RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

746мм 61%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Бизнес Кинотеатры покупают «сыворотку правды»

Кинотеатры покупают «сыворотку правды»

Кинотеатры, которые утаивают информацию о проданных билетах, могут быть оштрафованы на сумму до 800 тысяч рублей – соответствующие поправки в КоАП вступят в силу 12 февраля. По информации Министерства культуры РФ, сейчас такие данные хотя бы нерегулярно передают лишь 286 из примерно семи тысяч российских кинотеатров и киноустановок. Эксперты Chel.ru считают, что разработчики оборудования, необходимого для подключения к системе учета сведений о показе фильмов, благодаря новым штрафам неплохо заработают.

По подсчетам Минкульта, в тени остается примерно треть сведений о проданных билетах. В результате этого потери производителей фильмов составляют 30 процентов при обороте около 1,2 миллиарда долларов. Как отмечала ранее член комитета Госдумы по культуре Мария Кожевникова, среди владельцев киноцентров немало пиратов и недобросовестных предпринимателей. «Нередко бывает так, что чуть ли не в круглосуточном режиме идут сеансы, а если заглянуть в отчетность, так от силы пара-тройка кинопоказов всего и состоялась», – говорила Кожевникова. На то, что кинотеатры могут утаивать часть продаж ради увеличения собственных прибылей, жаловались и кинопродюсеры.

Поправки к КоАП, ужесточающие ответственность кинотеатров за непредоставление информации, подписаны Владимиром Путиным в ноябре 2012 года и вступят в силу 12 февраля. С этого момента кинотеатры, однократно не сообщившие о проданных билетах, могут быть наказаны штрафом в 100-400 тысяч рублей, а за повторное нарушение – от 400 до 800 тысяч рублей. Ранее сокрытие информации наказывалось лишь общим штрафом: 300-500 рублей для должностных и от трех до пяти тысяч рублей – для юридических лиц. «Меры достаточно жесткие, но важно, что они ориентированы на повышение эффективности мониторинга и увеличение сборов», – считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

В 2010 году была создана единая автоматизированная информационная система сведений о показе фильмов в кинозалах (ЕАИС). К началу 2013 года количество зарегистрировавшихся в ЕАИС кинодемонстрантов (как современных кинотеатров, так и, например, сельских киноустановок) достигло 1969 из примерно семи тысяч существующих в России, увеличившись приблизительно на 6,4 процента по сравнению с предыдущим годом. Количество реально передающих информацию демонстрантов за последний год, напротив, уменьшилось с 302 до 286. В то же время число тех из них, кто в точности исполняет требования Минкульта, передавая информацию ежечасно, выросло за год с 82 до 141 кинотеатра.

По итогам 2012 г. объем кассовых сборов российских кинотеатров, учтенных в ЕАИС, составил 18,52 млрд руб. по сравнению с 13,87 млрд руб. годом ранее. Профильные издания и исследовательские компании, получающие информацию о сборах непосредственно от дистрибьюторов, пока не опубликовали итоговые данные за 2012 г. Romir Movie Research ранее прогнозировала, что объем кассовых сборов в России и СНГ (без учета Украины) в 2012 году составит 40,5 млрд руб. По оценке «Невафильм Research», только на внутрироссийские кассовые сборы в 2012 году должно приходиться 94,7% этого рынка. Таким образом, в ЕАИС учитывается примерно 48,3% выручки российских кинотеатров, которая по итогам года могла достигнуть 38,4 млрд руб.

На прошлой неделе главный информационно-вычислительный центр (ГИВЦ) Минкультуры РФ, который отвечает за работу ЕАИС, начал рассылать кинотеатрам уведомления о введении новых штрафов. Как заявлял ранее начальник управления статистики и аналитики центра Сергей Мокров, сначала письма рассылаются всем зарегистрированным, но не передающим данные в ЕАИС кинотеатрам (таковых около 1300), после чего они займутся поиском киноцентров, скрывающихся от ЕАИС.

Как подтвердила директор муниципального кинотеатра «Знамя» Татьяна Беляева, на прошлой неделе они получили письмо из Минкульта, в котором говорилось о новых размерах штрафов за сокрытие информации о проданных билетах. «Мы, в общем-то, давно к этой системе подключены», – добавила она.

По словам Максима Клягина, нормально работающая ЕАИС на данный момент является одним из наиболее доступных и эффективных механизмов администрирования рынка, повышения рентабельности кинопроката и как результат расширения инвестиционной привлекательности российского кинематографа. «Впрочем, система ЕАИС нуждается в оптимизации, так как на сегодняшний день этот механизм полноценно не функционирует», – уточняет Клягин. Как заявлял «Коммерсанту» президент объединения «Киноальянс» Олег Березин, в ЕАИС нет алгоритма проверки достоверности предоставляемых данных и отсутствуют гарантии безопасности для самих кинотеатров.

Между тем стоимость оборудования, необходимого для подключения к ЕАИС, оценивается минимум в 100 тысяч рублей. Для кинотеатров, по мнению аналитика «Инвесткафе» Анны Кокоревой, это вполне подъемная сумма. «Это действительно должно повысить объемы сборов с проданных билетов, а также сократить количество организаций, уклоняющихся от предоставления данных, – говорит Кокорева. – Разумеется, это не решит всей проблемы, но хотя бы часть поднадзорных организаций под угрозой штрафов свернет незаконную практику».

Средняя стоимость билета в кино, по данным ЕАИС, увеличилась с 196 рублей в 2011 году до 210 рублей в 2012-м, то есть почти на 7,4%. Это ниже оценок, сделанных на основе данных дистрибьюторов: так, по информации Romir Movie Research, уже в январе-сентябре 2012 года средняя цена достигла 225 рублей, увеличившись на 8,7% по сравнению с 207 рублями годом ранее.

Эксперты согласны с тем, что с введением новых штрафных санкций количество зарегистрировавшихся в ЕАИС кинотеатров будет увеличиваться. Например, в «Мегаполисе» планируют подключиться к системе 11 февраля – как раз накануне вступления в силу поправок. Но штрафы, как считают эксперты, ужесточаются не для того, чтобы «развязать» языки демонстрантам – более правдоподобно, по мнению экспертов, звучит версия о финансовой заинтересованности разработчиков оборудования для ЕАИС. По словам генерального директора холдинга «Мегаполис» Александра Одольского, дистрибьюторы и так постоянно мониторят количество проданных билетов и количество зрителей, и если цифры не совпадут, то на серьезные штрафы можно нарваться и сейчас. «Не представляю, как можно утаить информацию, – говорит эксперт. – Думаю, есть лобби по продаже оборудования для подключения к ЕАИС, эту систему второй год пытаются внедрить. Но для крупных операторов это означает дополнительную трату денег, ничего больше. Нас по-прежнему будут каждый день проверять, но теперь еще и новое оборудование будет установлено».

Директор по маркетингу холдинга Илья Бараковских подтверждает, что сетевые игроки и крупные региональные кинотеатры (на которых приходится примерно 90 процентов от всего российского кинопроката) не заинтересованы утаивать информацию – им гораздо важнее не ссориться с кинопрокатчиками, которые в случае нарушения могут наказать и пожестче, отказав в предоставлении копий какого-нибудь кассового блокбастера. «Может быть, речь идет о мелких операторах в глубинке, куда проверяющие не добираются», – предполагает Одольский.

С коллегой согласен директор сети кинотеатров «Киномакс» в Челябинске Илья Козак. «Сокрытие информации о проданных билетах – это, скорее, прерогатива одиночных кинотеатров в небольших городах, – считает эксперт. – Пусть это даже «тридэшный» кинотеатр, но у него всего два зала, и ему, конечно, может быть интересно сэкономить, чтобы как-то сводить концы с концами». При этом Илья Козак называет ужесточение штрафов лоббированием чьих-то коммерческих интересов, которые вряд ли что-нибудь изменят на рынке в лучшую сторону. «Подобные инициативы исходят от людей, которые не имеют ни малейшего отношения к кинорынку. Это примерно такой же бред, как введение квот на показ российских фильмов».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления