Бизнес Российское кино – в нагрузку

Российское кино – в нагрузку

В 2013 году в России могут установить квоту на показ российских фильмов – соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в конце прошлого года. Если его примут, кинотеатры должны будут включать в прокат не менее 20 процентов картин отечественного производства. За несоблюдение требований прокатчиков заставят платить штрафы от 100 до 400 тысяч рублей. Эксперты Chel.ru считают эту инициативу несправедливой по отношению к прокатчикам и прогнозируют увеличение цен на билеты.

Документ, подготовленный вице-спикером нижней палаты парламента Сергеем Железняком, вносит изменения в статью 149 Налогового кодекса России. Отечественные киноленты предлагается освободить от налога на добавленную стоимость (НДС), в то время как иностранные фильмы, наоборот, будут облагаться налогом. Автор законопроекта сравнивает зарубежную киноленту с импортным товаром, соответственно, как он считает, на нее должна распространяться налоговая нагрузка – это будет справедливо по отношению к российскому товару.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что при общем росте прокатных сборов доля российского кино в 2012 году составила в них всего около 12 процентов. Согласно внесенным предложениям, квота на показ российских фильмов составит не менее 20 процентов от всего проката, а с 2014 года эту долю в общем количестве сеансов будет устанавливать правительство. Предполагается, что это не только финансово поддержит отечественный кинематограф, но и поможет кинорежиссерам найти своего зрителя, планировать сроки производства фильмов и их окупаемость. Кроме того, законопроектом предусматривается введение санкций к кинотеатрам, не выполняющим требования по новой квоте: прокатчиков заставят платить штрафы от 100 до 400 тысяч рублей за каждый факт нарушения законодательства. Соответствующие поправки будут внесены в КоАП.

По мнению экспертов, это решение продиктовано, в частности, успешной мировой практикой. Как отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, подобные ограничения эффективно реализованы во многих странах. Однако для большинства зарубежных рынков, в отличие от ситуации в России, характерна довольно высокая лояльность аудитории к локальным картинам. А вот российское кино, в том числе из-за невысокого качества, своего зрителя потеряло. «Поэтому даже директивная постановка в прокат, скорее всего, не сможет гарантировать необходимых кассовых сборов и повышения рентабельности проектов, – считает Максим Клягин. – По-крайней мере, до тех пор, пока не произойдет качественного улучшения контента».

Директор по маркетингу КРК «Мегаполис» Илья Бараковских называет эти предложения несправедливыми и прогнозирует удорожание билетов на иностранные ленты на 5-10 процентов. «Кинотеатры будут стараться удержать прибыли на прежнем уровне, ведь увеличение доли отечественных фильмов сократит долю кассовых западных проектов, – говорит он. – Поэтому прокатчики будут вынуждены повысить цены – на блокбастеры уж точно. А куда деваться?»

Как отмечают эксперты, если кинотеатры и пойдут на повышение цен, то очень осторожно. Средняя цена билетов в Челябинске и без того достаточно высокая – по итогам 2012 года она составила 190-200 рублей (причем, как правило, в праздничные дни эта цифра выше примерно на 100 рублей). Максим Клягин допускает, что неэффективное с точки зрения бизнеса использование экранного времени и соответствующий рост издержек прокатчики будут компенсировать за счет повышения средних цен, но увеличение вряд ли будет существенным. «Во-первых, 20 процентов – это довольно умеренная квота, которая некритично превышает рыночную долю российского кино в общем объеме проката, – поясняет эксперт. – А во-вторых, проводить жесткую ценовую политику игрокам рынка не дает насыщенная конкурентная среда. Имеются в виду, например, неэфирное телевидение и Интернет, где в результате роста пропускной способности и снижения стоимости доступа наблюдается взрывное расширение контента».

Директор сети кинотеатров «Киномакс» в Челябинске Илья Козак видит проблему в том, что в случае принятия этого закона весь негатив в полной мере прочувствуют крупные сетевые игроки, которых легче контролировать – они будут вынуждены придерживаться новых правил, а вот мелкие операторы будут действовать по собственному усмотрению. «Да и где взять столько отечественных фильмов, чтобы соблюсти требования? Отказываться ради этого от проката голливудских фильмов по меньшей мере нелогично. Думаю, здравый смысл победит и эти предложения не будут приняты», – надеется Илья Козак.

Неоднозначно расценивают инициативу и сами киношники. Как выразился в интервью «Правде.Ру» кинорежиссер Владимир Хотиненко, «это палка о двух концах». «Всякий запрет чреват, нужно какое встречное движение от прокатчиков, – сказал Хотиненко. – Нам нужен возврат каких-то денег на развитие кино с проката. Для этого наше кино должно прокатываться. Но возможны еще отчисления от проката, какой-то процент на развитие кино вообще со всех фильмов. Вот эта мера была бы хороша».

Однако прокатчики не видят в этом смысла и не хотят даже слышать о том, чтобы отечественный кинематограф «кормился» от их бизнеса. «Что значит «на развитие кино», в помощь каким-то актерским вузам что ли? – спрашивает Илья Бараковских. – Кино – это бизнес. Если вы снимаете качественный продукт и грамотно преподносите его людям, то вы получаете с него прибыль. Вот и развивайтесь на эти деньги! А если отечественный производитель с его гораздо более слабым контентом, чем у западных или европейских коллег, будет обеспечиваться из посторонних источников, то у него и не будет стимула развиваться».

Эксперты Chel.ru уверены, что отечественное кино нуждается в поддержке, но точно не за счет квотирования фильмов. «Непонятно, как вообще могла возникнуть такая идея – поддержать тем самым российского производителя и повысить качество продукции, – говорит Илья Козак. – И что, теперь Бондарчук начнет вдруг снимать хорошее кино, и на фильмы Лунгина народ повалит? Но это же нереально. Я очень рад, что у нас появляются такие картины, как «Стиляги» и «Остров», «Адмирал» или даже «Каникулы строгого режима» – но ведь это картины, которые «выстреливают» один-два раза в год. Вот когда будут у нас чаще выпускать нормальные фильмы, тогда и можно будет вводить некие пропорции. По большому счету, и не нужна зрителям эта голливудская кровища».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления