение будут еще строже – для юридических лиц они могут доходить до одного миллиона рублей. Есть и альтернатива: для сотрудников компаний-нарушителей предполагается дисквалификация на срок до года, а для ИП и юрлиц – приостановка деятельности на месяц.

Наиболее часто права потребителей нарушают представители жилищно-коммунального хозяйства, турбизнеса, авиаперевозчиков, банковского сектора, а также ритейла, особенно продовольственного. По данным Роспотребнадзора, в 2011 году по результатам 144,5 тысяч проверок было выявлено 235,8 тысячи различных нарушений. В Международной конфедерации обществ потребителей считают, что это капля в море, поскольку порядок проведения проверок детально расписан и проверяемая организация всегда предупреждена заранее.

Эксперты Сhel.ru не видят необходимости в ужесточении санкций – по их мнению, предлагаемые размеры штрафов точно не отпугнут недобросовестных игроков и могут лишь усилить шантаж и давление со стороны надзорных органов на «чистый» бизнес. Директор туристической компании «Дан» Карина Бердичевская называет штрафы «смешными». «Летние заработки «подснежников» (фирмы-однодневки, которые отрабатывают горячий сезон и исчезают с рынка с деньгами клиентов. – Прим. автора) начинаются от 700 тысяч рублей и выше, что для них эти штрафы? Проблема в том, что из-за фактического отсутствия лицензирования и сертификации вчерашние банкроты создают новые фирмы и продолжают «обувать» клиентов, – отмечает эксперт. – Да что далеко ходить – весной этого года на рынок вышла дочерняя компания скандально известной «Ланты-тур». Куда смотрит прокуратура?»

Карина Бердичевская убеждена, что справиться с процветающим в отрасли мошенничеством поможет введение уголовной ответственности и полный запрет на продолжение деятельности. Аналогичное мнение озвучивает представитель оконного рынка. «Если фирма изначально ориентируется на использование мошеннических схем, то будет продолжать действовать в том же духе, не обращая внимания на размер возможного штрафа, – говорит директор компании «Евроокно» Евгений Бигильдеев. – Потому что им это позволяет сложившаяся административно-правовая система. Нужно создавать нормальные условия для развития производства и предпринимательства, и этого не добиться лишь с помощью кнута».

Управляющий филиалом банка «Северный морской путь» Дмитрий Довженко одобряет саму идею ужесточения ответственности, однако ставит знак вопроса над процедурой исполнения закона. «Непонятно, как это будет происходить. Не получилось бы так, что придут трое человек на рынок и заявят продавцу: дескать, ты не пирожками с луком торгуешь, а луком с пирожками. И, пользуясь безграмотностью человека, штраф выпишут. То есть важны детали этого механизма».

Исполнительный директор розничной сети «Проспект» Андрей Амирханов однозначно против повышения штрафов в сфере продовольственного ритейла. В качестве аргумента он приводит так называемую борьбу с продажей алкоголя и табака несовершеннолетним, когда сотрудники надзорных ведомств отправляют на кассу школьников внешностью постарше, чтобы поймать за руку «нехорошего» продавца. «Подобные провокации могут использоваться в неконкурентной борьбе, а поскольку речь идет о достаточно «диких» штрафах, то наказание может оказаться весьма болезненным и для крупных сетей. А юрлицам будет проще «слиться» и зарегистрировать другое предприятие. Так или иначе, страдать будут прежде всего порядочные компании, работающие в правовом поле, а ведь у закона, надо полагать, другие цели», – говорит эксперт.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления